Posted 12 октября 2015,, 10:20

Published 12 октября 2015,, 10:20

Modified 31 марта, 05:55

Updated 31 марта, 05:55

Батька выберет «леденец» побольше

12 октября 2015, 10:20
Очередное избрание на пост президента Александра Лукашенко не стало сенсацией. Эксперты активнее обсуждают его заявление об отсутствии планов по размещению в Белоруссии военной базы РФ, говоря даже о «похолодании» в отношениях Минска и Москвы.

В конце сентября российский президент подписал распоряжение о создании авиабазы на территории Белоруссии. Пресс-служба Кремля сообщила, что Путин решил «принять предложение правительства Российской Федерации о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь». Однако не прошло и нескольких дней, как его белорусский коллега опроверг сам факт переговоров по поводу возможного открытия авиабазы. Выступая перед строителями окружной автомобильной дороги, Александр Лукашенко заявил, что Белоруссии не нужна иностранная военная база на своей территории.

«Наблюдаю последнее время вопли нашей оппозиции по поводу размещения российской авиабазы на территории Белоруссии. Я ничего об этом не знаю. Нам не надо базы сегодня - тем более, военно-воздушные силы, – сказал белорусский лидер, глядя в камеры центральных белорусских телеканалов. - Нам надо определенное вооружение. У нас прекрасные летчики. И зачем мне создавать базу, завозить сюда самолеты и летчиков других государств? А свои что будут делать? У меня на сей счет ни с кем не было разговора. Просто меня удивляет и даже в какой-то степени возмущает и обижает, зачем это было россиянам вбрасывать в средства массовой информации».

Правда, во время воскресной встречи с журналистами на избирательном участке Александр Лукашенко уточнил, что, хотя разговора о российских военных базах еще не было, он обязательно обсудит с президентом РФ эту тему. «Мы обсудим с Владимиром Путиным эту проблему, если Россия видит чего-то, что мы не видим, она скажет», - цитирует ТАСС слова Лукашенко.

Хитрый «батька» сделал вид, что в первый раз слышит о базе, и ранее никаких разговоров на эту тему он ни с кем не вел. Это дало повод некоторым обозревателям и аналитикам для того, чтобы сделать вывод о назревшем конфликте между двумя лидерами. Однако, скорее всего, дело вовсе не в этом.

Впервые о возможности открытия военной базы на территории Белоруссии заговорили еще два года назад на встрече Лукашенко и российского министра обороны Шойгу. Весной прошлого года уже сам Александр Лукашенко заявил на заседании Совета безопасности о готовности разместить на территории республики пятнадцать боевых самолетов ВВС РФ. За словом быстро последовало дело – через три дня после этого на аэродроме в Барановичах приземлился и приступил к боевому дежурству российский самолет дальнего обнаружения А-50. Это, кстати, вызвало определенное напряжение в кругах украинских военных экспертов. Многие из них тогда предположили, что военное вторжение в их страну теоретически теперь может произойти и с территории Белоруссии.

Но затем белорусский лидер неожиданно изменил линию поведения. Он начал решительно пресекать все разговоры о возможности открытия российской военной базы. И вот на своей очередной пресс-конференции он прямо заявил, что никаких российских самолетов в Беларуси нет и не будет.

Как полагает минский политический обозреватель Николай Григорович, причина подобного кардинального изменения позиции была на редкость банальна. Белорусский президент в условиях сократившихся до минимума денежных потоков из России начал очередной раунд заигрывания с Западом.

«Для него это было особенно важно накануне очередных президентских выборов, на которых Лукашенко в пятый раз выставлял свою кандидатуру на высший государственный пост, – сказал Григорович «Росбалту». - Ему позарез нужно было хотя бы относительное и ограниченное признание в мире легитимности этих выборов, чтобы избавиться от унизительного прозвища «последнего диктатора Европы».

Конечно, дело тут было вовсе не в обидах, а в тех же деньгах – признание выборов могло быть конвертировано в новые кредиты, на этот раз со стороны западных банков. И надо честно сказать, что сделал Александр Лукашенко для решения этой задачи немало.

Основатель и главный редактор сайта «Белорусский партизан» Павел Шеремет признал в эфире телеканал «Дождь», что за последние месяцы ситуация в Беларуси действительно изменилась к лучшему. Были освобождены многие политические заключенные, сегодня относительно свободно проводятся митинги и пикеты, в том числе против размещения российских военных баз в республике. Показательно, что многие из этих акций спокойно проходят под «буржуазными» красно-белыми знаменами, которые еще совсем недавно были в Беларуси под категорическим запретом.

Дело дошло то того, что белорусский монополист в области связи компания "Белтелеком" обратилась к редакциям и администраторам независимых электронных СМИ и сайтов с предложением своих услуг по защите от хакерских DOS-атак. Это при том, что в предыдущую выборную кампанию такими атаками, по мнению многих белорусских правозащитников, занимались сами государственные организации.

Словом, в республике делалось многое для того, чтобы выборы, во всяком случае, внешне, показались наблюдателям "честными" и "чистыми".

Усилия властей не прошли даром. Почти сенсацией прозвучало известие о том, что европейские санкции против Белоруссии и президента Александра Лукашенко могут быть сняты уже в понедельник, двенадцатого октября. Об этом сообщил Reuters со ссылкой на дипломатические источники. По информации агентства, решение по снятию санкций будет принято в зависимости от того, как пройдут выборы президента страны. То есть, если за решетку никого не отправят, то, надо полагать, процедуру Европа признает «правильной» и Лукашенко "амнистирует".

Конечно, тема российской базы вроде бы никакого отношения к выборам не имеет, но категоричное заявление Владимира Путина о ее открытии могло оказаться для Лукашенко, мягко говоря, неприятным сюрпризом. Правда, сейчас на территории республики уже действуют два российских военных объекта – радиолокационная станция в Барановичах и зональный центр связи ВМФ России «Вилейка». Но они представляют собой чисто технические объекты, не предполагающие наличия войск за исключением небольшого числа бойцов охраны. Совсем другое дело – российская военная база, с которой могут вестись наступательные действия в отношении третьих стран. В этих условиях Белоруссия для Запада станет уже не нейтральным государством в центре Европы, а источником потенциальной угрозы. Это в корне изменит геополитическую ситуацию в регионе. Понятно, что ни о каких кредитах и инвестициях речи быть тогда не может.

Скорее всего, как считает политический обозреватель Николай Григорович, эти соображения и вынудили Александра Лукашенко публично, хотя и неуклюже, откреститься от щедрого предложения «старшего брата». Отсюда и заявление, что никакой российской базы в Белоруссии нет и не будет, а все разговоры о базе являются лишь вымыслом и «вбросом» досужих нечистоплотных журналистов. Однако известный российский публицист и экономист, бывший депутат Государственной думы Алексей Мельников полагает, что на этот раз заявление президента Беларуси полностью соответствует национальным интересам республики.

«Вполне естественно, что национальное белорусское государство противится планам создания военной базы на своей территории — как в своей оппозиционной части, так и на уровне диктаторской власти А.Г. Лукашенко, – пишет Алексей Мельников в своем блоге. - Ему не по пути с фантазийными московскими чудаками с их «новым мировым порядком», который, как теперь окончательно ясно, не поддерживает никто - не то что Китай, но даже и маленькая Белоруссия. В.В. Путин находится в совершенном одиночестве и никакие сирийские авантюры проблемы не решат».

А вот писатель Захар Прилепин не верит в искренность заявлений Лукашенко. Он полагает, что в случае серьезной угрозы власти «вектор интересов» белорусского лидера может сразу измениться. На своей странице в Facebook Прилепин пишет, что «когда Лукашенко вдруг окажется в ситуации Януковича (а шансы - есть, и они вполне серьезны), он разом забудет все свои высказывания, возьмет трубку красного телефона, наберет один важный номер», чтобы униженно попросить помощи у своего кремлевского покровителя.

С этим отчасти согласна собственный корреспондент «Новой газеты» в Белоруссии Ирина Халип. Она рекомендует не воспринимать всерьез слова Лукашенко, заявившего, что российской базы в его стране «никогда не будет». По ее мнению, «именно сейчас, решил Александр Григорьевич, пора подогреть внимание к истории с российской авиабазой, и заставить Россию и Евросоюз всерьез задуматься, чем привлечь его на ту или иную сторону». «Сейчас они будут соревноваться, у кого леденец больше, - пишет Ирина Халип на страницах своего издания, - а Лукашенко менять мнение по несколько раз в день в зависимости от величины западного или восточного леденца».

Как ни странно, подобная политика «слуги двух господ» даже в двадцать первом веке может приносить Беларуси определенные дивиденды. К тому же страна в глазах мировой общественности постепенно приобретает статус миротворца, чему в немалой степени способствует продолжающийся в Минске переговорный процесс по урегулированию ситуации на Украине. Отдельные политологи, правда, пока в шутку, предложили даже внести Лукашенко в список кандидатов на получение следующей Нобелевской премии мира.

Зато уже совершенно серьезно, в условиях введения взаимных российского-украинских авиасанкций, минский аэропорт, бывший до недавнего времени второстепенной воздушной гаванью, превращается в крупнейший европейский пересадочный узел. На днях компания «Белавиа» открывает прямой рейс в Одессу. Что же касается рейсов в Киев, то уже сейчас их число достигло немыслимой прежде величины – прежде всего, за счет российских пассажиров, хотя и европейцев прибавилось.

Ну, а что касается собственно выборов президента, то их результаты оказались вполне предсказуемыми – Лукашенко победил «конкурентов» с предварительным результатом в 83,49 процента. За всех остальных кандидатов было подано в целом 9,41 процента голосов. Явка составила немыслимые в Европе 86,75 процента, причем на некоторых участках к урнам пришли более девяти десятых от числа зарегистрированных избирателей. Единственным сюрпризом для властей оказалось то, что «против всех» проголосовали 6,4 процента избирателей. Причем в столице республики таковых оказалось 20,6 процента, то есть, каждого пятого минчанина, имеющего право голоса, "батька» не устраивает.

Как бы то ни было, выборы состоялись, причем прошли относительно спокойно, без массовых беспорядков.

Теперь по логике следует ждать обещанной отмены санкций. По некоторым данным именно сегодня руководители внешнеполитических ведомств Евросоюза соберутся на срочное неформальное совещание, чтобы решить вопрос о их приостановке. Пока на ближайшие четыре месяца. Но тогда, по логике уже пятикратного белорусского президента, настанет время опять повернуться лицом на Восток. Это, кстати, подтвердил и он сам во время все той же встречи с журналистами, которая состоялась в воскресенье, в день голосования.

Согласно сообщению ТАСС, Александр Лукашенко заявил, что Россия останется для Белоруссии самой близкой и братской страной. «Мы не просто останемся дружественной страной к России, это самая близкая братская страна», - сказал президент. При этом он отметил, что сегодня некоторые западные СМИ и определенные силы в России заявляют, что якобы Белоруссия поворачивается на Запад. Однако, по его утверждению, это не так. «Они хотели бы испохабить эти отношения, этого не получалось и не получится», - сказал Лукашенко.

Как видим, в своем очередном не очень внятном заявлении белорусский лидер достаточно прозрачно намекнул, что сказанное им ранее не следует воспринимать всерьез и буквально. Как это уже не раз бывало.

Юрий Гладыш