Posted 3 февраля 2015,, 13:25

Published 3 февраля 2015,, 13:25

Modified 31 марта, 09:34

Updated 31 марта, 09:34

Почти что рай, но…

3 февраля 2015, 13:25
Сегодня грузины не выбирают, куда махнуть к морю - в Абхазию или в Аджарию. "Страна Души» для них закрыта, зато Батуми привели в такой порядок, что этот курорт стал излюбленным местом отдыха даже для интуристов.

До грузино-абхазской войны автор этих строк наезжал в столицу Аджарской автономной республики Батуми редко и ненадолго - разве что за компанию. Каюсь перед гостеприимными батумцами – предпочитал другую всесоюзную морскую здравницу - Абхазию. Здесь и климат посуше, и сводящие с ума красоты Пицунды, озера Рица и много чего еще. Хотя абхазы даже в советское время к приезжим из «остальной» Грузии относились, мягко говоря, неважно. Криминогенная обстановка тоже оставляла желать лучшего.

А вот в Аджарской автономии местные жители с удовольствием принимали любых приезжих, и сервис (тогда еще советский) был здесь на порядок выше, чем в абхазских гостиницах и даже «престижных» ведомственных домах отдыха журналистов, кинематографистов, писателей, композиторов и прочих.

Понятно, что после грузино-абхазского конфликта грузины, для которых «Страна Души» автоматически закрылась, массово повалили в Аджарию. За ними потянулись туристы из Армении. Потом «малыми партиями» отдыхающие из Азербайджана и Украины. Поехал и я. Задержался надолго, открыв для себя умопомрачительную вечнозеленую субтропическую природу и самую разнообразную архитектуру этого края – с последней в Абхазии, кстати, плоховато.

Но для того, чтобы дома в старом районе Батуми засияли (многим из них по 150 лет и более), чтобы не было проблем с подачей питьевой воды и с канализацией, явно требовалась хозяйская рука. И она появилась в 2003 году, когда в Грузии случилась «революция роз», которая вскоре добралась и до Аджарии. Тогдашнему руководству республики пришлось срочно эвакуироваться в Москву, и автономия полностью перешла под юрисдикцию Тбилиси.

И вот тогда пришедший к власти Михаил Саакашвили сделал Аджарию едва ли не самым важным политическим проектом. Он решил показать отколовшейся и лежащей в руинах Абхазии, что возвращение под руку Тбилиси может превратить ее в рай на земле и туристическую Мекку.

Надо сказать, что Саакашвили в этом деле преуспел: на туристическое и инфраструктурное развитие Аджарии были брошены колоссальные деньги – государственные, кредитные, внутренних и иностранных инвесторов. В итоге в кратчайшие сроки отреставрировали старые батумские кварталы, поменяли подземные коммуникации, решили проблему с водой, продлили набережную втрое - до 12 километров, «окультурили» приморский бульвар, основанный в позапрошлом веке знаменитым немецким садоводом Ресслером и его французским коллегой Д’Альфонсо (памятник на фото).

В городе построили новые площади и здания, в том числе жилые, в стиле европейской и восточной архитектуры, брендовые гостиницы. Кстати, достраивающийся отель Kempinski будет самым большим в Закавказье. И, заметим, что сегодня батумские отели и гостевые дома не пустуют даже в зимний период, а уж летом и в бархатный сезон здесь просто яблоку негде упасть. Потому-то автор этих строк приехал в этом году в Батуми в январе, чтобы наслаждаться красотами и историческими памятниками города не мешали толпы туристов.

От местных жителей, кстати, услышал самые разнообразные мнения по поводу резкого изменения облика города: от «Саакашвили изуродовал Батуми» до «город стал сказочным, а возросший в разы туризм дает возможность свести концы с концами». Что касается «изуродовал», это, конечно, дело вкуса. С моей точки зрения, старая часть Батуми и без того создает внегеографическое впечатление: то ли ты в Париже, то ли в Риме, а рядом – практически полный аналог старого стамбульского квартала.

Архитектурным изыскам и их смешению город во многом обязан бывшим статусом порто-франко. Идешь и дивишься старым зданиям с каменными львами и химерами, атлантами, мальчиком, играющим на камышовой трубке, отчетливо проявляющимся византийским веяниям, готике, русской архитектуре. А потом вдруг набредешь на новые здания и площади, на Батумский технологический институт – самое высокое в Грузии здание (Саакашвили планировал, что здесь разместится грузино-американский вуз международного значения, но новым властям Грузии идея не понравилась, и оно пока пустует).

Модерна сегодня в городе появилось достаточно, и именно он далеко не всем батумцам нравится. Но, опять же, это дела вкуса: иностранцы, например, в восторге от «Башни алфавита» и разнообразных современных скульптур. Особенно им нравятся «поющие фонтаны» на новом бульваре. А на меня лично самое сильное впечатление, помимо архитектуры, производят ухоженные магнолиевые аллеи, пальмовые и бамбуковые рощи, и даже зимой изумрудного цвета лужайки и газоны с самыми разнообразными цветами.

Кстати, Батумский ботанический сад, заложенный в 1880 году русским ученым Андреем Красновым, считается одним из крупнейших ботанических садов мира – он создан по принципу легендарных садов Семирамиды и ярусами спускается от гор к Черному морю. «Населен» он 5 тысячами видов растений: флорой Гималаев, Средиземноморья, Австралии, Северной Америки, Японии и т.д. Не забудем, конечно, говоря о столице Аджарии, про море и порт.

Не удивительно, что увидев все это своими глазами, иностранцы и грузины из других регионов страны активно покупают здесь недвижимость – строительный бум в автономии продолжается. По российским меркам, стоимость квадратного метра жилья в престижном доме и в престижном месте в среднем обходится (без внутренней отделки) не дорого - в 2 тысячи долларов (речь идет о первичке). Просто в «приличном» - еще дешевле. Ну а в старом городе – по-разному. За удовольствие пожить в памятнике архитектуры и культуры выкладывают и большие деньги.

Словом — рай. Но когда я говорю батумцам, что с удовольствием бы переехал жить в их город, на меня иной раз смотрят, как на ненормального. И что же тут, по мнению местных жителей, не так?

Во-первых, частые проливные дожди готовы довести до белого каления. Но с другой стороны, когда в конце января температурный столбик показывает плюс 21, сияет солнце и море, и народ высыпает на набережную кататься на велосипедах (специальные дорожки для них есть почти повсюду), о частых дождях забываешь.

Проблема номер два – безработица, и это несмотря на туристический бум, на котором в сезон можно неплохо заработать. Но если нет постоянного места работы, то в несезон придется «сосать лапу» или «доедать» остатки летних доходов. При этом – парадокс: даже зимой по вечерам батумские кафе и ресторанчики забиты до отказа местной публикой, хотя цены в них сильно возросли по сравнению с прошлым годом, и найти место, где вкусно кормят, тоже стало проблемой.

Зато, возражаю я, Аджария – это свежий воздух, восхитительный запах моря и экзотических растений, экологически чистые продукты, замедленный ритм жизни и тишина, если не считать периода наплыва туристов.

А здравоохранение? Почти все едут лечиться в Тбилиси, говорят мне. А образование? А (вполголоса) «отуречивание» Аджарии - ведь все лучшие места на корню скупают турки? И много других «а» и «но», которых в избытке у местных жителей.

В общем, проект «аджарского рая» не только для туристов, но и для местного населения вполне мог бы удаться, если бы грузинские власти решили проблемы безработицы, социального обеспечения и кое-какие другие. И все же, на примере Аджарии грузинам удалось показать всем (особенно абхазам), что автономия в составе Грузии – это не задворки жизни, но развитие, инвестиции, а иногда и восхитительная жизнь – если повезет.

Правда, даже увидев все это, абхазы не ринулись "обратно в Грузию", но это уже политический вопрос. Своей же уникальной природой и великолепным климатом Абхазии их «хозяева», надо сказать правду, распорядились из рук вон плохо, особенно, если сравнивать с успехами соседей.

А ведь «Страна Души» вроде бы располагает всем необходимым для привлечения инвестиций, и немалых. Упомянутый уже прекрасный климат позволяет развивать туризм и экологически чистое сельское хозяйство. Кроме того, Абхазия является важным транзитным коридором для транспортировки грузов, идущих из России и в Россию как минимум из государств черноморского бассейна, Южного Кавказа и Ближнего Востока. Не говоря уж о том, что Абхазия практически ничего не производит, и в ней огромное количество ниш, свободных для бизнеса.

Но факт остается фактом – инвестор в Абхазию, ставшую огромной российской военной базой, не идет. Никто не рискует вкладывать деньги в страну, признанную всего четырьмя государствами. Кроме того, даже абхазские эксперты признают, что в республике царит правовой беспредел. Например, до сих пор не решен вопрос имущественных прав иностранцев на недвижимость. Даже у гражданина РФ могут запросто отобрать приобретенную квартиру (сравните с тем, как дело обстоит в той же «враждебной» Грузии). О земле и говорить излишне.

Соответственно, Абхазия продолжит сидеть на шее у России и жаловаться на «скудность» ее помощи, вместо того, чтобы сохранить хотя бы тех российских туристов, которые все реже заезжают в «Страну Души» ввиду высокого уровня преступности и отсутствия элементарного сервиса.

Словом, Абхазия могла бы посоперничать с Аджарией, если бы судьба грузино-абхазских отношений сложилась иначе. Но пока две бывшие советские автономии смотрятся уж очень по разному.