Posted 22 декабря 2014,, 17:37

Published 22 декабря 2014,, 17:37

Modified 31 марта, 10:07

Updated 31 марта, 10:07

Холодный таможенный союз

22 декабря 2014, 17:37
Конфликт России с Западом охладил и ее отношения с партнерами по Таможенному союзу. Белоруссия и Казахстан страдают от девальвации рубля и не желают делить с Москвой бремя санкций.

Завтра Владимир Путин встретится с Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым. Речь пойдет об остром кризисе Таможенного союза и об Украине. Белоруссия и Казахстан хотели бы, как минимум, помочь России помириться с ней. А если не получится – то отпрыгнуть от России подальше.

Именно об этом, по мнению экспертов, говорит поведение Лукашенко и Назарбаева в последнее время. Напомним, что оба президента поддерживают территориальную целостность Украины и демонстрируют, что относятся к ней не хуже, чем к РФ. Перед поездкой в Москву оба сначала отправились в Киев, где президент Белоруссии заверял Петра Порошенко в верной дружбе: «Надо будет от Беларуси что-то — скажи, мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь». А в Казахстане недавно демонстративно посадили на пять лет ополченца, воевавшего за ДНР, и собираются отправить гуманитарную помощь Донбассу через Киев. Хотя Астана наверняка знает, что украинские блокпосты ничего туда не пропускают.

Одно из московских мероприятий, где встретятся президенты, называется Высший евразийский экономический совет. 23 декабря в Москве пройдет его последнее перед наступлением 2015 года заседание. А 1 января – это момент начала работы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) России, Белоруссии, Казахстана, Армении и с грядущей весны, как планировалось, и Киргизии. Но ситуация такова, что ЕАЭС могут отложить в долгий ящик. Да и ТС может во многом приостановить свою деятельность.

Причина – санкции Запада против России и девальвация российского рубля, издержки от которых партнеры РФ по евразийской интеграции делить с Москвой не желают. Упавший рубль впервые за 15 лет сделал товары российских производителей привлекательнее по цене, чем белорусские и казахстанские. Астана и особенно Минск, чья промышленность очень зависима от российского рынка, оказались перед выбором: девальвировать свои валюты тоже или защитить рынок таможенными и протекционистскими барьерами. Но первое ведет к социальному взрыву внутри этих стран, который особенно опасен для Казахстана с его угрозой исламского терроризма и проблемой отсутствия преемника у президента Назарбаева. А второе - ведет к фактическому распаду Таможенного союза, созданному как раз для устранения барьеров в экономике.

Положение Белоруссии усугубляется фактической торговой войной, которая началась между Москвой и Минском. После контрсанкций, введенных Россией против Евросоюза, правительство РФ, понимая сложное положение Белоруссии, разрешило ей поставлять в РФ молочные продукты из европейского молока, но с условием, что та будет следить за содержанием в нем антибиотиков. Россельхознадзор считает, что белорусские производители нарушают это обещание. Но основные претензии российского ведомства связаны с реэкспортом запрещенного мяса, мясных продуктов и овощей из Евросоюза в Россию под видом белорусских и под видом транзита в Казахстан. По словам главы Россельхознадзора, контрабанда мяса через Белоруссию занимает сейчас около половины, а контрабанда овощей – больше половины рынка РФ. Все это уже привело к восстановлению таможенной границы между государствами.

Вместе с девальвацией национальной валюты РФ, куда Белоруссия направляет большую часть своего экспорта, это привело к валютной панике в стране. Белорусы кинулись сметать доллары и евро. Власти тут же ввели 30%-й налог на ее покупку. Мгновенно возник черный рынок. Власти ответили арестами менял. Теперь белорусы, как и россияне, в панике скупают в магазинах товары длительного пользования. Это, последнее, Александра Лукашенко вполне устраивает: «У нас склады были перегружены стиральными машинами, бытовой техникой, СВЧ-печами, утюгами и прочим. Спасибо, что разгрузили склады», - удовлетворенно заявил президент.

Но это была удовлетворенность мимолетная. По словам премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича, за последние 10 месяцев «по странам Таможенного союза мы «просели» на $777 млн, в том числе по России — на $739 млн». А министр иностранных дел Владимир Макей анекдотически, но с серьезным лицом предложил перенаправить белорусский экспорт с России на Бангладеш.

Лукашенко считает «необоснованные» претензии России по реэкспорту и качеству – проявлением «тупой и безмозглой» политики Москвы. Он уверен, что Москва наказывает Минск за отказ поддержать ее политику по отношению к ЕС и Украине. «Чего руководство России хочет от Белоруссии? Почему такие шаги предпринимаются, что стоит за этими шагами?» – ответы на эти вопросы Лукашенко хочет получить от Путина и Медведева 23 декабря в Москве.

При этом он откровенно намекает на срыв январского запуска ЕАЭС. "Мы не должны загубить то образование, которому мы посвятили немало лет. Потому что мы втроем выстрадали этот союз, который начинает работать с 1 января, и будет позором для нас, если мы собственными руками его угробим",— заявил он.

Об этом же ведет речь и Нурсултан Назарбаев. "Сегодня Евразийский союз подвергается очень большому риску, честно скажу, в связи с кризисами", - говорит он. В результате сейчас даже в Киргизии размышляют, а нужно ли ей вступать в ЕАЭС в мае 2015 года. Противников евразийской интеграции там тоже много, потому что страна последние годы живет фактически за счет реэкспорта китайского ширпотреба, чему в рамках союза придет конец.

Угрозы Лукашенко уже возымели некоторое действие. Так, Москва уступила требованиям Минска рассчитываться за его товары в рамках ТС в долларах и евро, а не в российских рублях, как раньше. Кроме того, Россия, хоть и со все большим скрипом, но продолжает выделять бюджетные кредиты Нацбанку РБ для поддержки курса белорусского рубля. Тем не менее, Минск продолжает давить: перед саммитом в Москве таможенники Белоруссии блокировали транзит электроники с заводов Калининградской области в Россию.

В Казахстане, где в этом году уже прошла девальвация со 155 до 185 тенге к доллару, тоже с тревогой ждут нового падения нацвалюты. В Армении, которая еще только готовится вступить в ЕАЭС, драмы девальвировались сразу после обвала российского рубля - с 410 до 550 за доллар. Причем, в отличие от Казахстана, это произошло не из-за падения цены на нефть, а из-за сокращения денежных переводов армянских трудовых мигрантов из России на родину. Прозападная оппозиция в Ереване тут же воспряла духом и призывает правительство, «пока не поздно», отказаться от вступления в ЕАЭС.

На Украине, принимая Лукашенко и Назарбаева, не скрывали злорадства. Киевские эксперты говорят, что президенты Белоруссии и Казахстана чуть ли не обсуждают с Петром Порошенко план действий по совместному развалу Таможенного и Евразийского союзов, и план совместных действий с Западом после их распада. На Украине обращают внимание на испуг, который охватил Лукашенко и Назарбаева после событий в Крыму и в Донбассе, и на их желание подстраховаться.

Такой страховкой может быть, помимо сближения Минска и Астаны с Западом, развитие идеологии отстранения в духе «Украина (Казахстан, Беларусь) – не Россия». В последние пару месяцев в российских СМИ резко выросло число публикаций о продвижении в Белоруссии на уровне государства этнического национализма и антироссийских настроений, а также о примирении прозападной оппозиции и государственного агитпропа на почве критики РФ. Пожалуй, самой яркой публикацией об управляемом отчуждении Белоруссии от России стала статья Татьяны Шабаевой «Великое княжество постсоветское», снятая с сайта «Литературной газеты» по требованию администрации Лукашенко и доступная сейчас, например, вот здесь.

Ранее бывший сотрудник администрации президента РФ Модест Колеров опубликовал статью, в которой прямо обвинил Александра Лукашенко в пестовании «бюрократического русскоязычного белорусского этнического национализма» в рядах молодого поколения менеджеров.

Такое мнение высказывают, кстати, и на Украине. Например, директор киевского Международного института демократии Сергей Таран заявил «НГ», что «наступило время переоценки ценностей на постсоветском пространстве». «Выросло новое поколение политиков и бизнесменов, которые не ностальгируют по СССР», - отмечает он. – «Пришло новое время. На наших глазах умирает СНГ».

А тем временем российско-белорусская внешнеполитическая риторика становится «все теплее и теплее». Сегодня глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков заявил, что дружба президента Белоруссии Александра Лукашенко с США обернется для него судьбой Каддафи. "С США пытались дружить Милошевич, Каддафи, Хусейн. Их судьба известна. Теперь США предлагают "новые отношения" Лукашенко. Опыт опасный..." — написал Пушков в своем Твиттере.

О дружбе Белоруссии с США говорить пока рано, но, как уже писал «Росбалт», контакты между Минском и Вашингтоном на фоне холодной войны с Россией резко активизировались. 17 декабря замгоссекретаря Виктория Нуланд заявила, что отношения достигли небольшого прогресса, и США открыты для диалога с Белоруссией. В Минске не скрывают, что готовы на многое ради получения кредитов МВФ.

Павел Кривошеев