Posted 22 марта 2016,, 11:30

Published 22 марта 2016,, 11:30

Modified 31 марта, 03:56

Updated 31 марта, 03:56

Назарбаев успел обогнать кризис

22 марта 2016, 11:30
На парламентских выборах в Казахстане ожидаемо победила правящая партия. Голосование проведено очень вовремя — пока казахская экономика не достигла дна.

Казахстан побил рекорд по части проведения досрочных выборов — в минувшее воскресенье в стране состоялись пятые досрочные выборы из семи проведенных за историю независимости Казахстана. На сей раз с опережением конституционного срока казахстанцы выбирали мажилис (нижнюю палату парламента) и маслихаты (местные органы представительской власти). Как и ожидалось, победу одержала правящая партия «Нур Отан», лидером которой является президент страны Нурсултан Назарбаев.

По данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, огласившей предварительные итоги выборов, партия власти получила 82,15% голосов избирателей. 7-процентный барьер, необходимый для членства в парламенте, преодолели также партии «Ак Жол» (Светлый путь) и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) — они получили 7,18% и 7,14% голосов соответственно. И все это при тоже рекордной явке избирателей — более 77%. Кстати, граждане Казахстана, проживающие в РФ, и вовсе не «пустили» в мажилис никого кроме президентской партии, отдав ей почти 88% голосов.

Назарбаев, конечно, остался доволен таким результатом и выразил благодарность многоэтническому населению республики. «Я хочу выразить глубокую благодарность всем СМИ Казахстана, зарубежным, европейским, американским, наших соседей, близлежащих братских стран, журналистам — всем СМИ, особенно России, которые каждый час показывали ход наших выборов, этим самым сделали их абсолютно легитимными перед всем человечеством», — цитирует Назарбаева РИА Новости.

По части легитимности можно было обойтись и без реверанса в адрес «особенно российских СМИ»: предвыборная кампания в республике прошла без какого-либо ажиотажа, если не сказать — скучно.

Ход выборов отслеживали 817 иностранных наблюдателей из БДИПЧ ОБСЕ, миссий СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, ПА Совета Европы, Организации исламского сотрудничества, и т. д. Несколько организаций в день голосования провели exit polls. Пока наблюдатели не подвергали сомнению легитимность выборов, и похвалили их за чинность и прозрачность.

Однако некоторые претензии к казахским выборам все же озвучили наблюдатели из БДИПЧ ОБСЕ. Во-первых, они поставили под «серьезное сомнение процент явки», во-вторых, заявили, что избирательное законодательство Казахстана требует реформирования для доведения его до «соответствия стандартам». Кроме того, глава вышеуказанной миссии Борис Ферлиц подчеркнул, что в Казахстане, несмотря на «свободное проведение предвыборной кампании», ощущается недостаток «политического выбора». Его также удивило то, что большинство участников выборов не критиковали правящую партию, «доминирование которой в течение многих лет и на всех уровнях стерло черту между ней и государством».

Единственным субъектом, не признавшим результаты выборов, стала оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) Казахстана, набравшая 1,18% голосов и, соответственно, не попавшая в парламент. По ее заявлению, выборы прошли с «грубейшими нарушениями» законодательства, такими как «вбросы» бюллетеней, многократные голосования части бюджетников и студентов, широкое голосование вне мест прописки, препятствование работе наблюдателей, их удаление при подсчете голосов» и т. д. Но общую картину выборов это заявление не изменило.

Вообще же главными вопросами прошедших выборов видятся: почему они состоялись раньше времени, что изменится после них в самом Казахстане и в его внешней политике, в частности, во взаимоотношениях с Москвой, и как будут развиваться события в ЕАЭС, в котором назарбаевская республика играет видную роль.

Официальным объяснением проведения досрочных выборов является соответствующее требование депутатов парламента, которые сочли, во-первых, что страна на одновременном проведении парламентских и местных выборов сэкономит около полутора миллионов долларов — цифра, надо сказать, смешная для казны Казахстана. Во-вторых, заявили депутаты, новый состав парламента, получивший мандат доверия большинства населения, будет успешнее решать проблемы местной экономики, возникшие из-за глобального системного кризиса.

Но объяснение это не вызывает доверия, поскольку Назарабев, по сути, является единоличным правителем своей страны, и прежний парламент ему ничем не мешал. Вероятно, его роспуском лидер Казахстана предвосхитил имеющиеся в стране «майданные» настроения и в очередной раз дал понять оппозиции, «кто в доме хозяин». И стало ясно, что «хозяином» по-прежнему является Нурсултан Абишевич и его политическая команда.

И хоть после досрочных выборов расстановка политических сил в Казахстане остается прежней, они продемонстрировали населению и, так сказать, внешним силам, следящим за событиями в республике, что Назарбаев «демократичен», старается привнести в законодательный орган «свежую струю», которая в сложных мировых финансово-экономических реалиях выведет страну на новые рубежи развития. Надо полагать, на рубежи, не привязанные к сырьевым источникам.

Впрочем, эксперты благожелательно настроенные к казахстанскому лидеру, видят даже в предсказуемых результатах выборов положительные моменты, обращая внимание именно на появление на вершине управления новых лиц.

«Несмотря на победу президентской партии — более 80 процентов голосов — это не означает какого-то застоя — наоборот. Поскольку персональный состав очень сильно обновляется, более того — он обновляется очень молодыми людьми, и что принципиально важно, молодыми людьми, имеющими хорошее образование», — говорит директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев.

«Казахстан по темпам обновления этой политической элиты является передовиком в постсоветском пространстве и в этом он прокладывает пути, по которым могут потом идти остальные члены евразийского интеграционного объединения», — отметил он в ходе телемоста Москва-Астана, проведенного РИА Новости по итогам выборов.

Кроме того, в самом Казахстане определенные политические силы стали поговаривать и о необходимости перехода республики к парламентской форме правления, и ради этого, возможно, тоже стоило распустить парламент. Сам Назарбаев, выступая на одном из избирательных участков после голосования, заявил, что этот вопрос может быть решен только на референдуме. Но, судя по его дальнейшим высказываниям, парламентскому правлению президент Казахстана не сочувствует. По его словам, речь может идти о перераспределении власти между президентом, парламентом и правительством, и «мы над этим думаем». Но, сказал он, все будет зависеть от «обстановки в экономике, в мире и в самой стране».

В общем, в результате досрочных выборов в Казахстане в некотором роде произошла политическая «перезагрузка»; государственная элита обновляется, и все это вкупе позволяет Назарбаеву действовать более уверенно как внутри своей страны, так и на международном уровне.

А проблем у президента Казахстана по горло: цены на нефть упали, национальная валюта тенге рухнула; экономика трещит по швам. Инфляция по итогам 2015 года приблизилась к 14%, рост ВВП замедлился до 1,2%. Словом, досрочные выборы проводить было выгодно, пока экономические проблемы в Казахстане не достигли своего пика, и ситуация не стала непредсказуемой.

Международный контекст тоже не внушает оптимизма: терроризм взял за глотку чуть ли не весь мир; правила игры на международной арене постоянно нарушаются; становится совершенно непонятным, с кем сближаться, кого сторониться и по каким критериям.

Говоря о сближении и взаимоотношениях Казахстана с Россией после выборов. Как сообщил журналистам глава казахского МИД Ерлан Идрисов, тесные и добрые отношения России и Казахстана есть «данность, константа», и новый парламент «продолжит линию укрепления, многопланового взаимодействия и сотрудничества с Россией» во всех возможных форматах. Идрисов назвал Россию «ближайшим соседом и союзником» Казахстана.

Если у Астаны слова не разойдутся с делом, что вряд ли произойдет, несмотря на не всегда унисонные действия «союзников», это будет означать, что Россия может быть уверенной, насколько это возможно в политике, что ее «восточный тыл» достаточно укреплен. Из этого следует, что Россия заинтересована в политической несокрушимости режима Назарбаева не только с точки зрения поступательного развития двусторонних отношений и их стратегического характера, но и выживания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вдохновителем и локомотивом которого является именно Казахстан. И это несмотря на то, что казахская экономика в десять раз скромнее российской, но превышает экономики других государств ЕАЭС.

Кроме того, именно Назарбаев активнее других ратует за интеграцию ЕАЭС в мировую экономическую систему, хотя сейчас это может быть затруднительным из-за санкций Запада в отношении России. Но интеграционные структуры могут быть разного формата, то есть с участием государств и региональных объединений, свободных от санкционной политики.

Кстати, в настоящее время ЕАЭС нельзя назвать гармоничным союзом — и не только потому, что внешнеторговый оборот внутри него падает: на государства этого блока негативно влияют события, происходящие в России, включая ее валютную нестабильность. Кроме того, государства Евразийского союза не присоединились к ответным санкциям России против Запада, что, помимо экономического разброда, привнесло в ЕАЭС и «идеологическую» разрозненность и подозрение Москвы, что некоторые члены союза пытаются дистанцироваться от «русского мира».

Но «ревновать» Казахстан не стоит, поскольку Назарбаев будет «дистанцироваться» ровно настолько, насколько это не навредит российско-казахским отношениям. Однако выстраивать отношения со всеми, с кем это возможно, он непременно станет и будет активно привлекать инвестиции. В противном случае все его политическое «трюкачество», каковым можно считать и досрочные парламентские выборы, окажется напрасным: страна, на фоне падения цен на нефть, быстро обеднеет, и пожизненный (фактически) президент лишится своего огромного авторитета.

В общем, эпоха сырьевого благоденствия для Казахстана осталась в прошлом, а выживать надо — то есть исхитриться и одновременно поддерживать строго выверенные выгодные для себя отношения с Россией, Западом, с арабским миром и особенно — с Китаем. И все это в условиях борьбы ведущих мировых центров за влияние в Центральной Азии и в самом крупном его игроке — Казахстане.

Но для начала Назарбаеву, вероятно, предстоит разобраться с процессами, происходящими в рамках ЕАЭС, ШОС и ОДКБ, то есть в ближайшем окружении Казахстана, поскольку от дееспособности этих структур во многом зависит экономическая и военно-политическая безопасность республики.

Строго говоря, для этого можно было и не проводить досрочных выборов, которые, по сути, носят антуражный характер — внешней встряски, дополнительной «легитимности» и утверждения курса Назарбаева как единственно верного и не подлежащего сомнению. В общем, Назарбаеву надо было кое-кому утереть носы.

Но есть и другой взгляд на досрочные выборы в Казахстане. Как сказал информагентству НСН эксперт из Института стран СНГ, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Андрей Грозин, есть все основания полагать, что путем досрочных выборов удастся еще больше консолидировать страну и нацелить ее на новый экономический рывок.

«Общее ментальное поле Казахстана — это ориентация на стабильность, на сохранение межэтнического согласия. На самом деле, абсолютное большинство граждан Казахстана — это относится и к титульной, и к другим этносам, населяющим республику — очень бережно и трепетно относятся к тому, чтобы лодка не раскачивалась. Люди не хотят перемен, которые могут ударить по ним, по их семьям, по их заработкам. И это объясняется не только ментальными особенностями, но и историческим недавним опытом. После распада СССР в Таджикистане произошла гражданская война, об этом, кстати, в России многие забыли. И это был самый кровопролитный конфликт на постсоветском пространстве. Тогда погибло от 150 до 200 тысяч человек. Под боком Казахстана полыхала гражданская война, и большим счастьем для страны и региона стало то, что этот конфликт удалось потушить. После этого казахстанцы сделали выводы», — убежден эксперт.

По его словам, досрочные выборы в Казахстане проведены по экономическим причинам: «Это желание избежать проведения электоральной кампании в период сложной экономической ситуации. Лучше провести выборы сейчас, чтобы не подвергать государственную систему излишним рискам. Потому что любые выборы — это всегда вызов, ухудшение администрирования, появление возможности для раскачивания ситуации. В Казахстане никогда из предвыборной кампании не делали священной коровы, а относились к ней достаточно утилитарно, поэтому, кстати говоря, выборы в Казахстане чаще проходят внепланово».

Кроме того, как полагает Грозин, казахстанские выборы позволят и России извлечь из них уроки и «сделать определенные выводы перед сентябрьскими выборами в Госдуму».

Ирина Джорбенадзе