Posted 14 марта 2016,, 15:07

Published 14 марта 2016,, 15:07

Modified 31 января, 09:27

Updated 31 января, 09:27

Нажим Запада может свернуть реформы в КНДР

14 марта 2016, 15:07
Санкции против Пхеньяна способны привести лишь к ужесточению режима, полагает востоковед Александр Воронцов.

После очередного испытания ядерного оружия Северной Кореей и запуска ею на орбиту искусственного спутника Совет Безопасности ООН в начале марта принял беспрецедентно жесткую резолюцию, вводящую крайне болезненные для этой страны экономические санкции. Причем, если в прошлые времена Китай и Россия относились к подобным мерам без особого восторга, то на этот раз санкции поддержали и они. Явным ответом на это стало очередная громкая угроза КНДР «уничтожить Манхэттен ударом водородной бомбы». О том, почему Москва и Пекин решили поддержать экономическое наступление на Пхеньян, в интервью «Росбалту» рассказал руководитель отдела Кореи и Монголии Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук Александр Воронцов.

— В чем причина столь жесткой резолюции Совбеза ООН в отношении Северной Кореи, учитывая, что космические и ядерные испытания в КНДР проводятся далеко не в первый раз?

— Вы правильно заметили, что нынешние санкции действительно жестче, чем это было раньше. С одной стороны, для северных корейцев это стало прогнозируемым действием — примерно раз в три года мы видим такие, уже технологические, моменты их программы. На этот раз они запустили на орбиту реальный спутник, однако реакция международного сообщества на это событие оказалась куда более жесткой, чем обычно, а резолюция СБ ООН гораздо более болезненной для экономики КНДР. В целом она направленна не столько против сдерживания ракетно-ядерного потенциала Пхеньяна, сколько, фактически, против гражданской экономики. Эти санкции направлены на то, чтобы если не подорвать, то серьезным образом нанести ущерб экономике этой страны, подорвать жизненный уровень ее населения.

— Почему это произошло?

— У этого есть причины. Прежде всего, до сих пор не удается остановить реализацию ядерной программы КНДР. Прежние санкции не работают. Логика авторов резолюции Совбеза состоит в том, что санкции не работают, потому что их недостаточно. Новые ограничительные меры призваны закрыть доступ Северной Кореи к валюте, а для этого они перекрыли почти весь ее экспорт. Это, прежде всего, уголь, железная руда, руды цветных металлов. Плюс целый ряд других жестких мер.

Почему это произошло? С одной стороны, все понимают, что надо что-то делать. С другой, резолюция согласовывалась рекордно долго — почти два месяца. Уже сложилась традиция, что основными сторонами, которые согласовывают текст таких резолюций, выступают Соединенные Штаты и Китай, а Россия присоединялась уже потом, поскольку у нее и Пекина весьма близкие позиции по этой проблеме.

При этом США всегда выступали за максимально жесткий вариант санкций, в том числе, и таких которые затрагивают гражданскую экономику Северной Кореи, а КНР и РФ — за то, чтобы санкции были направлены именно против ракетно-ядерных программ и военно-промышленного комплекса, но не затрагивали бы гражданский сектор. Так было до этого года.

Когда был представлен проект нынешней резолюции, то многие увидели, что в нем под санкции попало много объектов гражданской экономики, в том числе, и российских бизнес-проектов. Россия взяла дополнительное время для согласования этого документа и уже самостоятельно провела его обсуждение с Соединенными Штатами. Кое-что ей удалось вывести из-под этих санкций. Прежде всего, это самый крупный и успешный наш проект по развитию северокорейского порта Раджин. Российские железные дороги (РЖД) реконструировали железную дорогу от нашей границы в этот порт длиной 54 км и взяли ее в аренду. В этом незамерзающем порту мы проводим отгрузку наших товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Главным образом, это уголь, который идет в Китай, Южную Корею и другие страны.

— Экспортирует ли Россия в Северную Корею какие-либо другие энергоносители?

— Это было во времена Советского Союза — почти весь объем нефтепродуктов, потребляемый КНДР, поставлялся тогда из СССР. Но последние десятилетия такими поставками Пхеньяну в основном занимается Китай, хотя и мы им кое-что из этого тоже отгружаем.

— Насколько я понимаю, честь санкций как раз и сводится к тому, чтобы перекрыть экспорт энергоносителей в КНДР?

— Туда конкретно запрещены поставки авиационного топлива, а не всего объема нефтепродуктов.

— К чему могут привести эти санкции? Не получится ли, что в ответ Ким Чен Ын, что называется, «закусит удила»?

— Действительно, ситуация тревожная. КНДР, как всегда, отвергла эту резолюцию как несправедливую. У них на этот счет своя логика и своя система аргументов. Правда, мир не очень хочет их слышать.

— А что это за аргументы?

— Они считают, что на запуск спутника, на мирное освоение космоса, имеет право каждое суверенное государство, что записано в международных законах. Запрет КНДР этой резолюцией запускать свои спутники — это ущемление ее суверенитета. Резолюции СБ ООН не дают Северной Корее проводить любые действия с использованием баллистических ракетных технологий. Спутники запрещены тоже, поскольку они, естественно, выводятся на орбиту ракетами дальнего действия. Северокорейцев обвиняют в том, что мирное освоение космоса — это только предлог, а на самом деле они таким образом продолжают испытывать боевые баллистические ракеты.

Правда, технические специалисты, ракетчики, уверяют, что есть разница между запуском спутника и испытанием стратегической ракеты. При выводе спутника на Землю ничего не возвращается. А испытание боевой ракеты — это перевоз определенного груза с одной точки поверхности Земли на другую. Для этого тот же ракетоноситель должен быть оснащен многими дополнительными технологиями, в частности, деталями для отделения боевой части, наведения ее на цель и так далее. То есть, для реального испытания баллистических ракет все эти сложные и дорогостоящие технологии туда еще надо добавить.

— Какова дипломатическая ситуация на сегодняшний день вокруг Северной Кореи?

— Ситуация тревожная, потому что санкции СБ ООН совпали с проведением регулярных крупномасштабных американо-южнокорейских маневров, которые длятся уже почти два месяца. Причем участвуют в них и американские носители ядерного оружия — авианосцы, подводные лодки, стратегические бомбардировщики. Все это в совокупности не может не беспокоить. Более того, в парламенте Южной Кореи прозвучали призывы к физической ликвидации Ким Чен Ына, что провоцирует северян на более эмоциональный и жесткий ответ. Так что, повторю, ситуация тревожная, хотя я считаю, никто, в том числе, и Пхеньян, сознательно начало боевых действий не планирует.

Северокорейцы, конечно, делают очень жесткие заявления, в том числе, и вызвавшее громкий международный резонанс обещание нанести превентивный ядерный удар, но в этих грозных словах всегда есть ссылка, что такой удар будет нанесен, если против них будет совершена агрессия. То есть, речь все-таки идет об ответной мере. При этом одной из задач проводимых сейчас американо-южнокорейских маневров является отработка нанесения превентивных ударов, в том числе, и по северокорейским ядерным объектам.

— А к чему введенные сейчас санкции могут привести внутри Северной Кореи? Не станет ли сам режим там еще жестче?

— То, что он станет жестче, это однозначно. Санкции могут привести только к усилению мобилизационных механизмов внутри страны. Все это грустно, потому что в последние годы там развивались элементы рыночных реформ, были позитивные тенденции, шел реальный экономический рост, начиналась реальная внутренняя экономическая либерализация. Все это в рамках политики усиления внешнего давления может пострадать.

Беседовал Александр Желенин