Posted 1 марта 2016,, 09:35

Published 1 марта 2016,, 09:35

Modified 31 марта, 04:09

Updated 31 марта, 04:09

На кого нацелено российское оружие в Закавказье

1 марта 2016, 09:35
Азербайджан протестует против продажи Армении российского вооружения, хотя и сам его покупает. Но возможно, что этот факт больше беспокоит не Баку, а Анкару.

Министерство иностранных дел Азербайджана направило ноту протеста России из-за вступления в силу соглашения о выделении Армении со стороны РФ кредита в 200 миллионов долларов. Эти деньги предназначены для приобретения Арменией российского оружия и военной техники.

Как сообщил на пресс-конференции в Баку представитель азербайджанского внешнеполитического ведомства Хикмет Гаджиев, передача Армении наступательного вооружения не способствует урегулированию конфликта. В ноте же отмечается, что Азербайджан не раз представлял международному сообществу «неопровержимые факты», в соответствии с которыми приобретенное Арменией вооружение дислоцируется на оккупированной армянами азербайджанской территории — в Нагорном Карабахе.

«Размещая это вооружение на оккупированных территориях без согласия на то страны-экспортера (России — прим. автора), Армения грубо нарушает взятые на себя международно-правовые обязательства. Поставки оружия в Армению являются препятствием для решения этой проблемы и ведут к росту напряженности. Передача Еревану такого рода наступательного оружия и техники вызывает негативные реакции в азербайджанском обществе», — сказано в ноте. МИД Азербайджана также ждет от экспортера вооружения — России — гарантий, что оно не будет размещено на оккупированных территориях и в непосредственной близости к азербайджанской границе.

Российский МИД, естественно, отреагировал на ноту Азербайджана. Его представитель Мария Захарова, по данным РИА Новости, заявила, что Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество с Арменией прозрачно и с соблюдением всех международных обязательств. «Мы уже доводили до азербайджанской стороны соответствующую информацию по дипломатическим каналам. Россия связана с Арменией союзническими отношениями, развивает с ней, в том числе, военно-техническое сотрудничество. … это общеизвестный факт. … При этом любые поставки вооружений как Армении, так и дружественному Азербайджану, осуществляются нами при тщательном учете необходимости сохранения баланса сил в регионе», — пояснила Захарова.

Что же касается поставок «дружественному Азербайджану», отметим, что факт реализации контракта на закупку российского вооружения на сумму в 4 миллиарда долларов (в 20 раз больше, чем у Армении) при этом вовсе не скрывается. Речь идет о дальнобойных системах ПВО С-300ПМУ-2, около 200 новых танках Т-90С, порядка 100 БМП-3, артиллерийских системах различного типа, включая такие «убойные», как «Смерч» и «Солнцепек», 18 единицах дальнобойных самоходных артиллерийских установок «Мста-С», порядка 100 транспортных и боевых вертолетах Ми-8 и Ми-35 и т. д.

Словом, значительный перечень российской военной техники, импортируемой Азербайджаном, неоднократно попадал в СМИ, которые его широко тиражировали, и перечень техники, предназначенной для Армении по льготному кредиту (последний с Азербайджаном Россия не практикует) тоже регулярно попадает в печать. Тут и реактивные системы залпового огня «Смерч» с боеприпасами, переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла-С», тяжёлые реактивные огнемётные системы «Солнцепёк», бронеавтомобили «Тигр», противотанковые ракетные комплексы и гранатометы, стрелковое вооружение — список велик.

В связи с этим возникает множество вопросов. Первый: почему перечень вооружения, которое Россия поставляет Армении и Азербайджану, преспокойно тиражируется в прессе? Второй: почему Россия продает оружие «и вашим, и нашим», то есть, стратегическому партнеру, состоящему с ней в ОДКБ, и «дружественному Азербайджану», не состоящему с Россией в одном военном блоке и фактически воюющему со страной этого блока, на территории которой, к тому же, дислоцирована российская военная база. Неужели исключительно для «сохранения баланса сил»? И вообще, если оружие наличествует, оно имеет обыкновение стрелять. И в каком направлении в таком случае оно может выстрелить?

Варианты здесь разные. «Утечка» в прессу информации о «грозном» вооружении для Армении может служить для запугивания Азербайджана и Турции, поскольку, как считают некоторые эксперты, с точки зрения военной техники армянское вооружение, по его мощи и количеству, сильно уступало азербайджанскому. Эта страна имела достаточно нефтяных денег на закупку как российского, так израильского и турецкого оружия.

Иные же считают, что Россия продает Армении устаревшую и уже ржавеющую военную технику и просто зарабатывает на ней «легкие» деньги. Хотя, если верить перечню вооружения, предназначенного для Армении, это не вполне так. К тому же оно в любой момент может пригодиться дислоцированной в Гюмри российской военной базе.

Что же касается «гарантий» того, чтобы оружие не попало в Нагорный Карабах, полного ручательства в этом вопросе не может быть по определению — то есть, все будет зависеть от ситуации. На данном этапе Азербайджан может утешиться лишь тем, что официально Нагорный Карабах получателем вооружения не является. И если в регионе не настанет пора военного хаоса, то Россия, по идее, не должна быть заинтересована в «миграции» вооружения в сторону Степанакерта.

Строго говоря, ни Баку, ни Ереван не должны поднимать бучу из-за того, что Россия продает оружие обеим сторонам. Фактора «дружбы» в вопросе торговли оружием не существует во всем мире. Так, к примеру, США поставляют вооружение и Израилю, и арабским странам, а большого скандала это не вызывает. Равно как международное сообщество никак не реагирует на то, что импортерами российского вооружения являются и Армения, и Азербайджан — по формуле «только бизнес, ничего личного».

Скажем, не продаст Россия вооружение Азербайджану, так тот приобретет его у Израиля, Турции или других стран. То есть, отказ от продаж тому же Азербайджану не обернется демилитаризацией региона — он только вызовет потери российского военно-промышленного комплекса, не только производящего вооружение, но ремонтирующего его и выпускающего комплектующие.

Словом, отказ России продать оружие сторонам конфликта означает, во-первых, потерю ею больших денег и соответствующей ниши, а также политического влияния в конкретно взятом регионе и исключение сегмента военно-технического сотрудничества в двусторонних отношениях России.

Что же касается Армении, то «моральный» аспект поставок оружия ей оправдан с точки зрения, во-первых, членства этой страны в ОДКБ, во-вторых, дислокацией российской военной базы в Гюмри, в-третьих — стратегического партнерства двух стран.

И еще один важный аспект: поставляя оружие и Азербайджану, и Армении, Россия преследует цель не перехода Вооруженных сил этих государств на стандарты НАТО. А это тоже относится к области усиления военно-политического влияния России на Южном Кавказе.

Но, как сказано выше, оружие имеет обыкновение стрелять, что оно и делает в зоне карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов, однако до масштабной войны дело не доходит. Возможно, что благодаря относительному балансу военных сил и тому, что гарантом безопасности Армении выступает Россия.

Именно Россия, а не ОДКБ, в которой наличествуют «клубы по интересам», и в которых Армения большой роли не играет. Точнее, играет только в том случае, если это связано с интересами России и безопасностью самой Армении. Таким образом, обострись карабахский конфликт, Армения, несмотря на Устав ОДКБ, вряд ли сможет рассчитывать на поддержку государств Центральной Азии — они, скорее, самоустранятся от решения проблемы. И в таком случае Россия вряд ли сочтет целесообразным поднажать на союзников по ОДКБ, дабы не вызвать в этой организации кризисные процессы.

Так в кого выстрелит российское оружие? Надо думать, что вооружая и Армению, и Азербайджан, Москва заинтересована в том, чтобы в отношениях между этими двумя странами «пушки молчали», и ей не пришлось бы защищать одну из сторон конфликта, поскольку обе являются жизненно важными для самых разнообразных российских интересов. То есть, теория сохранения баланса сил в регионе из пальца не высосана — она, по крайней мере, сдерживает активные военные действия в регионе.

А нота, которую Азербайджан направил России, может иметь совершенно иную «подкладку» — турецкую. Имеется в виду, что Анкара опасается, как бы российская военная техника дальнего радиуса действия не была нацелена из соседней Армении на Турцию, и карабахская проблема тут вообще ни при чем. «Просто» Россия перебрасывает свою военную технику к границе с Турцией — так сказать, на всякий пожарный случай.

Но если «пожарный случай» все же случится, это будет похоже уже на открытие Россией второго фронта против Турции в контексте Сирии, что одинаково плохо и для Армении, и для Азербайджана. Для Армении это будет означать втягивание республики в совершенно не нужную ей российско-турецкую войну, которая может не ограничиться только «сирийским фронтом», а для Азербайджана — крайне болезненный выбор между Москвой и Анкарой.

А пока между Баку и Москвой идет легкая «нотная дуэль», PanARMENIAN.Net информирует, что на российской военной базе Южного военного округа, дислоцированной в Армении, на высокогорном полигоне «Алагяз» начались тактические занятия танковых подразделений. Более 100 военнослужащих в составе экипажей танков Т-72Б проведут маневры в условиях высокогорья на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря. В ходе учений отрабатываются нормативы по тактической, огневой и специальной подготовке.

Ирина Джорбенадзе