Posted 25 марта 2016,, 09:50

Published 25 марта 2016,, 09:50

Modified 31 марта, 03:53

Updated 31 марта, 03:53

Газовое рабство Армении

25 марта 2016, 09:50
В Ереване ждут, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в армянскую столицу объявит о снижении цены на газ. У Ирана его просить не решаются, боясь гнева Москвы.

Россия любит подчеркивать, что Армения является ее стратегическим партнером на Южном Кавказе, и часто напоминает своим «недругам», что на территории этой республики дислоцирована технически хорошо оснащенная российская военная база. Но Армении сильно не везет: мало того, что она изолирована практически от всех важных региональных проектов, так еще не может добиться «газовой лояльности» от своего стратегического партнера. В частности, Москва и Ереван никак не договорятся по тарифу на поставляемый в Армению российский природный газ, цена которого в настоящее время составляет 165 долларов за тысячу кубометров, но с 1 апреля может возрасти до 189 долларов.

На 7 апреля запланирован визит в Армению премьер-министра России Дмитрия Медведева, и в Ереване ожидают, что ценовой вердикт вынесет именно он. Предварительно газовый тариф обсудили в Москве президенты Владимир Путин и Серж Саргсян, но чем закончились их переговоры, неизвестно. А 8 апреля в Армении состоится заседание Совета глав правительств государств ЕАЭС, на котором, среди прочего, стороны обсудят вопросы, связанные с взаиморасчетами за газ в рублях. По предварительной информации премьер-министра Армении Овика Абрамяна, в этом вопросе «прогресса пока нет».

Вопрос о цене на газ сейчас крайне актуален для Армении, и он активно обсуждается в местной прессе, причем с большой долей обиды на Россию. И это понятно: во-первых, уровень жизни в республике низкий, и стоимость российского топлива сильно бьет по карману простого смертного. Страдает и промышленный сектор — производимая им продукция неконкурентоспособна на мировом рынке из-за ее стоимости, обусловленной дороговизной газа и высокими налогами. Причем, считают в Армении, и цена на газ, и налоги завышены искусственно.

Как подчеркивает «ЖАМ», «Разница между ценой на газ для вражеской Украины и стратегического партнера Армении — всего 10 долларов». Армянское издание полагает, что если бы сделка «Газпрома» с Грузией состоялась (напомним, переговоры на этот счет велись совсем недавно, но Тбилиси, в итоге, увеличил импорт газа за счет Азербайджана), то цена для для нее составила бы 120 долларов при нынешних 165 для Армении. Роль и значение Армении, резюмирует издание, сегодня настолько малы, что ей не удается добиться даже малой скидки.

В свою очередь Lragir констатирует, что «все ждут седьмого апреля, приезда Медведева, который что-то должен сказать». Армянское издание также задается вопросом: почему Ереван, имеющий возможность получить газ прямиком из Ирана, не ведет с этой страной соответствующих переговоров и ждет, что ответит Россия: «Не Иран должен предлагать Армении дешевый газ, хотя Иран это сделал на уровне бывшего посла в Армении. Армения должна постоянно стучаться в двери к Ирану и обсуждать этот вопрос. … почему Армения сама просит Россию о скидке, а предложение по газу ждет от Ирана. Что это, если не проявление рабского мышления?» Издание обвиняет власти Армении в политической и экономической «слабости» и зависимости от «милосердия России».

Многие в Армении не скрывают, что власти попросту боятся заикаться о замещении российского газа иранским: это крайне не устроит Россию с политической точки зрения, поскольку в таком случае она потеряет единственный оставшийся у нее на Южном Кавказе стабильный газовый рынок. Вопрос этот имеет для России в большей степени политическую, а не экономическую нагрузку. К тому же Армения потребляет небольшое количество газа, чтобы ценовая скидка разорила «Газпром». Но Россия знает, что даже если она поднимет тариф для Армении, последняя все рано будет платить из последних сил. Так для чего ж тогда терять деньги? Или торг ведется для того, чтобы в итоге уступить Армении, а потом напоминать ей о своей «милости» и добиваться под нее от Еревана серьезных уступок?

Напомним, Россия является основным поставщиком газа в Армению — он поступает туда транзитом через Грузию. В малой степени на газовом рынке Армении присутствует и Иран, готовый увеличить поставки в пять раз в рамках строительства третьей линии электропередачи, соединяющей энергосистемы двух стран с подключением к энергосистемам Грузии и России. То есть, речь идет о поставках в объеме 5 миллионов кубометров газа в день с тем, чтобы Армения на своей ТЭЦ генерировала дополнительные объемы электроэнергии для Ирана.

Но о каком указанном выше «милосердии» может идти речь в условиях, когда практически все стратегически важные объекты Армении принадлежат России, которая, имея в виду наличие своей военной базы в Гюмри и ситуацию на Ближнем Востоке, а также плохие армяно-турецкие отношения, фактически превратила республику в потенциальное поле боя.

Этот вопрос, помимо газового, тоже активно обсуждается сейчас в Армении. Не исключено, что ее официальные лица выразят Медведеву свою обеспокоенность риском втягивания республики в российско-турецкое противостояние в случае его перерастания в военный конфликт.

Кстати, российская военная база расположена в 10 километрах от армяно-турецкой границы. Многие армянские эксперты также не исключают открытие Турцией «второго фронта» против России при содействии Азербайджана, то есть под прикрытием выяснения отношений по Карабаху.

Словом, в Армении придерживаются мнения, что республике следует дистанцироваться от российско-турецкого противостояния, дабы не стать его невольным участником. Здесь же отметим, что Армения рисковала стать без вины виноватой из-за инициативы фракции «Справедливая Россия», внесшей на рассмотрение российского парламента законопроект, касающийся уголовного преследования за отрицание геноцида армян в Османской империи. Напомним, геноцид армян признан множеством стран, но он категорически отрицается Турцией и Азербайджаном.

Видимо, таким образом, то есть армянским вопросом, определенные политические круги в России попытались оказать политическое давление на Турцию. Но правительство и Верховный суд России дали отрицательное заключение по законопроекту, который сами армяне далеко не приветствовали, хотя вопрос геноцида 1915 года возведен ими до идеи фикс. А не приветствовали потому, что некоторые весьма влиятельные российские политики попыталась использовать столь сенситивную для армян тему как орудие в борьбе РФ против Турции.

Но как бы то ни было, армянам сейчас довольно страшно жить — как с экономической точки зрении, так и в плане безопасности. Не хватало ей конфликта с Азербайджаном, как «нарисовались» Сирия и Турция, и Армения невольно стала приобретать для России новое геополитическое звучание.

Это весьма настораживает определенные политические и экспертные круги Армении, не желающие, чтобы страна ввязывалась в чужую драку. Но сегодня в Армении можно услышать и то, что она должна воспользоваться своей возрастающей геополитической значимостью и «выбивать» из России различные преференции — от уменьшения цены на газ до признания независимости Карабаха и предоставления Армении гораздо более «убойного» вооружения, чем-то, которое Москва продает Азербайджану.

Есть еще один момент. Армения, опасающаяся еще большего ухудшения российско-турецких отношений, не меньше беспокоится и о перспективе их возможного улучшения, поскольку урегулирование отношений между крупными региональными или мировыми игроками происходит, как правило, за счет ущемления интересов малых стран — грубо говоря, их «размена» в угоду текущей геополитической конъюнктуре с целью усиления собственного влияния.

А влияние России в регионе, полагают аналитики американской Stratfor, снискавшей себе репутацию «теневого ЦРУ», оспаривается сейчас Турцией и Западом. Такой вывод, в переводе ИноСМИ, сделан на основании того, что «В последние несколько недель там (в регионе) ведется активная дипломатическая деятельность». То есть, «российские чиновники принимают участие в переговорах по самым разным вопросам, в том числе по вопросам об экспорте природного газа в Грузию, продаже оружия Армении и расширении связей с Азербайджаном в области политики и безопасности».

«Такая активизация дипломатии наблюдается как раз тогда, когда другие игроки, такие, как Турция и Запад, начинают более решительно оспаривать право Москвы на господство в этом регионе. Более того, изменение позиции России на Кавказе, вероятнее всего, станет важным индикатором будущего конфликтов на Украине и в Сирии», — пишет издание.
В обнародованном им анализе обстановки в регионе и переплетении в нем интересов России, Турции, Ирана и Запада, Армения и ситуация вокруг нее упоминается довольно часто. Так, акцент делается на дислокации в республике 5 тысяч российских военнослужащих; и «хотя в Азербайджане Россия формально не имеет военного присутствия, верные Москве войска окружают это государство на севере и западе, заставляя Баку согласовывать свои решения со стратегическими интересами России».

Но «вес Азербайджана по сравнению с Россией заметно увеличился, поскольку теперь Европа рассматривает эту страну в качестве альтернативного поставщика природного газа по „Южному коридору“. В связи с этим Азербайджан занял более агрессивную позицию в своем конфликте с Арменией вокруг Нагорного Карабаха. … За последний год Россия, которая традиционно является убежденной сторонницей Армении и самым влиятельным посредником в Нагорно-Карабахском конфликте, стала принимать более активное участие в переговорах. Более того, Москва ясно дала понять, что она, возможно, готова рассмотреть вероятность изменений в статус-кво этого конфликта в пользу Азербайджана, чтобы предотвратить его дальнейшее сближение с Западом и Турцией». Отметим, что именно этого последнего обстоятельства и боятся в Ереване.

И далее: «Хотя Россия долгое время ставила свой военный альянс с Арменией выше гораздо более сложных отношений с Азербайджаном, Москва использовала поставки оружия в обе эти страны, чтобы сохранять свое влияние. Однако попытки Москвы совершать дипломатические маневры в отношениях с этими двумя странами в тот момент, когда она сталкивается с серьезным давлением в других частях Евразии, могут дорого ей обойтись. Армения с большим подозрением отнеслась к готовности России вести дипломатические переговоры с Азербайджаном по вопросу о Нагорном Карабахе, и это объясняет ту льготную сделку на поставку оружия, которую Москва заключила с Ереваном. Между тем, вмешательство России в сирийский конфликт и ее противостояние с Турцией вызвали резонанс на Кавказе, заставив Анкару искать рычаги влияния против Москвы в этом регионе. Освободившийся от бремени западных санкций, Иран тоже может стать более активным игроком на Кавказе».

«Теневое ЦРУ» не сомневается в том, что стратегическая позиция России на Кавказе имеет слабые места, которыми Запад, Турция и другие игроки захотят воспользоваться, но в ближайшем будущем Россия останется доминирующей военной державой в этом регионе. Однако «ее экономические проблемы, а также участие в украинском и сирийском конфликтах могут сделать поддержание влияния на Кавказе — и управление сложной системой отношений в этом регионе — гораздо более сложной задачей».

Вот в такой обстановке Медведев едет в Ереван. Вероятно, российский премьер не ожидает неприятных сюрпризов и большого упрямства со стороны армянских властей, учитывая, по определению Lragir, их «рабское мышление». Но в перспективе Армении все же придется определиться с далеко не инверсионными «Мы не рабы — рабы не мы» или, если желаете, «Мы не рабы — рабы немы».

Ирина Джорбенадзе