Posted 26 августа 2015,, 09:00

Published 26 августа 2015,, 09:00

Modified 31 января, 06:21

Updated 31 января, 06:21

Армения готовится к «процессу века»

26 августа 2015, 09:00
Процесс над солдатом Пермяковым, обвиняемом в убийстве семьи в Гюмри, продолжит Армения. Одни уверены, что Россия тем самым «умасливает» армян, чтобы сохранить свою военную базу, а другие - что Москва просто избавилась от скандального дела.

Следственный комитет России подтвердил, что дело солдата Валерия Пермякова, проходившего службу на российской военной базе в Гюмри и обвиняемого в убийстве армянской семьи, передано на рассмотрение Армении, которая и вынесет по нему судебный вердикт. Российский же суд уже приговорил солдата к десяти годам лишения свободы за дезертирство, хищение и незаконное ношение оружия.

Напомним, Пермяков подозревается в убийстве 12 января семьи Аветисянов – шесть человек скончались на месте, раненый полугодовалый ребенок умер в больнице неделю спустя. В день убийства Пермяков был задержан российскими пограничниками при попытке перехода на территорию Турции.

Это беспрецедентное по своей жестокости и бессмысленности преступление, совершенное, как утверждается, человеком вменяемым, трезвым и не находившимся под воздействием наркотических средств, подняло на ноги всю Армению. В Гюмри, Ереване и других армянских городах прошли акции протеста против действий российских военных в Армении: ведь и до убийства семьи Аветисянов двое пьяных российских офицеров расстреляли в центре города мирных жителей – двое погибли, семеро получили ранения. Люди также помнят о наездах на людей российских военных – с летальным исходом. А в 2013 году на полигоне Гюмри подорвались два армянских мальчика.

Гюмрийцы задаются вопросом, судили ли виновных, наказаны ли они и не обещают, что в случае «замятия» дела Пермякова люди не сорвут свою злость на российских военных. Многие требовали передать Пермякова армянской стороне и вообще ликвидировать военную базу в Гюмри.

Отметим также, что во время акций протеста произошли столкновения митингующих с полицией: 15 человек были задержаны, но вскоре отпущены на волю. Российская сторона и власти Армении приложили максимум усилий к тому, чтобы возмущение армян не вылилось в масштабные антироссийские выступления. В Армению, помимо российских силовиков, прибыли также представители Госдумы РФ.

В итоге российским властям пришлось пойти на некоторые уступки – Пермякова судили в российском гарнизоне за дезертирство, хищение и незаконное ношение оружия, а дело об убийствах будет рассматривать армянский суд - предположительно, в сентябре. По официальной информации, Пермяков сразу признал свою вину, хотя выглядел, как отмечает армянская пресса, совершенно отрешенным, в течение многочасового процесса ответил всего на несколько вопросов, отказался давать показания в суде и просил взять за основу сказанное им во время предварительного следствия.

Последнее не ставит под сомнение виновность Пермякова. Во-первых, он признался, хотя и рассказал, что не собирался убивать: в доме Аветисянов солдат пытался найти деньги, чтобы сбежать со службы и уйти в Турцию. Но он испугался проснувшихся людей (дело происходило ночью), и стал стрелять. "Добыча" же оказалась грошовой.

По информации следствия, в пользу того, что убийство совершено Пермяковым, свидетельствуют данные ДНК, выделенные из образца крови обвиняемого и совпадающие с генетической характеристикой ДНК, обнаруженной на окурке его сигареты, найденной в доме Аветисянов. Аналогичные следы ДНК были обнаружены на ножнах, рукоятке и ремне штык-ножа, автомате АКС-74, обойме и других предметах.

Теперь армянскому суду предстоит изучить девять томов уголовного дела, расследованного совместными усилиями правоохранителей Армении и России. Можно быть уверенными, что речь идет о беспрецедентном процессе: в Армении впервые судят российского военнослужащего, да еще за столь жестокое и резонансное преступление.

Но в армянских СМИ и экспертном сообществе далеко не все принимают абсолютную виновность Пермякова за чистую монету. И далеко не все «жаждут крови» любой ценой. В частности, армянское издание Lragir пишет, что поведение Пермякова на суде говорит о том, что его показания в ходе предварительного расследования «направлялись».

Правозащитник Артур Сакунц задается вопросом, почему Пермяков покинул базу, и мог ли он, отслуживший всего пару месяцев в Гюмри, найти дом расстрелянной семьи и хладнокровно совершить столь жестокое преступление. «Есть еще одно обстоятельство — морально-психологическая атмосфера на базе. Возможно, именно это вынудило Пермякова покинуть базу, и именно это пытаются скрыть», - сказал он.

«Жаманак» тоже сомневается в том, что убийство совершил преступник-одиночка, да еще так, что соседи ничего не слышали. Издание подозревает, что преступление совершил не один человек, или же Пермяковым пытаются прикрыть реальных преступников. А политолог Степан Сафарян, мнение которого приводит Armenia Today, не верит в то, что Пермяков покинул базу только из-за того, что тосковал по родине – такая версия со ссылкой на солдата тоже была озвучена следственными органами. Надо бы, считает Сафарян, расследовать, какая вообще ситуация была на российской военной базе и как складывались отношения Пермякова с другими военнослужащими.

В целом же, отмечают эксперты в Ереване, власти России и Армении стремятся как можно быстрее покончить с делом Пермякова, который, вполне возможно, является всего лишь «козлом отпущения», и которому предстоит отбывать «показательное наказание» в Армении, однако на территории российской военной базы. Неслыханная уступка с российской стороны! Чем она обусловлена?

Как пишет «Жаманак» (его цитирует ИноСМИ), «Российская сторона изначально была склонна к тому, чтобы прикрыть это дело об убийстве, и, приговорив Пермякова к пожизненному заключению, успокоить армянское общество. Ей не нужны были экспертизы, лишний шум. Главное, чтобы Пермяков признался, что он является автором преступления, представил какую-нибудь нелепую мотивацию, и спокойно принял свой приговор. Но десятки тысяч демонстрантов, собравшихся на проспекте Маршала Баграмяна в Ереване, которые протестовали против решения российской компании о повышении тарифа на электроэнергию, кажется, смешали планы русских».

Последние, полагает армянское издание, поняли, что «Армения меняется очень быстро, что армянское общество больше не желает ради армяно-российской вековой дружбы закрывать глаза на произвол, который происходит тут. Русские понимают, что они не могут работать и действовать в среде, где их воспринимают как врагов, как убийц. Как бы мы ни говорили, что русским наплевать на мнение армянской общественности, что они уже получили то, что им нужно, на самом деле они страшно боятся ситуации, когда тысячи гюмрийцев будут считать российскую военную базу не гарантом безопасности, а источником угрожающей им потенциальной опасности».

И далее: «Русские пошли на уступку, … но это была уступка не властям, а тысячам людей, собравшимся на проспекте Баграмяна… Но наряду с этим, распространились сведения о том, что на территории российской военной базы построили макет, который полностью повторяет структуру дома Аветисянов, даже цвета стен в комнатах повторяются. Российская сторона объясняет это тем, что для осуществления экспертизы они опасаются вывезти Пермякова из военной базы, они опасаются расплаты со стороны жителей Гюмри. Но это очень примитивное объяснение, потому что обеспечение безопасности Пермякова не очень трудно решаемая проблема, тем более, что гюмрийцы больше заинтересованы в том, чтобы Пермяков ответил на вопросы, которые звучат после 12-го января, и такая возможность пропала бы после физической расправы».

Впрочем, не исключено, что макет был создан для того, чтобы у Пермякова действительно была возможность ознакомиться с домом Аветисянов, с расположением комнат, и чтобы он понял, где находится, когда армянская сторона отвезет его в настоящий дом расстрелянных. «Возможно, - предполагает издание, - русские готовят Пермякова к встрече с армянскими следователями, где его главной задачей будет признание своей вины, и выдвижение в качестве мотива для преступления желание уничтожить семью из семи человек из-за пяти тысяч драмов (менее 10 долларов)». Но при этом «Никто не заявлял о передаче Пермякова армянской стороне, и русские до конца будут бороться за Пермякова, будут бороться, чтобы не потерять физический контроль над ним».

Словом, довольно темная история близится к концу, имея в виду начало судебного разбирательства по делу Пермякова. Однако вопросов в нем гораздо больше, чем ответов. В частности, почему российские силовики поначалу, якобы со слов Пермякова, сообщили, что солдат зашел в дом Аветисянов, чтобы выпить воды, а позже появилась новая версия – грабежа. Поговаривали также, что жестокое убийство в Гюмри было осуществлено «третьей силой» с целью испортить российско-армянские отношения и спровоцировать беспорядки на почве дислокации в Гюмри российской военной базы.

Предугадать, как пойдет процесс в армянском суде, не сложно. Скорее всего, Пермяков будет больше молчать, чем говорить: либо потому, что ему так велели российские «компетентные органы», либо потому, что диагноз «вменяемость» обвиняемого не соответствует действительности. И одно, и другое российскую сторону устроит. А суд Армении вряд ли будет биться над установлением истины, чтобы не устраивать большого скандала: "северный друг» на армянских берегах Аракса все еще очень силен.

Ирина Джорбенадзе