Posted 22 июля 2013,, 15:51

Published 22 июля 2013,, 15:51

Modified 30 января, 16:59

Updated 30 января, 16:59

Что случилось в Новом Афоне

22 июля 2013, 15:51
Русская православная церковь просит своих паломников не посещать Новоафонский монастырь, руководство которого со скандалом вышло из состава РПЦ. В Абхазии твердят о «внутрицерковных спорах», но, кажется, перед нами - международный политический конфликт.

Московская патриархия просит паломников не посещать Новоафонский монастырь: руководство обители со скандалом вышло из состава РПЦ. В Абхазии твердят о «внутрицерковных спорах», но, кажется, перед нами - политический конфликт международного масштаба.

«Новый Афон закрыт для православных верующих из Сочи и других городов России», - сообщил в конце прошлой неделе федеральный телеканал «Вести». "Вызывает глубочайшее сожаление, что в монастыре, который был благоустроен и населен русскими иноками, а в новое время восстановлен при решающем участии и финансовой поддержке Российского государства и русских жертвователей, сегодня не могут молиться здесь верующие Русской православной церкви", – говорит в репортаже священнослужитель РПЦ отец Трифон.

Эти утверждения, по крайней мере пока, не соответствует действительности: в Новоафонском монастыре, несмотря на рекомендации РПЦ, по-прежнему молится очень много паломников из России. Впрочем, как уточнили позднее сами авторы репортажа, Русская православная церковь просто «просит паломников обходить монастырь стороной». Причина — скандальный выход руководства обители из состава РПЦ. "Отец Дорофей, в миру Дмитрий Дбар, и его сподвижники, – продлолжает автор репортажа, – решили создать собственную православную Церковь, абхазскую. Из Русской православной – вышли со скандалом и отправились к Патриарху Константинопольскому с просьбой под его эгидой создать в Абхазии новую епархию".

События, о которых идет речь, произошли еще несколько месяцев назад. Вот как описывает их логику абхазский автор на сайте «Эхо Кавказа». «Через пару лет после того, как в 2008 году РПЦ не последовала за светскими властями Российской Федерации, признавшими независимость Абхазии, а осталась приверженной мнения, что это каноническая территория Грузинской православной церкви, Сухумо-Пицундская епархия во главе с о. Виссарионом, то есть оппоненты о. Дорофея во внутриабхазском церковном конфликте, заявили о намерении восстановить существовавшую много веков абхазскую автокефалию. Однако РПЦ, многим реально помогавшая абхазскому православию, не хотела в то же время вступать в конфликт с ГПЦ, которая нужна ей как союзница в борьбе с украинскими и другими церковными сепаратистами. И тогда новоафонские монахи во главе о. Дорофеем, конфликтующие с о. Виссарионом уже около десятка лет, решили доказать православной Абхазии, что они способны добиться гораздо большего прогресса на пути к автокефалии и решили обратиться к Вселенскому патриарху и провозгласили себя Священной абхазской митрополией».

По мнению автора вышеприведенной цитаты, таким образом, пропагандистская машина России выступает на стороне одного из участников мелкого абхазского внутрицерковного конфликта. Однако есть основания полагать, что это конфликт международного масштаба - причем не церковный, а политический.

В чем, собственно, разница между Сухумо-Пицундской епархией и Новоафонским монастырем? Как отмечает ниже тот же автор, они почти одинаково малочисленны, правда, последнюю (то есть, группу новоафонского раскольника Дорофея) поддерживает «интеллигенция». А в Абхазии, как и в РФ, под этим эвфемизмом обычно имеют в виду представителей второго эшелона элиты, полных желания попасть в первый. Однако главное различие состоит в том, что отец Виссарион Аплиа сохраняет каноническую связь с Москвой, а отец Дорофей и двое его новоафонских сподвижников из него вышли. Мало того, теперь они обвиняют Виссариона в том, что он "продался русским". А это мало вписывается в версию «антигрузинской» обиды на РПЦ.

По мнению ряда комментаторов в России, церковный раскол стал следствием понимания Москвой того факта, что часть абхазского истеблишмента хочет продолжать жить за счет РФ, не допуская ее контроля над республикой. С этой целью часть местных политиков пытается играть на российско-турецких противоречиях. Почему именно российско-турецких? Потому что Турция является не только резиденцией патриарха Вселенского (Константинопольского) Варфоломея, конкурирующего за влияние на православных в бывшем СССР с главой РПЦ Кириллом. Это страна, пытающаяся воссоздать ареал Османской Империи. В том числе на Кавказе - с помощью потомков «мухаджиров», адыго-черкесских эмигрантов.

Вот некоторые подробности раскола. Участники событий в Новом Афоне, священники Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) были иеромонахами Майкопско-Адыгской епархии РПЦ. 15 мая 2011 года, вместе с иеродиаконом Грузинской православной церкви Давидом (Сарсанией), они, без разрешения Москвы и вопреки запрету отца Виссариона, провели в монастыре «церковно-народное собрание», провозгласив "независимость абхазской церкви" и "создание нового церковного института на территории Республики - Священной митрополии Абхазии». Сообщается также, что в ходе подготовки к этому действу в апреле о. Дорофей был, в нарушение канонов, рукоположен в сан архимандрита митрополитом Константинопольской церкви. "Мы уважаем Россию за то, что она признала Абхазию, и благодарны ей за это, - заявил тогда же о. Дорофей. - Но когда начинаются интриги, диалог становится невозможным". О каких именно интригах идет речь, не уточняется.

В том же 2011 году за самочинные раскольнические действия и неповиновение каноническому священноначалию иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) были запрещены в служении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном. 9 января 2012 в Стамбуле иеромонахов Андрея и Дорофея, иеродиакона Давида и сопровождавших их лиц принял Вселенский патриарх Варфоломей, и провел с ними переговоры. «22 июня (2013 года – прим. ред.), по поручению о. Виссариона Аплиа, ко мне в Новоафонский монастырь приезжали о.Сергий Джопуа, о. Матфей Тужба и о. Далмат Гопия, - с гордостью рассказывает он в интервью Aiaaira.com. - Они вручили мне "указы" епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на меня запрещения в священнослужении сроком на три года. Я даже не стал читать эти указы, просто порвал их и отдал обратно. Они уехали».

По словам о. Дорофея, теперь Новый Афон не имеет «никакого отношения к Майкопской и Адыгейской Епархии Русской Православной Церкви (к Грузинской Церкви мы и так не имели никакого отношения)». «С сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной Церкви в Абхазии, т.е. до появления на территории Абхазии канонического епископа, мы будем поминать за богослужением имя Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея I, как Первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви», - заявляют теперь оо. Дорофей, Андрей и Давид, называя себя «членами Совета Священной митрополии Абхазии».

Разрешить этот конфликт без участия правительств двух стран - а, учитывая фактор Олимпиады, даже без президентов - вряд ли получится. Тем более, что сторонники раскола есть в высших эшелонах абхазской власти. «Сложно сказать, кому принадлежат фрески и храм в целом, - рассуждает в репортаже «Вестей» священнослужитель РПЦ о. Андрей. - Скорее всего, принадлежат именно вот этой самообразовавшейся, откловшейся абхазской митрополии. Так как есть такие данные, что Республика Абхазия, правительство Абхазии передали все здания именно этой организации».

При этом именно паломники из России составляют главный доход Новоафонского монастыря. "Новый Афон стал очень посещаемым и как следствие очень прибыльным местом, - поясняет отец Виссарион. Летом сюда каждый день сюда приезжает до 200 автобусов». Учитывая долю монастыря в торговле и сборы за ночлег паломников, это большие деньги, и теперь получается, что российские верующие оплачивают деятельность раскольников за свой счет. Впрочем, это без особой натяжки можно назвать стратегией поведения всей абхазской верхушки.

Сегодня многие молящиеся в Новом Афоне россияне о расколе либо не знают, либо не понимают его смысла, либо объясняют его исключительно борьбой за контроль над растущими доходами монастыря между Сухумом и Москвой. Что отражает лишь часть действительности.

Виктор Ядуха