Posted 14 марта 2014,, 20:40

Published 14 марта 2014,, 20:40

Modified 31 марта, 14:35

Updated 31 марта, 14:35

Крымское эхо Каракалпакстана

14 марта 2014, 20:40
В Каракалпакии появилось движение за воссоединение с Россией. Относиться к нему слишком серьезно не стоит. Однако оперативность его появления сразу же после начала крымских событий достаточно симптоматична.

В Каракалпакстане появилось движение за воссоединение с Россией. Относиться к этому полумифическому движению слишком серьезно не стоит. Однако оперативность его появления сразу же после начала крымских событий достаточно симптоматична.

В докладе о том, как украинский кризис может повлиять на ситуацию в Средней Азии, американские политологи из университета Джорджа Вашингтона Марлен Лаурель и Син Робертс пишут, что «замороженные» конфликты в регионе могут разгореться вновь, «особенно, если Москва, пожелает защищать в них русскоязычных жителей или национальные меньшинства». И, судя по всему, этот прогноз уже начал сбываться.

Так, в интернете распространяются заявления некоего движения «Алга» («Вперед!» по-каракалпакски – прим. ред.), выступаюющее за выход Каракалпакстана из состава Узбекистана и присоединение к России. «События в Республике Крым взволнвали режим Каримова. Народ Каракалпакстана не согласен с внешней и внутренней политикой режима Каримова. Народ требует присоединения к России. По культуре и языку каракалпаки ближе казахам, но подержит ли Елбасы (президент Казахстана – И.Р.) свободу и независимость Республики Каракалпакстан? Если будут услышан добрый сигнал Кремля, то Каракалпакстан готов поднять флаг РФ», - говориться в заявлении движения. Далее приводится электронный адрес лидера движения Марипа Кунградского.

Конечно же, первое, что приходит на ум, когда читаешь, такое заявление, что это откровенная провокация. Однако сторонники независимости Каракалпакстана опубликовали свои материалы в частности в группе фейсбука оппозиционного движения «Бирдамлик». Корреспондент «Росбалта» связался с лидером движением Бирдамлик Баходиром Чориевым и тот подтвердил, что знает людей, которые распространяют эти сообщения.

По своей культуре (кочевники в прошлом) каракалпаки гораздо ближе к казахам, чем к узбекам. Когда попадаешь в Каракалпакстан, то создается впечатление, что ты уже выехал из Узбекистана, меняется все: природа, архитектура сельских домов, поведение людей. Желание вновь образованного движения присоединится к России вряд ли можно считать случайным. По крайней мере, часть каракалпакских родов присоединились к России добровольно, и в целом каракалпаки относятся к русским очень доброжелательно. На «кухонном» уровне разговоры о том, что лучше бы Каракалпакстан стал частью России или Казахстана ведутся в республике уже давно, но до открытых проявлений сепаратизма дело не доходило.

«Я думаю, что сепаратистское движение в Каракалпакстане очень слабое, какие-то недовольства, наверное, есть, но о каких-то сильных антиузбекских настроениях я не слышал. Разумеется, если растравливать вопрос, то можно получить проблему. Здесь многое зависит от позиции Казахстана», - считает специализирующейся на Средней Азии, профессор этнологии Сергей Абашин.

Конечно, глупо слишком всерьез воспринимать тот факт, что несколько людей создали некую полумифическую партию в интернете. Однако оперативность появления этого движения сразу же после начала крымских событий, и то, что создание такой организации стало возможно в Узбекистане, где в зародыше подавляется всякое оппозиционное и, тем более, сепаратистское движение – все это достаточно симптоматично.

Кроме каракалпакского потенциального сепаратизма, в Узбекистане есть еще таджикские анклавы в Бухаре и Самарканде (исконных, как считают в Душанбе, таджикских городах). В начале 90-х здесь действовало достаточно мощное сепаратистское движение, которое было безжалостно подавлено Ташкентом.

Отметим также, что соревнование с США в Средней Азии Кремль проигрывает именно в Узбекистане. И, теоретически, сегодня, Москва может начать использовать как рычаги воздействия на Ташкент именно очаги потенциального сепаратизма в этом государстве.

«Крымское эхо» вполне может отозваться и в другом районе Средней Азии – Памире. Хотя памирские народы и записаны таджиками, они сильно отличаются и по языку и культуре от титульного народа государства. Памир добровольно вошел в состав Российской империи. Сейчас, отношения между населением этого региона и центром более чем напряженные: в 2012 году здесь даже разгорелась настоящая война между местными боевиками и таджикской армией, а мелкие столкновения происходили и позднее. Поэтому появление на Памире движения за воссоединение с Россией тоже вполне вероятно.

Игорь Ротарь