Posted 1 марта 2012,, 15:07

Published 1 марта 2012,, 15:07

Modified 1 апреля, 02:28

Updated 1 апреля, 02:28

Что русскому хорошо - белорусу разорение?

1 марта 2012, 15:07
Малый бизнес Белоруссии подсчитывает убытки от интеграции в Таможенный союз. Экспансия российских коммерсантов начала понемногу разорять их местных конкурентов. Россиянам работать в РБ стало выгоднее, чем нам, утверждают они.

Малый бизнес Белоруссии подсчитывает убытки от интеграции в Таможенный союз. Экспансия российских коммерсантов начала понемногу разорять их местных конкурентов. Россиянам работать в РБ стало выгоднее, чем нам, утверждают они.

Типичная картина в Минске: небольшие магазины, рынки и парикмахерские один за одним закрываются, уступая место большим сетевым проектам. Поскольку Белоруссия никогда не была обласкана вниманием европейского бизнеса, в стране до сих пор не прижились крупные международные бренды. Политика по сдерживанию частного капитала, которую долгие годы применял Лукашенко, почти не позволила в стране родиться и влиятельным национальным торговым маркам. Поэтому после вступления Белоруссии в таможенный союз Минск и другие города без особых проблем стали «оккупировать» люди на джипах с российскими номерами.

Начнем с того, что бизнес-климат в Белоруссии, как бы ни ругали эту страну за отсутствие свобод комбатанты информационных войн, очень гостеприимный. Открывать бизнес в Белоруссии нерезиденты могут без каких-либо дополнительных сложностей в сравнении с резидентами. В республике можно открыть юридическое лицо с участием нерезидента, открыть представительство своей компании в Минске, или работать через зависимого агента. Нет никаких проблем и для тех, кто хочет устраивать в Белоруссии концертно-зрелищные мероприятия, платные зверинцы, демонстрировать цирковые программы.

Процедура открытия небольшого магазинчика в Белоруссии занимает немногим больше двух недель, а при желании можно уложиться и за три дня. Причем, ускорение процедур будет абсолютно легальным: плата за срочность производится в кассе всех регулирующих органов. Тут важно подчеркнуть, что речь идет только о регистрации всех необходимых документов. Как долго иностранец будет искать подходящее помещение и договариваться об аренде, как и повсюду, зависит от многих факторов. Однако в целом согласование всех необходимых процедур и условий со всеми заинтересованными ведомствами занимает не так много времени, как принято считать.

Согласно восьмому ежегодному отчету Doing Business-2012, опубликованному Всемирным банком 20 октября прошлого года, Беларусь заняла 69 место из 183 стран мира по легкости ведения предпринимательской деятельности, почти вдвое (!) обогнав Россию (120-е место) и Украину (157-е) и приблизившись к Польше.

Рейтинг DB учитывает несколько ключевых показателей, по которым Белоруссия очень крепка. Так, по легкости открытия бизнеса эта страна находится на девятом месте в мире, по процедуре регистрации собственности - на четвертом, по обеспечению контрактов - на 14-м, по получению разрешения на строительство - на 44-м.

Парадоксально, но стереотипы, что в Белоруссии сложно работать, во многом развеял кризис. Еще пару лет назад все было действительно забюрократизировано. Но после экономических потрясений власти значительно упростили правила ведения бизнеса, в том числе для иностранцев. И это подтвердило, что в отличие от РФ, ситуация в Белоруссии – управляемая: распоряжения власти выполняются, коррупция не блокирует работу административных механизимов.

Конечно, далеко не факт, что когда кризис закончится, условия инвестирования будут такими же мягкими, как сегодня. Главная проблема Белоруссии, о которой рассказывают европейские инвесторы - слишком частая и непредсказуемая смена законодательства.. Т.е. вкладываешь ты деньги в производство или торговлю на одних условиях, а через два-три года они могут быть совершенно иными. Но россияне чувствуют себя в таких условиях как рыба в воде.

По сложности и запутанности налогообложения, по доступу к механизмам международной торговли и по развитости кредитования Белоруссия оказалась ближе к концу рейтинга. Но налоговая система в Белоруссии за последние два года также значительно упростилась. В целом в рейтинге Doing Business Белоруссия находится на третьем месте в списке стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.

Здесь довольно легко приобретать недвижимость. В прошлом году власти усилили защиту прав миноритарных акционеров. Так, здесь ввели положение, которое позволяет миноритариям получать довольно широкий доступ к корпоративной информации от совета директоров - Навальный может о таком только мечтать.

Впрочем, инвесторам следует помнить простое правило: в этой стране лучше заниматься производственным бизнесом, а не торговым. Власти РБ любыми путями вот уже несколько лет стремятся сократить импорт и увеличить поставки экспорта. Если вы планируете открыть бизнес по производству товара, который будет продаваться за рубежом или способен заменить какой-то импортный продукт, власти будут оказывать вам всяческую поддержку. Свое предприятие можно будет построить в зоне с пониженными ставками налогов. Государство готово будет оказать разного рода льготы по части аренды жилья и юридической помощи. По любому вопросу инвестор-производственник сможет напрямую обратиться к городским или региональным властям, и они обязательно помогут, поскольку каждый год отчитываются перед Президентом об объемах привлеченных прямых иностранных инвестиций. Строго говоря, за недостаточно хорошее отношение к бизнесу сегодня любой местный чиновник может лишиться своего кресла.

А вот открытие в Белоруссии компании, которая будет импортировать зарубежные товары - идея плохая. Здесь грозят и дополнительные внеплановые проверки, и повышение ставок по налогам, и «закошмаривание» со стороны силовых структур. Кроме того, лишиться лицензии на ведение бизнеса при невыполнении взятых на себя обязательств перед властью - более чем реально. Показательна ситуация с российской «Итерой», которую лишили права на застройку «Минск-Сити»: похожие ситуации в Белоруссии вообще возникают довольно часто.

Но что хорошо крупному российскому капиталу, то плохо сказалось на мелких белорусских предпринимателях-торговцах. Только в прошлом году Белоруссия недосчиталась 9 тыс. предпринимателей. И хотя традиционно все проблемы бизнес списывал на слишком забюрократизированный аппарат власти и высокие налоги, теперь, очевидно, что дело не в этом. В Белоруссии до недавнего времени было больше 200 тыс. частных предпринимателей - и это при том, что в стране менее 6 млн человек экономически активного населения. Такое большое количество частников породило и своеобразную проблему: в отличие от России и даже Украины, бизнес в стране вообще главным образом мелкий - даже средних предприятий и торговых сетей сравнительно немного.

Большинство белорусских индивидуальных предпринимателей - это обычные торговцы дешевой одеждой и обувью из Турции, Китая, Польши и России. Когда в свободной продаже в стране не было валюты, эти люди серьезно пострадали от невозможности оплачивать поставки товара. Когда же доллар вернулся в обменники, стало очевидно, что импортный продукт для большинства местного населения оказался непомерно дорогим. Затем в Белоруссию стали активнее завозить товары из России, в том числе одежду российского производства. Чтобы активнее завоевывать новые рынки, многие из новых дял Белоруссии брендов стали делать большие скидки. Это окончательно подорвало позиции простых челноков, закупавшихся в Одессе турецким импортом.

Власть поддерживать челноков не собирается: в последние года два все чиновники ведут разговоры исключительно о необходимости снижения объема импорта и об импортозамещении. В Белоруссии действительно неплохо развит собственный легпром, его продукция поставляется главным образом в Россию и на Украину. Так что защищать своих мелких предпринимателей белорусское государство не будет - ему нужны сейчас не столько рабочие места, сколько инвестиции в инфраструктуру. И в этом смысле Белоруссия ждет предложений со стороны российских бизнесменов.

Директор белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико отмечает, что вступление в ЕЭП серьезно упростило возможность инвестирования российскими предприятиями в Белоруссию. Для государства в целом это хорошо, но для местного бизнеса стало настоящей катастрофой. Ведь даже на внутреннем рынке многие белорусские товары и услуги оказываются неконкурентоспособными в сравнении с российскими. И если раньше это удавалось сдерживать за счет импортных пошлин, теперь этих барьеров нет.

Независимые эксперты говорят, что в самое ближайшее время страна лишится еще 10-15% собственных бизнесменов. Всем им придется стать наемными работниками. При этом около половины останется работать внутри страны, другая половина уедет за рубеж.

Максим Швейц