Posted 9 июня 2014,, 06:54

Published 9 июня 2014,, 06:54

Modified 31 марта, 13:11

Updated 31 марта, 13:11

Грузия: перед выборами кулаками машут

9 июня 2014, 06:54
Что стало причиной драки между азербайджанцами и грузинами – местечковый национализм или попытка дестабилизировать обстановку накануне местных выборов?

В Гардабанском районе Грузии произошла драка между этническими азербайджанцами и грузинами. Случай беспрецедентный, имея в виду не столько факт, сколько его масштабность: по разным данным, в побоище участвовали от 200 до 500 человек, активно орудующих дубинками. Угомонить их удалось только после вмешательства спецназа.

Отметим, что в Гардабанском и еще в нескольких сопредельных с ним районах компактно проживают этнические азербайджанцы, и больших проблем между ними и грузинами не возникало. Мирно соседствуют азербайджанцы в Грузии и с армянами. Часто в одной чайхане и за одним столиком можно встретить спокойно беседующих представителей сразу трех наций. Поэтому подводить под гардабанский конфликт исключительно этническую основу было бы не только неверно, но и вредно.

Между тем, соответствующие попытки имеют место: как известно, игра на национальных и этнических чувствах – самый легкий путь к дестабилизации обстановки. Последняя же накаляется, поскольку 15 июня в Грузии состоятся выборы в местные органы власти. Им придается огромное значение – едва ли не большее, чем выборам в парламент, поскольку выбирать будут представительные органы, мэров городов и глав администраций периферии, где все еще чувствуется «рука» прежней власти – оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД). Нынешняя власть – коалиция «Грузинская мечта» - желает поскорее от нее избавиться.

Но «националы» имеют немалую поддержку в районах компактного проживания азербайджанцев, и отказываться от собственного влияния не собираются. Об остроте борьбы между провластной партией и партией экс-президента Михаила Саакашвили говорит хотя бы тот факт, что на фигурантов выборов оказывается серьезное давление. По информации главы грузинского Центризбиркома Тамары Жвания, в избирательную администрацию обратились несколько человек, которые сняли свои кандидатуры. То есть, в настоящее время избирательная «атмосфера» в Грузии не вполне благополучная. С целью проведения справедливых выборов создана межведомственная комиссия.

Но вернемся к массовой драке в Гардабани. По информации «националов», на них, предварительно оскорбив словесно, напали сторонники «мечтателей», то есть правящей партии. Руководитель избирательного штаба ЕНД Гиги Угулава утверждает, что «нападение имело политическую подоплеку». Но самое главное, подчеркнул он, что «против оппонентов была использована терминология, которая применялась в далекие 90-е годы... Мы слышали не только политические заявления, но и выражения, оскорбляющие достоинство людей».

Иную версию озвучил председатель районной организации «мечтателей» Мавиз Зейнабов. По его словам, конфликт произошел на этнической почве, и был «приурочен» к выборам. «Кто-то перед выборами желает спровоцировать этнический конфликт. Мы живем вместе 25 лет, и никаких проблем у нас никогда не было. Мы и сваны всегда дружили. Нельзя в этом искать политический мотив. Мы живем в одной стране и уважаем друг друга», – сказал он.

Тут стоит обратить внимание на слово «сваны». Это субэтническая группа грузин, проживающая, в основном, высоко в горах. Сванский язык входит в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов прошлого века они (в СССР) считались отдельной народностью, но затем были отнесены к грузинам. В «грузинстве» сванов в самой Грузии никто не сомневался. Часть сванов из-за стихийных бедствий в Сванетии – месте их компактного проживания - были переселены в Гардабанский и некоторые другие районы Грузии. В первом они проживают в течение 25 лет, и мелкие стычки между ними и азербайджанцами, считающими себя коренными жителями этих мест, были.

По слухам, сейчас местные азербайджанцы недовольны тем, что правящая коалиция в соседнем Марнеульском районе, в котором тоже компактно проживают азербайджанцы, выдвинула на руководящий пост в районе этнического грузина, а оппозиция, напротив, - азербайджанца. Так что, вероятно, произошло столкновение этнополитических интересов, которое кто-то умело подогрел, и теперь подсчитывает сомнительные политические дивиденды.

Но все же у многих азербайджанцев осталось ощущение, что этническую окраску конфликт имел. Кстати, на пользу правящей коалиции такое «послевкусие» не пойдет – экс-президент Саакашвили часто встречался с проживающими в Грузии азербайджанцами, и особо их привечал. А любые националистические выпады подвергались им жесткой критике.

Азербайджанская пресса, разумеется, не осталось равнодушной к тому, что «наших бьют», и не где-нибудь, а в дружественной Грузии, однако ажиотажа на эту тему не подняла, ограничившись публикацией комментариев грузинских экспертов и политиков. Так, в интервью Vesti.az государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заверил, что «конфликт произошел в предвыборном контексте и имел только политический характер». На данном этапе, сказал он, никакой проблемы в Гардабани не существует, а инициаторы конфликта непременно будут выявлены и наказаны.

На вопрос, можно ли ожидать повторения гардабанского инцидента, он ответил: «В Грузии сложилась многовековая традиция совместного проживания различных этнических групп... Все граждане Грузии имеют дружеские отношения между собой, идет активный процесс интеграции. Так что никаких столкновений быть не может. В не предвыборный период такие инциденты крайняя редкость».

Тут стоит особо подчеркнуть, что если власти все же допустят повторение гардабанских событий или даже менее резонансных стычек представителей титульной нации и азербайджанцев, отношения между Грузией и Азербайджаном могут омрачиться. Если не на официальном уровне, то на неофициальном - по крайней мере. И Грузия от этого проиграет, поскольку Азербайджан является для нее значительным внешнеполитическим и экономическим партером.

Достаточно сказать, что Азербайджан вкладывает немалые инвестиции в грузинскую экономику, и вообще две страны связывают крупные энергетические и транспортные проекты. В частности, по трубопроводам Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан транспортируется азербайджанская нефть, а по ветке Баку-Тбилиси-Эрзерум – природный газ. Кроме того, Азербайджан является почти единоличным поставщиком природного газа в Грузию. Завершается также строительство железной дороги Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс с выходом на Турцию – на ее строительство Грузия получила льготный кредит от Азербайджана.

В центре Тбилиси даже установлен бюст Гейдара Алиева, а за сквером, который носит его имя, ухаживают особенно тщательно. В свое время оппоненты Саакашвили поругивали его за «подобострастие» перед Азербайджаном, и, исходя из этого, за нерешительность в демаркации и делимитации границы с соседней страной. Впрочем, это не помешало экс-президенту считать отношения с Азербайджаном в полном смысле стратегическими, и азербайджанский вектор внешней политики не только не завял, но и набирал силу.

Вместе с тем у азербайджанцев в Грузии есть проблемы, равно как и у армян, компактно проживающих на юге страны. Обе общины периодически проявляют недовольство принципом распределения земель, уровнем образования на родном языке и представительства во властных структурах. Также они желают (в большей степени это выражено на юге Грузии) признать их родной язык в качестве регионального.

Всеми этими пока еще не крупными и периодически проявляющимися проблемами вполне могут воспользоваться противоборствующие внутриполитические силы, что в конечном счете отразится на государственных интересах Грузии. Если в стране – и в оппозиции, и во власти – наличествует государственное мышление, гардабанский прецедент останется единственным. Если же его нет - продолжение следует.

Ирина Джорбенадзе