Posted 21 декабря 2015,, 21:05

Published 21 декабря 2015,, 21:05

Modified 31 марта, 04:59

Updated 31 марта, 04:59

Саргсян и Алиев выбрали «худой мир»

21 декабря 2015, 21:05
Президенты Армении и Азербайджана обсудили вспышку насилия на линии соприкосновения, выразили озабоченность по поводу жертв, подняли тост за мирное урегулирование карабахского конфликта и разъехались. А что дальше?

В минувшие выходные в швейцарском Берне наконец-то состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана. Ильхам Алиев и Серж Саргсян не встречались с осени 2014 года, и тет-а-тет состоялся при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому и армяно-азербайджанскому урегулированию. В принципе, переговоры сторон могли и сорваться из-за серьезного обострения военной обстановки на линии соприкосновения – есть раненые и убитые.

Но, вероятно, разум одержал верх, и переговоры – сначала в расширенном формате, а затем с глазу на глаз - все же состоялись. Как написал на своей странице в Twitter сопредседатель Минской группы от США Джеймс Уорлик, «Встреча президентов Армении и Азербайджана завершилась тостом за работу в 2016 году по мирному урегулированию».

По итогам переговоров сопредседатели Минской группы распространили заявление, в соответствии с которым Алиев и Саргсян обсудили «недавнюю вспышку насилия и выразили особую озабоченность по поводу жертв, в том числе, гражданских лиц, что стало следствием использования тяжелого вооружения». Президенты, кроме того, поддержали текущую работу сопредседателей в контексте их предложений по мерам снижения угроз насилия вдоль линии соприкосновения и на армяно-азербайджанской границе, а также по внедрению механизма расследования инцидентов».

В общем, Алииев и Саргсян поговорили, может, выпили (тост то был!) и разъехались по своим дворцам. Что дальше? Строго говоря, встреча – это уже неплохой результат, ведь ее могло и не быть на фоне канонады и жертв на линии соприкосновения, а также долгой паузы в переговорах, взятой Алиевым и Саргсяном. Возможно, что после этой встречи танки, недавно впервые примененные Азербайджаном, на какое-то время смолкнут, поскольку у сторон, вероятно, есть понимание того, что если разразится война, победителя в ней не будет.

То есть, военная политика Еревана и Баку станет более сдержанной. С другой стороны, быстрая смена геополитической ситуации, в том числе с участием соседнего с Южным Кавказом Ближнего Востока, не дает уверенности в том, что долгожданная встреча Алиева и Саргсяна обеспечит в конфликтной зоне долгосрочную стабильность.

Как считает аналитик Тофик Аббасов, «Алиев и Саргсян выбрали худой мир». «Отталкиваясь от деталей переговоров, - пишет он в Haqqin.az, - ее (встречу президентов) можно считать результативной, поскольку она предотвратила убийство политического процесса вокруг урегулирования конфликта в Карабахе». По его мнению, «план нейтрализации переговорного процесса и в самом деле был», однако «пока нельзя сказать, что его полностью удалось задвинуть в задний ящик».

Азербайджанский эксперт полагает, что в подрыве политического процесса заинтересован Ереван, который «по крайней мере, до сегодняшнего дня только имитировал склонность к миру и контактному процессу». Но, отметил он, «не исключено, что в подходе Еревана наметился поворот в сторону здравомыслия».

Впрочем, практически также рассуждают армянские эксперты, обвиняющие Азербайджан в агрессии и желании развязать войну. Но различие в их подходах к проблеме основано на совершенно разных исходных реалиях, и для урегулирования конфликта миром армянам придется освободить азербайджанские территории. Дозрел ли до этого Ереван, или его принудят дозреть (а это может сделать только Россия), пока неизвестно.

Но если процесс возвращения территорий Азербайджану начнется, внутриполитическая обстановка в Армении резко обострится, то есть в стране произойдет раскол, поскольку далеко не все местные политические силы склонны выбросить белый флаг. Таким образом, Минская ли группа, Россия ли или сами Алиев и Саргсян не должны допустить прежней большой паузы в переговорах и выговорить взаимоприемлемые условия для того, чтобы война не грянула.

Но, отметим, что после переговоров Алиева с Саргсяна на линии соприкосновении стрелять все же не прекратили – возможно, из необходимости "сохранить форму». В частности, за минувшие сутки, сообщает Минобороны Азербайджана, ВС Армении нарушили режим прекращения огня 88 раз – использовались 60-82-120 миллиметровые минометы. ВС Азербайджана нанесли по позициям противника 97 огневых ударов.

А военное ведомство непризнанной Нагорно-Карабахской Республики информирует о применении Азербайджаном гаубиц 20 декабря и в ночь на 21-е. В общей сложности, утверждают в Степанакерте, азербайджанские военные произвели 1700 выстрелов из огнестрельного оружия разного калибра.

Словом, избыточных ожиданий от встречи Алиева и Саргсяна быть не должно, но, повторимся, обнадеживает тот факт, что переговорный процесс возобновился, несмотря на зашкаленную международную напряженность (Сирия, российско-турецкие отношения и т.д.), или, возможно, благодаря ей, поскольку новой войны сейчас не надо ни Западу, ни России, так как ни одной из сторон не удастся выловить в мутных водах Южного Кавказа крупную рыбину.

Правда, Баку и Ереван могут в какой-то момент стать полностью неуправляемыми со стороны внешних акторов, но, во-первых, Армения и Карабах не способны самостоятельно, без России, противостоять Азербайджану, а Москве новое военное противостояние сейчас совсем некстати.

Что же до Азербайджана, у него сейчас туговато с деньгами, а война требует больших финансов: манат обесценился чуть ли не на 50 процентов, цены на нефть низкие, нефтяная инфраструктура частично уничтожена пожаром, отношения со стратегическим партнером – Турцией – ухудшаются. Все это вкупе можно считать сдерживающим фактором для Баку.

Таким образом, почти все говорит в пользу того, что на ближайшую перспективу война между Арменией и Азербайджаном отменяется. Если, конечно, не найдется новый «герострат». Но это уже можно будет отнести к области психиатрии.

Ирина Джорбенадзе