Posted 15 мая 2015,, 09:51

Published 15 мая 2015,, 09:51

Modified 31 марта, 08:06

Updated 31 марта, 08:06

Прагматики и гуманисты

15 мая 2015, 09:51
Исполнилось 10 лет со дня подавления андижанского восстания. Правозащитники до сих пор требуют проведения «независимого расследования», но Запад не хочет раздражать узбекского лидера, считая, что он все же лучше, чем исламисты.

Исполнилось 10 лет со дня кровавого подавления узбекскими властями андижанского восстания. В годовщину этой печальной даты Amnesty International, Human Rights Watch и целый ряд других западных правозащитных организаций вновь потребовали провести независимое расследование по факту убийства сотен участников протеста узбекскими силовиками, а также прекратить преследование лиц, как-то участвовавших в беспорядках.

Напомним, что в мае 2005 года узбекские власти жесточайшим образом подавили восстание в Андижане, не щадя ни детей, ни женщин. По свидетельству местных жителей, даже спустя месяц после расправы вода в андижанских арыках пахла трупами. По официальным данным, погибло 187 человек, по данным правозащитников и очевидцев — более 700.

Корреспондент «Росбалта» наблюдал за андижанскими событиями еще до их трагической развязки. Мятеж был спровоцирован арестом бизнесменов из организации «Акрамийа», стремившейся построить в Андижане некий вариант исламского социализма и создавших в городе «исламские» предприятия.

"Если рабочий заболевал, то его не бросали на произвол судьбы, как на государственных предприятиях, а полностью оплачивали его лечение, - объяснял «Росбалту» незадолго до начала восстания отец одного из арестованных бизнесменов-акрамистов Бахром Шакиров. - Мы вычислили реальный прожиточный минимум в Андижане – это 50 долларов, что в пять раз выше минимальной зарплаты и поклялись не платить рабочим меньше этой суммы. Мы также создали кассу взаимопомощи. Любой правоверный мог взять из нее деньги для развития своего бизнеса. Люди воочию увидели преимущество исламской системы. И разозленные власти стали бросать за решетку исламских предпринимателей ".

В ответ на аресты акрамисты сначала проводили мирные митинги, но затем подняли восстание, которое жестко подавил Ташкент.

Западные правозащитники полагают, что действиям узбекских властей не было и нет оправданий и считают, что правительства их стран должны настаивать на проведении независимого расследования трагедии. «Правительства стран Европы и США продолжают глядеть сквозь пальцы на это и другие возмутительные нарушения прав человека в Узбекистане, по всей видимости, боясь обидеть своего стратегического партнера. По этим убийствам уже давно пора провести независимое международное расследование, и еще не поздно положить конец безнаказанности и позаботиться о восстановлении справедливости в отношении всех жертв андижанских событий и возмещении им ущерба», — считает директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Джон Дальхизен.

Вроде бы и убедительно, и справедливо. Но вот у меня, как у человека, не один год прожившего в Средней Азии и хорошо знакомого со многими лидерами андижанского мятежа, несколько другой, чем у западных правозащитников, взгляд на андижанскую трагедию. На мой взгляд, у узбекского президента Ислама Каримова просто не было другого варианта в решении андижанского кризиса, кроме силового.

Западные правозащитники «забыли», как "мирные" митингующие без труда захватили тюрьму (говорят, что вторую в СНГ по «неприступности»), освободив несколько сотен заключенных, в том числе уголовников, как разгромили воинскую часть. Как взятые ими заложники подвергались издевательствам и пыткам. А вот как выглядел сам «мирный» митинг: по краям площади - заложники, связанные проволокой за горло, за ними - женщины и дети, а уже около здания андижанской администрации - вооруженные боевики.

Я далек от идеализации каримовского режима, и, кстати, именно за критику действий узбекских властей во время андижанских событий был депортирован из республики. И как человек, живший в то время в Узбекистане, также могу засвидетельствовать, что нищета в стране царила просто страшная. Я видел, как крестьяне из экономии добавляли в муку, из которой пекли хлеб, комбикорм. И свободной прессы в республике тогда не было (впрочем, как нет и до сих пор). И сегодня, борясь с исламскими радикалами, спецслужбы следуют принципу "Лес рубят - щепки летят", а в тюрьме можно оказаться по доносу соседа. Здесь шутят: хочешь увидеть рай - смотри "Ахборот" (программа новостей), хочешь пожить в аду - езжай в Узбекистан.

Все так. Но что, кроме применения силы, оставалось делать Каримову, когда город перешел под власть повстанцев?! Единственное, в чем можно его обвинять, - в том, что правительственные войска убивали не только боевиков, но и женщин, и детей. И это действительно ужасно. Но как ожидать профессиональных действий от армии насквозь коррумпированной, нищей страны? Почти также действовала российская армия в Чечне и действует сегодня украинская в Донбассе. Даже американцам в Ираке при штурме городов не удавалось избежать страшных потерь среди мирного населения. Кстати, бойню в Андижане устроили бойцы спецназа "Барс", оснащенного на деньги США и подготовленного американскими инструкторами.

Справедливости ради отметим, что 10 лет назад Запад все же отреагировал на андижанскую бойню. Евросоюз ввел эмбарго на поставки оружия и другие целевые санкции, а также предъявил требование узбекским властям о тщательном расследовании этих убийств. Правительство США также потребовало расследования и помогло вывезти часть участников мятежа в Румынию. В ответ на это взбешенный узбекский лидер закрыл американскую военную базу в Узбекистане.

Позже в беседах со мной очень многие американские политологи откровенно не одобряли это «чистоплюйство» Белого дома: «Что за наивный подход? Что теперь в Узбекистане соблюдаются права человека? Конечно, нет. Просто на смену нам в Узбекистан пришли русские, поддержавшие силовые действия узбекского президента».

В итоге прагматичный подход взял верх и на Западе: в январе 2012-го Белый дом отменил ограничения на оказание военной помощи Узбекистану, а в текущем году отношения между странами в военной сфере значительно укрепились с принятием нового пятилетнего плана военного сотрудничества. Еще раньше на подобные послабление пошли и в Европе: в октябре 2009 года ЕС отменил свое эмбарго без каких-либо упоминаний о расследовании андижанских событий.

То, что сейчас Запад закрывает глаза на авторитаризм Ислама Каримова, легко объяснимо. Арабская весна и события в Сирии убедительно показали, что сколь бы не были чудовищны светские диктаторы, их исламские оппоненты ничуть не лучше. Не забудем также, что Узбекистан граничит с Афганистаном – страной, где победа талибов после вывода натовских войск фактически неизбежна. А каким бы ужасным не был узбекский лидер - он всерьез борется с исламскими радикалами, что, судя по всему, сегодня для Запада это главное.

Игорь Ротарь