Posted 6 апреля 2016,, 16:12

Published 6 апреля 2016,, 16:12

Modified 31 января, 09:44

Updated 31 января, 09:44

Свержение по-панамски

6 апреля 2016, 16:12
Офшорный скандал будоражит мировую политику: пока исландский премьер цепляется за власть, беда идет к Марин Ле Пен и Хиллари Клинтон.

Первые отставки, вызванные публикацией «панамского досье» уже начались. Уже ясно, что этот коррупционный скандал серьезно перекроит мировую политическую карту.

Последствия постепенной публикации данных о расследовании деятельности всего одной панамской компании Mossack Fonseca, занимавшейся офшорным бизнесом в мировых масштабах, довольно неожиданны, а местами просто нелепы. Начать хотя бы с того, что первым, кто действительно ушел в отставку из-за «панамского досье», стал глава чилийского отделения антикоррупционной международной общественной организации «Трансперенси Интернейшнл» Гонсало Делаво Свитт. Его имя якобы только косвенно упоминается в досье, но он решил не бросать тень на коллег. Таким образом, первой жертвой борьбы с коррупцией оказался антикоррупционер.

Вроде бы, на месте Свитта должен был оказаться премьер-министр Исландии Сигмюндюр Гюннлейгссон. Вначале политик сбежал с интервью, не став отвечать на вопрос, почему в панамском досье есть информация о том, что в обход законодательства он и его жена владеют зарубежной собственностью в общей сложности приблизительно на $4 млн. Затем пообещал, что никаких последствий для его карьеры от этого не будет: «Я не планировал уходить в отставку из-за этого и я не уйду в отставку».

Но Исландия недаром славится своей прямой демократией, благодаря которой, кстати, ее граждане вначале поменяли конституцию, а затем отказались отдавать огромные долги зарубежным банкам-кредиторам. Буквально на следующий день тысячи демонстрантов, требующих отставки главы правительства, заполнили площадь перед правительственным кварталом Рейкьявика.

Уже к вечеру 5 апреля пришла новость об уходе Гюннлейгссона с поста премьера. Но общественность поторопилась праздновать победу. Уже с утра 6 апреля выяснилось, что досрочных парламентских выборов в Исландии не хотят объявлять ни премьер, ни даже президент страны. Нет и никакой отставки – Гюннлейгссон лишь временно передал полномочия второму человеку в правительстве, своему партийному заместителю - министру рыболовства и сельского хозяйства Сигурдуру Инги Йоханнссону.

Особенно примечательно, что исландский премьер мотивирует свое категорическое нежелание сдать власть тем, что досрочные выборы якобы помешали бы нынешнему кабинету министров закончить ряд важных преобразований в финансовом секторе страны, которая до сих пор испытывает на себе последствия банковского краха 2008 года.

Впрочем, история исландского премьера, вряд ли более забавна, чем ситуация, в которой оказалась лидер французской национал-популистской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Она поспешила жестко осудить клиентов дурно пахнущих зарубежных офшоров, а на следующий день обнаружила, что среди этих негодяев есть ее ближайшие соратники.

Эта история грозит потенциальному кандидату на предстоящих в следующем году выборах президента Франции как минимум налоговой проверкой все деятельности ее партии, а может быть и уголовными делами.

Многих политиков «подставили» их родители. Например, британский премьер Дэвид Кэмерон якобы ничего не знал о том, что чуть ли не 30 лет его отец уходил от уплаты налогов, используя офшоры. Ситуация отягчается тем, что у Кэмерона на носу июньский Лондонский антикоррупционный саммит, где он должен председательствовать, а также референдум о выходе страны из ЕС. При этом глава кабинета выступает в роли одного из главных агитаторов сохранения Великобритании в рядах Европейского Союза. И тут такой удар по репутации, а значит и по позициям его сторонников накануне голосования.

Впрочем, родители выкидывают с политическими лидерами шутки и похлеще. Аргентинского президента Маурисио Макри отец, якобы без его ведома, назначил директором офшорной компании Fleg Trading LTD, о чем политик узнал только на второй день «панамского скандала». В первый же день он все отрицал.

Есть и другие, уже не столь забавные истории. Например, западная пресса подозревает, что через панамский офшор Северная Корея могла финансировать сделки в рамках своей ядерной программы. Ну а богатейший человек Сирии Рами Махлуф (по случайному совпадению, зять президента этой страны Башара Асада) якобы через офшорные схемы финансировал закупки топлива, а возможно и оружия для сирийской армии.

И это ведь еще не полная картина. «Панамский скандал» может повлиять даже на выборы президента США. Дело в том, что журналисты-расследователи говорят, что у них есть немало информации об офшорной активности некоторых граждан США. И кто бы это ни оказался, «крайней» может стать кандидат в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон. Дело в том, что находясь на посту главы Госдепартамента США, Клинтон способствовала тому, чтобы Панама была выведена из «черного списка» офшорных стран, препятствующих деятельности зарубежных налоговых и других контрольных органов.

Так что достаточно напомнить избирателям о роли Клинтон в раздувании мирового коррупционного пузыря, и ее поддержка может ощутимо снизиться. Возможно, как раз настолько, что она не сможет победить на партийных праймериз и вылетит из президентской гонки.

Одними американцами дальнейшее раскрытие информации, конечно, не ограничится. Каждый новый пакет документов приводит к все новым разоблачениям, поскольку, как посчитали борцы с коррупцией, Mossack Fonsecа в течение последних четырех десятилетий открывала в среднем 16 офшорных фирм в день, и каждая из них взаимодействовала еще с множеством других подобных фирм. Поэтому в рядах мировых политиков в полной безопасности себя вряд ли могут чувствовать даже «честнейшие из честных». Они могут быть уверены сами в себе, но как можно проверить всех родственников, помощников и советников?

Так что в результате публикации «панамского досье» может пасть еще не одно правительство. Разумеется, в тех странах, где, в отличие от Азербайджана, России или Китая, правоохранительная система обращает внимание на громкие публикации в СМИ и в состоянии всерьез расследовать появление подобной информации.

Иван Преображенский