Posted 30 мая 2016,, 10:00

Published 30 мая 2016,, 10:00

Modified 31 марта, 03:10

Updated 31 марта, 03:10

Евроманок для Еревана

30 мая 2016, 10:00
ЕС работает над соглашением с Арменией, пытаясь сохранить ее в «Восточном партнерстве». Хотя, возможно, договор этот будет просто демонстрацией «многовекторности» политики Еревана.

Несмотря на то, что Армения показала Европе спину и буквально накануне подписания с ней соглашения об Ассоциации заявила о своем решении вступить в Таможенный союз, а затем и в ЕАЭС, в Брюсселе решили не помнить обид, и спустя некоторое время подошли к проблеме иначе. То есть, чтобы окончательно не загубить программу «Восточное партнерство», активными членами которой являются Грузия, Украина и Молдова, а пассивными — Белоруссия, Азербайджан и Армения, для последней было решено придумать рамочный договор с ЕС. Он, в отличие от прежнего документа, не предусматривает соглашения об ассоциированном членстве, которому в свое время помешала Россия, настояв на евразийской интеграции Армении.

Что представляет собой проект нового рамочного договора Армения — ЕС, не вполне понятно, но об этом — ниже. А сейчас отметим, что недавно в Брюсселе состоялась встреча министров иностранных дел государств ЕС и программы «Восточного партнерства», на которой глава внешнеполитического ведомства Латвии Эдгар Ринкевич довольно неожиданно заявил о необходимости начать переговоры о новых соглашениях об ассоциации с Евросоюзом Армении и Азербайджана. Он также призвал ЕС подписать с вышеуказанными странами соглашение о зоне свободной торговли и отменить с ними визовый режим.

Заявление это прозвучало несколько странно, если не сказать — «опереточно», поскольку, как показала новейшая история, членство Армении в ЕАЭС несовместимо с соглашением об ассоциации с Евросоюзом. А Баку и вовсе отказывается ассоциироваться, даже не будучи членом Евразийского союза. Как сообщил на брюссельской встрече министров иностранных дел глава МИД Азербайджана Элмар Мамедъяров, азербайджанская сторона представила на рассмотрение ЕС соглашение о стратегическом партнерстве, которое возведет отношения между сторонами на «качественно новый уровень». А это означает, что Азербайджан продолжает дистанцироваться от соглашения об ассоциации.

Но вернемся к Армении. Каким будет новый документ Армения — ЕС, армянские власти не говорят. «Вот когда подпишем, тогда все и узнают», — ответствуют в местном МИДе.

А верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини ограничилась сообщением, что документ охватывает политическое, экономическое, отраслевое сотрудничество между сторонами, открывает возможности для более тесного взаимодействия в энергетической и транспортной сферах.

Понятно, что Россия наблюдает за новой «забавой» Армении и ЕС, однако никаких официальных заявлений не делает: вероятно, перспектива заключения рамочного договора для нее не страшна. Точнее, если Москве в нем что-то не понравится, она всегда сможет остановить Ереван. Последний же усердствует: глава МИД Эдвард Налбандян не называет сроков подписания нового документа, но говорит, что армянская сторона делает все возможное для того, чтобы переговоры завершились как можно скорее и, главное, успешно.

Словом, в настоящее время Армения пытается подтвердить свое «европейство» вопреки или несмотря на то, что в конце 2013 года Россия подрезала ей крылья, заблокировав подписание республикой соглашения об ассоциации с ЕС и втянув ее в Евразийский экономический союз. И теперь, по прошествии пары лет, армянские власти, имея в виду настрой своего народа, желают продемонстрировать, что республика все же способна одновременно участвовать в двух интеграционных проектах — евразийском и европейском. Но участие в последнем может быть сугубо формальным, поскольку Евросоюз и ЕАЭС находятся в разной системе военных и политических координат.

Достаточно сказать, что Армения состоит в ОДКБ, а большинство государств ЕС — в НАТО. Поэтому полноценного «совместительства» не получится, зато Ереван может создать иллюзию многовекторности во внешней политике — на это сейчас в армянском обществе есть соответствующий заказ.

Но заказ — заказом, а в военно-стратегическом плане Армения никуда не двинется ни из ЕАЭС, ни из ОДКБ — особенно из последней, членство в которой для нее крайне выгодно с точки зрения безопасности: ЕС ее армянам не обеспечит, да и не стремится к этому. Соответственно, Армении тоже не нужно и даже вредно участвовать в системе европейской безопасности и во всем подчиняться Брюсселю, учитывая антироссийский вектор его политики.

В общем, альтернативы российскому военно-политическому «зонтику» у Армении сейчас нет, а побаловаться с Европой в разумных пределах — не грех. Эта игра, если не заиграться, может даже принести определенные выгоды Армении. В частности, министр Налбандян очень гордится тем, что Ереван вхож в ряд программ ЕС. По его словам, в некоторых из них не участвуют даже государства, подписавшие с Евросоюзом соглашение об ассоциации.

Особенно горды в Армении тем, что она присоединилась к действительно перспективной, интересной и нужной программе ЕС «Горизонт 2020», став ее шестнадцатым участником. Программа эта открывает армянским ученым доступ к финансированию различных исследований и инновационных проектов. Как сказал европейский комиссар по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан, «Запуск „Горизонта 2020“ в Армении — это конкретный пример обязательства ЕС и в дальнейшем укреплять свои отношения с этой республикой».

Подчеркнем, что участие Армении в «Горизонте» не эфемерное — ее исследовательские институты, университеты, отдельные ученые получат доступ к финансированию различных проектов — на равных условиях с исследователями и организациями из стран-членов ЕС. Кстати, в «Горизонте 2020», бюджет которого составляет на 2014—2020 годы 77 млрд евро, участвует и Грузия.

Между тем глава делегации ЕС в Армении Петр Свитальский в беседе с журналистами сообщил, что переговоры республики и ЕС по новому рамочному договору продвигаются, но при этом наличествуют некоторые «труднопроходимые» пункты. Армян это очень обидело. «Я не согласен с этим. … И если Свитальский считает, что это метод давления, то он ошибается», — заявил Налбандян.

Но на какой почве ЕС может прибегнуть к «давлению», если документ, разрабатываемый сторонами, носит, так сказать, невинный характер? Или Брюссель все же настаивает на том, чтобы в рамочном договоре появились пункты, «уводящие» Армению от евразийской интеграции или ослабляющие ее участие в ЕАЭС, что может обернуться большими неприятностями для Еревана? И не предусматривает ли новый документ поддержку Арменией европейской линии, входящей в разрез с линией Москвы, что и может обусловить эти неприятности.

На эти вопросы ответов пока нет, поскольку ни Ереван, ни Брюссель не раскрывают сути готовящегося договора и ограничиваются общими фразами. Вполне возможно, что происходит это из-за отсутствия серьезного наполнения пунктов договора, поскольку их наличие, учитывая фактор России, сделает его реализацию невыполнимой.

А это значит, что договор — либо формальность, пустышка, либо подготовка почвы, которая — кто знает — в перспективе трансформируется в документ, так или иначе привязывающий Армению к Евросоюзу и проводимой им политике.

Ирина Джорбенадзе