Posted 25 февраля 2016,, 19:47

Published 25 февраля 2016,, 19:47

Modified 31 января, 09:15

Updated 31 января, 09:15

В Польше расследуют заявления Валенсы, что доносы от имени "Болека" писали сотрудники ГБ

25 февраля 2016, 19:47

Директор Института национальной памяти (ИНП) Польши Лукаш Каминьский сообщил о возбуждении дела по факту передачи ложных данных сотрудниками органов государственной безопасности (ГБ) в документах секретного сотрудника, подписанных именем Леха Валенсы.

По его словам, белостокский прокурор Главной комиссии по расследованию преступлений против польского народа в "решил начать следствие по факту преступления, основанного на возможной передаче неправдивых сведений в документах тайного агента по кличке Болек сотрудниками Службы безопасности с целью получения личной выгоды".

Как пояснил Каминьский, дело возбуждено в связи с последними высказываниями лауреата Нобелевской премии мира, бывшего президента Польши, лидера профсоюза "Солидарность" Леха Валенсы, который в своем блоге в местной социальной сети Wykop, отвечая на обвинения в его агентурном прошлом, сообщил, что когда-то подписал два документа, которые позволили сотрудникам спецслужб получать за него деньги.

"Не для меня, для себя, они делали это по очереди и довольно долго. Я давно разорвал все связи", - заверил Валенса. "Им нужно было выслужиться, и они писали доносы за меня, чтобы получать деньги за мой счет", - заявил политик.

"Эта версия требует проверки в рамках следствия", - указал глава ИНП.

Отмечается, что будет изучена деятельность органов государственной безопасности Польши в период 1944–1990 годов, а также органов безопасности Третьего рейха и СССР с целью расследования преступлений, совершенных против польского народа.

17 февраля 2016 года в Польше в доме Марии Кищак — вдовы бывшего главы МВД Польской Народной Республики генерала Чеслава Кищака во время обыска были найдены документы, касающиеся работы Болека, и обязательство о сотрудничестве со спецслужбами якобы за подписью Валенсы.

Найденные документы будут тщательно проверены, в том числе с помощью почерковедческой экспертизы, сказал глава ИНП. Архивисты института полагают, что они ненастоящие и что сотрудники спецслужб могли их сфальсифицировать.

22 февраля Институт национальной памяти Польши открыл доступ к документам из дома Кищака.