Posted 18 февраля 2016,, 13:54

Published 18 февраля 2016,, 13:54

Modified 31 января, 09:10

Updated 31 января, 09:10

Теракты как прелюдия к войне

18 февраля 2016, 13:54
Подрывы турецких военных случились очень вовремя для властей страны, которые активно угрожали началом наземной операции сирийским курдам, войскам Башара Асада и России.

Президент Турции Эрдоган в любой момент может дать команду начать сухопутную операцию в Сирии. Такое развитие событий стало более вероятным после двух терактов против турецких военных. И тогда будет недалеко до новой войны на территории Сирии с участием мировых держав.

Первый взрыв прогремел в среду недалеко от зданий парламента страны и Генштаба в столице Турции Анкаре. В момент, когда рядом с расположенным там военным общежитием проезжал автомобиль, заполненный турецкими солдатами, смертник в припаркованной на обочине машине привел в действие взрывное устройство. В результате теракта погибли, по последним данным, 28 человек, а еще более 60-ти были ранены. Как стало известно позднее, привел бомбу в действие гражданин Сирии Салих Неджар.

Не успела Турция оправиться от первого теракта, как произошел и второй. Самодельное взрывное устройство взорвалось на пути следования военного конвоя в турецкой провинции Диярбакыр, населенной преимущественно курдами. Погибли еще семеро военных.

Теперь турецкая армия наверняка полна желания отомстить и вполне морально готова выполнить любой приказ правительства, вне зависимости от того, на кого будет возложена вина за теракты. Учитывая сложные отношения военного командования и действующего правительства, это очень важное психологическое изменение в головах военных.

Теракты явно были направлены именно против них и, стоит отметить, случились очень вовремя для нынешних турецких властей. Взрывы произошли как раз тогда, когда президент страны Реджеп Тайип Эрдоган и подконтрольное ему правительство Ахмета Давутоглу активно угрожали началом наземной операции сирийским курдам, войскам сирийского президента Башара Асада и России, которая активно оказывает ему помощь. Однако армейское командование, ориентирующееся в значительной мере на своих союзников по НАТО, в первую очередь, на США, могло выступать против начала этой операции. Тем более после того, как Вашингтон отказался, несмотря на турецкий ультиматум, однозначно встать на сторону Эрдогана в конфликте Анкары с сирийскими курдами.

Теперь же у высшего турецкого военного командования не будет выбора, если правительство вновь начнет настаивать на начале сухопутной военной операции в Сирии. Причем понятно, что направлена она будет против не «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации), а старых врагов Турции — сирийских курдов, которые как раз борются против исламистов, а также сотрудничают как с Россией, так и с США, Францией и некоторыми другими странами НАТО.

Изначально СМИ сообщали о причастности к первому взрыву как раз «Исламского государства». Однако еще до второго теракта, который в силу географии происшествия прямо указывает на причастность курдов, о том, что именно они организовали взрыв в Анкаре, заявил премьер-министр Ахмет Давутоглу. По его словам, теракт устроили члены «Отрядов народной самообороны» (ОНС) — боевого крыла Демократического союза Курдистана, действующего на севере Сирии, а помогали им сепаратисты с юго-востока Турции. В связи с этим премьер также сообщил, что минувшей ночью турецкие ВВС нанесли удар по позициям Рабочей партии Курдистана в северном Ираке, еще одной курдской организации, с которой Анкара фактически находится в состоянии войны. В результате якобы было убито 60 боевиков.

В свою очередь представители сирийских курдов свою причастность к теракту отрицают. С той стороны звучат даже предположения, что турецкие власти сами спровоцировали теракт, чтобы добиться эскалации ситуации и получить моральное право на начало сухопутной операции на сирийской территории.

Все эти заявления обостряют и без того непростую ситуацию в регионе, где вполне может вспыхнуть новая мировая война, в которую окажутся втянутыми армии большинства крупнейших держав, таких как США, Россия и та же Турция. Второй точкой напряжения, помимо сирийских территорий, контролируемых курдами, остается один из крупнейших в прошлом городов страны — Алеппо. В этом районе идет наступление армии Башара Асада, а в отдельных пунктах — курдских сил и даже боевиков «Исламского государства». В то же время базирующиеся здесь боевики, в основном, связанные с сирийской светской оппозицией, получают помощь из Турции и перебрасывают в регион (в частности, в приграничный город Азаз) новые силы. Только за последнее время, по данным «Сирийского наблюдательного совета по правам человека», с турецкой территории границу перешли до 850 человек.

Европейцев же в сложившейся ситуации волнует превращение в беженцев сотен тысяч жителей этого в прошлом относительно спокойного региона. Западные СМИ и политики говорят, что российские ВВС бомбят Алеппо и это провоцирует гуманитарную катастрофу. В связи с этим, например, канцлер Германии Ангела Меркель призвала создать над Алеппо бесполетную зону, что, по ее мнению, могло бы защитить мирных жителей. Однако, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, Кремль не видит смысла в таких мерах, поскольку это «не будет способствовать борьбе с терроризмом». И Россия способна отстоять свое мнение, ведь она успела, по данным НАТО, разместить в регионе силы ПВО, контролирующие небо над большей частью Сирии и позволяющие не допустить создания никаких бесполетных зон третьими странами.

Таким образом, сирийский узел настолько запутан и туго затянут, а ресурсы противостоящих сил так велики, что относительно легкого и быстрого разрешения кризиса ожидать не приходится. Попытки же одной из многочисленных сторон конфликта, например, Турции, резко изменить ситуацию при помощи сухопутной операции приведут лишь к эскалации насилия. Ну, а в самом худшем варианте — к началу на сирийской территории новой войны. Тем не менее, скорее всего, Анкара в ближайшее время все же даст команду турецким военным перейти сирийскую границу. И тогда остается только надеяться, что радикально изменить ситуацию к худшему туркам все же не удастся.

Иван Преображенский