Posted 1 июня 2016,, 12:10

Published 1 июня 2016,, 12:10

Modified 31 марта, 03:08

Updated 31 марта, 03:08

Россия «нырнет» в АСЕАН?

1 июня 2016, 12:10
На саммите лидеров ЕАЭС об АСЕАН говорилось не много, а потому пока непонятно — является ли российская инициатива о создании ЗСТ с этой ассоциацией желанием одной РФ.

На прошедшем накануне в Астане заседании Высшего Евразийского экономического совета, в котором приняли участие президенты всех пяти стран, входящих в ЕАЭС, вроде бы, о перспективах сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) говорилось немного. В частности, в своем выступлении лидер Казахстана отметил, что «отдельно рассматриваются возможности налаживания торгово-экономических связей ЕАЭС с интеграционными объединениями, такими как ЕС, ШОС, АСЕАН и другие». Упомянул об этом президент Армении, больше слов посвятивший как раз Евросоюзу. Вот, кажется, и все, хотя в принятых решениях, наверняка, эта тема затронута более широко.

Вместе с тем известно, что Россия ранее инициировала создание зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН, членами которой являются 10 государств — Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Это предложение зафиксировано в декларации, принятой недавно в Сочи на саммите Россия — АСЕАН. Документом также предусмотрено рассмотрение вопросов взаимодействия между ЕАЭС, АСЕАН и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).

Интеграционная активность России в контексте АСЕАН свидетельствует, в первую очередь, о том, что она твердо встала на путь «разворота» на Восток и расширения зон своего экономического и геополитического влияния в условиях, когда зоны традиционного российского влияния сокращаются. Но есть ли у России реальный шанс «пристегнуть» к себе государства ареала АСЕАН, за который сейчас и экономически, и геополитически борются Китай, традиционно имеющий большое влияние в соответствующем регионе, и США? Да и не только эти две страны — Юго-Восточная Азия интересует многих, включая Индию, Японию и Евросоюз.

Так на что рассчитывает Россия, приглашая членов АСЕАН для начала в зону свободной торговли с ЕАЭС?

В Сочи у журналистов возник логичный вопрос — не противоречит ли идея создания зоны свободной торговли ЕАЭС — АСЕАН китайской инициативе нового Шелкового пути. Однако президент России Владимир Путин ответил, что он не видит в этом «никаких противоречий». Он, по его словам, знает о «позиции Китая по поводу сопряжений наших усилий в рамках этой идеи экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза». «В целом, — сказал Путин, — все наши планы в этом отношении абсолютно стыкуются».

Надо думать, что Россия не просто высосала из пальца идею ЗСТ ЕАЭС — АСЕАН — для этого у нее были основания в виде встречного движения со стороны ряда государств, участвующих в азиатском блоке. Соглашение о ЗСТ год назад Евразийским союзом уже было подписано с Вьетнамом, и совместным решением участников вчерашнего саммита оно считается вступившим в силу. Зону свободной торговли с ЕАЭС пожелали создать Малайзия, Сингапур, Таиланд, Камбоджа и Индонезия. То есть, некоторая почва для создания ЗСТ уже прощупывается.

В Москве не скрывают, что сотрудничество двух вышеуказанных объединений является, в сущности, ответом на курируемое США Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерство. А это уже политика.

Но и без нее, если говорить сугубо об экономике и бизнесе, сотрудничество государств ЕАЭС, а прежде всего — России, со странами-членами АСЕАН может стать довольно перспективным. И это несмотря на то, что РФ сегодня не числится даже в десятке внешнеторговых партнеров АСЕАН. Но темпы роста торговли между Россией и Ассоциацией внушают надежды: с 2005 по 2014 год товарооборот возрос более чем в пять раз, немного не дотянув до 22 миллиардов долларов.

Причем в АСЕАН наличествуют страны, с которыми Россия сотрудничает довольно тесно. Как сообщил Путин после переговоров с президентом Индонезии Джоко Видидо, у «Зарубежнефти» и «Роснефти» есть в этой стране «конкретные, серьезные и масштабные» проекты, включая строительство нефтеперерабатывающего завода. «Возможные инвестиции» оцениваются, по словам президента РФ, в 13 миллиардов долларов. Предприятие почти полностью планируется оснастить российским оборудованием.

А после встречи Путина с султаном Брунея Хассаналом Болкиахом пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил о возможном приобретении султанатом российских самолетов «Сухой Суперджет» и о намерении двух стран наладить взаимодействие в нефтегазовой отрасли.

Многим экспертам флагманами сотрудничества с Россией видятся Таиланд и Вьетнам. Последний является основным покупателем российского вооружения в ареале АСЕАН — 90% его военного «парка» укомплектовано техникой российского и даже советского производства. И сейчас стороны обсуждают возможность расчета за нее в национальных валютах. Если они столкуются, то российско-вьетнамский торговый оборот, по идее, должен возрасти.

Вообще же, по имеющейся информации, едва ли не все государства АСЕАН заинтересованы в росте закупок российского вооружения — здесь, видимо, сказывается инерция отношений Вьетнама, Индонезии и других стран-членов организации, сложившихся в 50-60 годы с СССР, — а они были откровенно дружественными.

Но говоря о дне сегодняшнем — чем больше Россия станет поставлять вооружений в государства АСЕАН, тем больше будет ее геополитический вес в соответствующем регионе, на влияние в котором претендуют и Китай, и США. То есть, в контексте поставок вооружения Россия может стать субъектом, уравновешивающим китайское и американское давление. Но такое положение вполне может перерасти в конфликт интересов.

Словом, сотрудничество ЕАЭС, а по сути расширение взаимодействия России и АСЕАН, может оказаться весьма перспективным для российской экономики, поскольку Ассоциация государств Юго-Восточной Азии представляет собой динамично развивающееся сообщество с численностью населения более полумиллиарда человек, которое, вероятно, может прельститься богатством сырьевой базы и технологическими возможностями РФ.

Не исключено, что определенную нишу в сотрудничестве с АСЕАН смогут найти и другие участники ЕАЭС — в первую очередь, Казахстан.

Однако предаваться эйфории в контексте создания зоны свободной торговли ЕАЭС — АСЕАН, конечно же, не следует, поскольку внутри Евразийского союза существует множество проблем. К примеру, президент Белоруссии Александр Лукашенко на прошедшем саммите снова пожаловался на отсутствие «равных экономических условий для государств-участников ЕАЭС» и на то, что в рамках этого союза «безбарьерная среда до сих пор не создана». Более того, после подписания договора о создании ЕАЭС «наш внутренний торговый оборот только падает», констатировал неприятный факт Лукашенко.

Так что, хотя лидеры стран ЕАЭС и высказались за продолжение процесса повышения взаимодействия с «другими интеграционными объединениями», ожидать быстрого эффекта от стремления России и Казахстана развернуть широкую интеграцию по линии всего Евразийского союза с АСЕАН и ШОС вряд ли стоит. Прежде ЕАЭС должен упорядочить экономическую жизнь и бизнес-среду на всех «этажах» своего «дома».

Ирина Джорбенадзе