Posted 6 января 2015,, 09:00

Published 6 января 2015,, 09:00

Modified 31 марта, 09:58

Updated 31 марта, 09:58

Крепкий кавказский орешек

6 января 2015, 09:00
Минувший год в целом был успешным для Азербайджана, хотя карабахская проблема осталась нерешенной. Зато экономика республики устояла, несмотря на падение цен на нефть, да и отношения с Россией улучшились.

Многие государства постсоветского пространства в 2014 году либо испытывали серьезные проблемы в экономике, либо вели внутренние войны, либо разрывались между Западом и Востоком, что крайне отрицательно отразилось на их социально-экономическом развитии и внутриполитической обстановке. Одним из счастливых исключений можно считать Азербайджан. Правда, ему не удалось урегулировать карабахский и армяно-азербайджанский конфликты, но хорошо уже то, что они не докатились до «горячей фазы».

Хорошо и то, что нет ухудшения в отношениях с Россией на фоне украинских событий - Азербайджан поддерживает с Москвой конструктивный диалог, сотрудничает с ней и даже вынашивает совместные проекты, чем крайне недоволен Запад.

В плюсы руководству Азербайджана можно засчитать и то, что, несмотря на падение мировых цен на нефть и непонятной ситуации на финансовых рынках, национальная валюта, манат, устойчива вот уже более десяти лет. Жителям республики не приходится стоять на паперти, а государство в прежнем режиме выполняет свои социальные обязательства перед населением. Более того, можно считать, что азербайджанская экономика стала более устойчивой, поскольку взяла курс на уменьшение зависимости от нефтяного сектора. Республика в 2014 году также показала довольно высокий рост ВВП – 5,2%.

Крайне важным событием для Азербайджана в 2014 году была закладка Южного газового коридора. Многие считают этот проект "подножкой", подставленной России, поскольку он должен частично заполнить российскую газовую «нишу» в государствах Евросоюза. Но при этом, поскольку газ, прежде чем он дойдет до Европы, должен миновать территорию Турции, получается, что Баку и Анкара вместе работают на ослабление контроля Европы над турецким газовым рынком.

Грамотно вел себя Азербайджан и во внешней политике. Вероятно, на нее, на фоне украинских событий, были брошены все дипломатические усилия. Если не считать нескольких тяжелых дней на линии соприкосновения огня с НКР, Азербайджан ни с кем не ссорился. Впрочем и со своим армянским коллегой президент Алиев встречался, и в Тегеран слетал. Кроме того, Баку, с одной стороны, поддержал территориальную целостность Украины, но с другой – отказался от санкций в отношении России и не позволил Вашингтону и его партнерам совать нос во внутренние дела Азербайджана. Это здорово обозлило американцев, но пока им приходится мириться с тем, что при Ильхаме Алиеве, как и при его отце, Азербайджан продолжает оставаться «крепким орешком», и расколоть его не так-то просто.

Что ожидает Азербайджан в году наступившем? В экономическом плане особые потрясения в республике вряд ли ожидаемы. Напротив, завершится строительство железной дороги, соединяющей Азербайджан с Турцией по территории Грузии. Сходу больших денег она не принесет, но и бездействовать не будет. В силе остаются и все задуманные нефтяные и газовые проекты. По прогнозам азербайджанского правительства, в 2015 году мировой ВВП будет падать, но соответствующий показатель в Азербайджане, напротив, увеличится за счет роста не нефтегазового сектора - в этом году он составил 63% ВВП, а в течение двух лет увеличится до 72,4%. Объем ВВП Азербайджана в ближайшие три года достигнет 100 млрд долларов.

Между тем экономическая устойчивость Азербайджана, его углеводородные запасы, на фоне противостояния России и Запада могут вызвать кое у кого нешуточную зависть и желание дестабилизировать ситуацию в республике при помощи самых разных политических «инструментов» – начиная от эскалации ситуации вокруг Нагорного Карабаха и заканчивая «цветной революцией». Это тем более вероятно и «удобно», что на вторую половину наступившего года в Азербайджане запланированы парламентские выборы.

Известно, что оппозиция в Азербайджане слабая, и власти, к тому же, делают все возможное для того, чтобы она не встала на ноги. Но оппозиционерам могут (что, в принципе, происходит и сейчас) подсобить "спонсоры» из-за океана любыми доступными способами. И хоть правящая партия на предстоящих выборах практически "обречена" на победу, прогнозировать, пройдет ли голосование в тишине и спокойствии или будет сопровождаться большой «заварушкой», сейчас практически невозможно.

Что же касается взаимоотношений Азербайджана с Россией, они, скорее всего, останутся прежними. Политические «качели» маловероятны, несмотря на то, что Россия пока не готова, в контексте Карабаха, идти против интересов своего стратегического партнера – Армении. Впрочем, это не помешает развитию торгово-экономических отношений между РФ и Азербайджаном, инвестициям последней в российскую экономику, а также военно-техническому сотрудничеству сторон.

Эксперты, кроме того, прогнозируют еще большее сближение Азербайджана с Турцией и более комфортную среду во взаимодействии с Ираном. Словом, во внешней политике Азербайджан будет придерживаться многовекторности, но, как отмечают местные эксперты, «без навязывания нам чуждых ценностей». Под таковыми подразумеваются различные требования Запада, которые Баку, в большинстве своем, удовлетворять не намерен. Принудить его полностью прибиться к другому полюсу, то есть вступить в Евразийский союз, тоже будет весьма непросто.

«Мы всегда стремились к тому, чтобы поддерживать отношения на политическом, на экономическом уровне с Соединенными Штатами Америки, понимая, что это ведущее государство мира, от которого зависит решение узловых проблем, ключевых вопросов. Вместе с тем, мы дали понять, что мы никогда не согласимся с нравоучениями, с менторским тоном и навязыванием нам своих ценностей», - сказал агентству «Новости – Азербайджан» политолог Фикрет Садыхов.

«Мы, - продолжил он - … никогда не согласимся на навязывание нам чуждых нам ценностей, и если даже сближаемся с Западом и взяли курс на евроинтеграцию, это вовсе не означает, что мы отказываемся от своих союзников, партнеров, стран, с которыми нас связывает многолетняя, в ряде случаев – многовековая связь, партнерские отношения, исторические узы».
Он также признал, что «Были попытки втянуть нас в Евразийский союз. Это реальность. Но мы, не впадая ни в какие крайности, дали понять, что у Азербайджана нет серьезных проблем с развитием экономики, и на данном этапе вступать в данную организацию ни имеет для нас смысла».

Резюмируя вышесказанное, отметим, что, несмотря на карабахский и армяно-азербайджанский конфликт, Азербайджан продолжит оставаться самым стабильным и самодостаточным и государством на Южном Кавказе и в Каспийском регионе, несмотря на «диктатора» Алиева, «отсутствие демократии и свободы слова», то есть, всего того, в чем упрекает азербайджанского президента Запад. Как это ни парадоксально, но Азербайджан, скорее держится на плаву не «несмотря на… », а «благодаря этому». Восток ведь он такой, тонкий.

Ирина Джорбенадзе