Биеннале в Москве: культурный диалог с Европой

Московская биеннале стала событием в культурной жизни России и должна привлекать больше участников из других стран, считает представитель спонсора мероприятия, латвийского банка Rietumu Александр Гафин.


© Фото из архива Александра Гафина

Искусство способно привлечь внимание широкой аудитории к проблемам коммуникаций между странами и людьми. Уверенность в этом высказал член Совета банка Rietumu (Латвия) Александр Гафин, комментируя итоги  VI  Московской биеннале современного искусства, проходившей с 22 сентября по 1 октября и ставшей центральным событием этой осени в культурной жизни России. «Как жить вместе – взгляд из Москвы» -- так мог бы звучать девиз биеннале, и это полностью согласуется с новыми вызовами в политической и экономической жизни Европы.

- Ваши впечатления от Шестой Московской биеннале? Как оцениваете ее итоги?

- Биеннале – это знаковое культурное событие для всей России. В этом году оно отличалось от предыдущих мероприятий тем, что длилось почти весь сентябрь и проходило на различных топовых площадках Москвы: в Манеже, Еврейском музее и центре толерантности, Пушкинском музее и на ВДНХ, а его участниками стали известные художники, кураторы и искусствоведы из разных стран мира. Это нам, как генеральному спонсору, безусловно, очень приятно. Еще мне очень понравились проекты галереи “Триумф”. По моей личной оценке, они стали хедлайнерами Шестой Московской Биеннале.

Хочу отдельно напомнить, что из Риги специально для участия в Биеннале приехала художница Иева Эпнере! Это один из самых популярных авторов, работающих сейчас в Латвии, где современное искусство находится на пике популярности. На последней  Венецианской биеннале павильон Латвии привлек много внимания.

- В Латвии есть опыт проведения подобных мероприятий?

- Да, у нас проводится фестиваль «АртРига», но он проходит один раз в год. Могу сказать, что мы и ряд других инвесторов всерьез задумываемся о проведении крупного фестиваля искусств на территории Латвии, который мог бы объединить художников стран Балтии, привлечь экспертов и кураторов из России и Европы. Это было бы полезно для всех стран Балтии, довольно крупного региона, где до этого подобных мероприятий не было. Плюс -- у нас очень добрые отношения между мэриями Риги и Москвы.  Мэра Москвы Сергея Собянина и мэра Риги Нила Ушакова  связывает теплая дружба, и подобное сотрудничество и чередование крупных событий усилило бы наше совместное культурное влияние в Европе.

- Давайте вернемся к Московской Биеннале и проведем небольшую работу над ошибками. Какие моменты, на ваш взгляд, стоит доработать?

- К сожалению, такие моменты, и правда, существуют. Я видел огромные усилия организаторов Шестой Московской биеннале по привлечению участников, по вовлечению художников, однако мне показалось, в этот раз не так хорошо сработали департаменты города, отвечающие за международные вопросы, туризм,  культуру и рекламу.  Даже представители Департамента культуры Москвы не смогли посетить площадку во время открытия. В очередной раз хочется напомнить, что крупные культурные события являются магнитом для туристов, и такие моменты не использовать просто непрофессионально. У меня создалось впечатление, что это просто политическая и маркетологическая близорукость.

Не секрет, что Россию пытаются всячески изолировать, в том числе и культурно. При этом тема биеннале – просто прорыв! И наше участие как одного из крупнейших банков Латвии – тоже важно! Банк Rietumu на протяжении вот уже двух десятилетий у себя на родине является крупнейшим спонсором и меценатом в различных областях культуры, сотрудничает с ведущими музеями, театрами, творческими коллективами, и, безусловно, мы видим недостаток поддержки культурных проектов подобного уровня в России.

- Проблема в недостаточном количестве посетителей?

- Да. Их могло бы быть и больше! Венецианская биеннале за три месяца работы привлекает до шести миллионов туристов, а Стамбульская – около четырех миллионов! Москве такой бы поток не помешал. Усилиями организаторов было создано гениальное событие в Москве, на уникальной площадке, которое, к сожалению, оказалось вне поля зрения чиновников.  Думаю, что при организации биеннале в Латвии мы приложим все усилия, чтобы в период проведения привлечь  большое внимание гостей из других стран.

- Как бы вы лично ответили на главный вопрос Шестой Московской биеннале «Как жить вместе»?

- На мой взгляд, это, прежде всего, взаимопонимание: страны разные, люди разные, культуры и политические системы тоже разные. Но научиться понимать друг друга необходимо! Ведь если происходит недопонимание, например, в семье, то это может привести к разрыву отношений. И от этого страдают и близкие, и родственники. А в большой политике все это сказывается на экономике и культуре.

Мне бы хотелось, чтобы Московскую биеннале современного искусства по-настоящему оценили как актуальный инструмент поиска решений по взаимодействию, толерантности, доверию и сотрудничеству, чтобы к ней отнеслись как к механизму для поиска смыслов и новой платформе творческих инициатив, объединившей социологов, художников, урбанистов, артистов со всех стран мира. Надеюсь, что Московская Биеннале всегда будет центре внимания культурного сообщества и что наше сотрудничество придало ей импульс для будущих идей и новых важных вопросов.

Беседовала Ольга Соколова