Posted 22 июня 2015,, 08:40

Published 22 июня 2015,, 08:40

Modified 31 марта, 07:32

Updated 31 марта, 07:32

В Баку заговорили с русским акцентом

22 июня 2015, 08:40
Изгнание офиса ОБСЕ из Баку некоторые эксперты в Ереване расценивают как выход Азербайджана из Минского процесса по карабахскому урегулированию и его переориентацию на Россию, а также опасаются подключения Турции к решению проблемы НКР.

Азербайджан «успешно» портит отношения с Западом – об этом, как минимум, свидетельствует его требование закрыть офис ОБСЕ в Баку. По распространившейся информации, демарш Азербайджана связан с тем, что ОБСЕ решила не продлевать контракт с главой бакинского офиса организации, французским дипломатом Алексисом Шахтахтинским, который пришелся по душе азербайджанским властям. И хотя ОБСЕ распространила пояснение, почему прекращены полномочия главы бакинского офиса, власти Азербайджана в отзыве Шахтахтинского из Баку усмотрели «давление США».

Как сообщил РИА Новости постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин, «Шахтахтинский был хорошо принят в Азербайджане, там считали, что он правильно работает и вполне справляется со своими обязанностями. Он работал по тем приоритетам, которые определяло правительство Азербайджана, и не занимался разработкой и укреплением оппозиции. За это он и пострадал».

Посол США при ОБСЕ Дэниел Баер в свою очередь заявил, что решение Баку рассматривается в контексте «существенного отката» Азербайджана от обязательств в области прав человека.

Напомним, что США, ЕС, различные международные организации постоянно обвиняют власти Азербайджана в нарушении прав человека и, как правило, получают из Баку довольно жесткие ответы. Но на сей раз обошлось без риторики – МИД Азербайджана просто взял и направил ОБСЕ ноту о закрытии офиса. Получается, что «Меморандум о взаимопонимании между правительством Азербайджана и ОБСЕ о Координаторе проектов ОБСЕ в Баку» утрачивает свою силу.

Депутат азербайджанского парламента Захид Орудж полагает, что приостановление деятельности ОБСЕ в Баку не должно считаться международным скандалом, хотя, по сути, таковым оно и является. Власти Азербайджана и раньше пытались ослабить роль ОБСЕ в своей стране - в 2013 году статус представительства этой организации в Азербайджане был понижен с посольства до «координатора проектов». Как заявил Орудж, закрытие офиса в Баку ни в коем случае не означает, что Азербайджан приостанавливает свое сотрудничество с ОБСЕ и с Минской группой по урегулированию карабахского конфликта, и вообще офис организации может появиться «в другом формате».

Разумеется, армянские политики, эксперты и СМИ более чем внимательно наблюдают за ситуацией вокруг закрытия офиса ОБСЕ в Баку. «Если судить по фактам, - пишет Lragir, - Азербайджан может скоро объявить о выходе из Минского процесса ОБСЕ по карабахскому урегулированию». Как поясняет издание, выход из Минского процесса нужен Азербайджану для «официального заключения сепаратного «триумвирата» с Россией и Турцией» с тем, чтобы далее «решить» карабахскую проблему и создать российско-турецкую зону, которая помешает и связям Ирана с Западом, и Китая с Европой. Сейчас сопредседательство Минской группы мешает реализации этих планов».

Впрочем, полагают аналитики армянского издания, шаг Азербайджана может оказаться и «фальстартом», поскольку для заключения упомянутого триумвирата турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган должен был одержать полноценную победу на парламентских выборах в Турции и получить мандат на проведение новой внешней политики, чего не случилось.

Еще одна версия вышеуказанного источника: «Выход Азербайджана из Минского процесса может быть приурочен к предстоящей в сентябре сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Есть сведения, что на полях заседания может состояться встреча президентов Армении и Азербайджана и даже подписание некоего документа. Скорее всего, этот документ не нравится Азербайджану, и в данной ситуации лучшим способом избежать его является выход Баку из Минского процесса ОБСЕ. Ведь именно сопредседатели Минской группы готовят документ».

Словом, сейчас план действий по Карабаху разрабатывает «гонимый Западом триумвират», - то есть Алиев, Путин и Эрдоган. Некоторые армянские аналитики утверждают также, что эти три политика делают ставку на «урегулирование через войну», к которой уже готовятся и Баку, и Ереван. По их логике, в результате активных военных действий Армения вернет оккупированные ею районы Азербайджану, а на территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области будут введены российские миротворцы. Азербайджан же, в знак благодарности России, вступит в Евразийский экономический союз, хотя совсем не желает этого. В развитие такой версии отмечается, что Россия тоже не останется в долгу и, в противовес США, будет делать все для усиления в Азербайджане режима Алиева.

А что же ОБСЕ? Сопредседатель Минской группы этой организации от США Джеймс Уорлик заявил, что если в регионе начнется полномасштабная война, то на переговорах можно будет ставить точку. Фактически, считает Lragir, он «предупредил, что если Армения, вслед за Баку, откажется от услуг ОБСЕ и прибегнет к посредничеству России, то начнется широкомасштабная война. … После того, как Азербайджан заявил о закрытии офиса координатора проектов ОБСЕ в Баку, из штаб-квартиры ОБСЕ было сделано интересное заявление. Представитель ОБСЕ приблизительно сказал, что это выбор Баку, но там должны понимать, что они перестают быть частью глобальной системы безопасности. Иными словами, ОБСЕ предупреждает, что Азербайджан больше не может рассчитывать на общеевропейскую компоненту безопасности. Теперь такое же предупреждение Уорлик делает Армении».

Предупреждает Азербайджан не один только Уорлик: упомянутый выше Баер подчеркнул, что закрытие офиса ОБСЕ в Баку «нехорошо для безопасности в регионе, для населения и правительства Азербайджана».

По данным Turan, американский дипломат напомнил, что офис координатора проектов функционирует на основе политического мандата, согласованного всеми 57 государствами-участниками ОБСЕ. Соответственно, любое решение, принятое консенсусом участников, «может быть отменено только на основе консенсуса».

Напомним, что Баер особенно активен в критике Азербайджана. Года полтора назад он, а также Госдеп США выразили протест в связи с обысками в бакинском офисе американской радиостанции «Свобода», на что высокопоставленный представитель администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов дал отповедь американцам далеко не в стиле высокого дипломатического слога. «Господин Баер забывает, что родиной насилия, коррупции и арестов является именно его страна», - сказал он.

Как полагает PanARMENIAN.Net, Азербайджан уже почти исчерпал кредит доверия западных стран, и «однажды может случиться, что Алиеву и его команде не поможет черная икра и нефть». Ну, с черной икрой у армянского издания получился перебор. А вот уступить азербайджанские нефть и газ Запад не захочет при всей своей «разочарованности» поведением Азербайджана. А еще больше он не захочет уступить страну России и Турции.

Кстати, лидеры этих двух стран встретились в Баку уже после выдворения офиса ОБСЕ – президенты Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в церемонии открытия первых Европейских игр, которые игнорировали едва ли не все мировые лидеры. Это говорит не о многом, а об очень многом в контексте создания триумвирата Москва-Баку-Анкара, карабахской проблематики, региональной и энергетической безопасности, а также уравновешивания политических амбиций России и Турции на Южном Кавказе и Ближнем Востоке.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не скрыл важности встречи Путина и Эрдогана в Баку, прошедшей в закрытом режиме. Впрочем, он ограничился сообщением, что сторонам необходимо «сверить часы и обменяться мнениями по непростой ситуации, которая складывается в региональных делах — это ситуация в Сирии, безусловно, это торгово-экономическое взаимодействие наших двух стран, и также вопросы совместной работы над крупными проектами, в том числе в области энергетики». В контексте энергетики речь шла и о «Турецком потоке», и «о других действующих маршрутах».

Также, по словам Пескова, стороны «Достаточно подробно проговорили тематику строительства АЭС, очертили проблемы, которые имеются. Это технические проблемы, которые всегда сопровождают крупномасштабные стройки. Обговорили различные крупные проекты в энергодиалоге. Обменялись мнениями по основным текущим международным проблемам, включая Украину».

Побеседовал Путин и с Алиевым – о Нагорном Карабахе, двусторонних отношениях и растущей взаимной торговле. Однако официальная информация о проговоренном президентами России и Азербайджана по карабахской тематике этим ограничивается. Но всех, разумеется, интересует, какую роль берет на себя Россия в карабахском урегулировании, имея в виду выдворение офиса ОБСЕ из Баку и заявления в этой связи американцев.

Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа заверил, что возглавляемая им структура не может принять участие в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, поскольку этой проблематикой занимается Минская группа ОБСЕ, и «другие структуры не должны вмешиваться в этот процесс». Но, напомнил он, Армения является полноправным членом ОДКБ, и «в случае возникновения угрозы для Армении, ОДКБ воспользуется всеми своими правами». Вопрос в том, возникнет ли угроза, и если – да, так ли не прав Lragir в анализе ситуации вокруг Карабаха по части "российского акцента».

И если этот акцент имеет, так сказать, громкое звучание, США пока придется смириться с отсутствием в Азербайджане демократии по-американски и отказаться от нетерпеливых попыток ее внедрения на берегу Каспия. Ведь от этого сейчас зависит, во-первых, ослабление российского доминирования на мировом газовом рынке, во-вторых, исход карабахской проблематики, в котором первенство может перехватить Москва со всеми вытекающими отсюда геополитическими последствиями и переделами.

Но, вероятно, Москве в этом вопросе не обойтись без стратегического партнера Азербайджана – Турции, и смычка Анкары с Москвой видится вполне оправданной в условиях противостояния Запада с Россией и Турцией. Вообще же, сказал научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко, «российско-турецкие отношения сейчас нередко называют «новым кемализмом».

«Речь идет о политике Кемаля Ататюрка (1924 - 1938), который выстраивал дружественные отношения с Советским Союзом. После его смерти в 1938 г. кемалистская политика была свернута: руководство Турции переориентировалось на Германию. Сегодня и в Москве, и в Анкаре надеются избежать повторения негативного опыта конца 1930-х», - пояснил эксперт информационному порталу Sputnik (Азербайджан).

Интерес России и Турции друг к другу он, среди прочего, объяснил заинтересованностью в сохранении Конвенции Монтре 1936 года: «Рост американского присутствия на Черном море (через взаимодействие с Румынией и Украиной) размывает два положения Конвенции. Первое — право Турции решать вопрос о пропуске военных судов третьих стран через проливы. Второе — ограничения на сроки присутствия на Черном море для судов нечерноморских стран. Россия со своей стороны заинтересована в том, чтобы проливы контролировались дружественной Турцией, чем были открыты всем странам».

Что же касается карабахской проблематики, эксперт акцентировал внимание на двух «стихийно возникших проблемах». Первая – закрытие офиса ОБСЕ в Баку, что «объективно означает снижение роли Минской группы по Карабахскому урегулированию». И вторая: «Возможность восстановления деятельности Минской группы ОБСЕ, которая фактически заблокирована после Мускоксого саммита в июне 2010 года. Лидеры России и Турции, видимо, рассматривают для себя формат посредничества между Азербайджаном и ОБСЕ».

Другое дело, подчеркнул Фененко, как отнесутся в Ереване к включению Турции в переговорный процесс. «Неудача Цюрихских протоколов 2009 года доказывает, что этот процесс будет сложным. Кремль, видимо, рассчитывает, что союзнические отношения с Арменией позволят ему стать посредником между Ереваном и Анкарой — хотя бы по ограниченному кругу вопросов. Вопрос в том, примет ли Армения новую попытку посредничества в армяно-турецких отношениях», - сказал эксперт.

Ирина Джорбенадзе