Posted 21 июня 2016,, 13:39

Published 21 июня 2016,, 13:39

Modified 31 января, 10:42

Updated 31 января, 10:42

Санкции «по-пацански»

21 июня 2016, 13:39
Вопреки заявлениям ряда европейских политиков, никакой дискуссии о том, нужно ли продолжать давление на Россию, в ЕС так и не началось.

Постоянные представители стран-членов Евросоюза, как говорится, в «рабочем порядке» проштамповали решение о продлении еще на шесть месяцев принятых ранее мер экономического давления на Россию. Они распространяются на РФ как государство, отдельные российские компании и банки, а также ряд физических лиц с российским и украинским гражданством, которых в Европе считают причастными к военным действиям на территории Украины и захвату Крыма.

В Москве накануне этого решения, надо сказать, не обольщались относительно возможности отмены или пересмотра санкций. Чтобы это произошло, внутри ЕС должна была бы начаться содержательная дискуссия по этому поводу, но ее никак не видно. Были лишь заявления отдельных политиков, стремящихся угодить Москве, но не предпринимающих при этом никаких реальных действий по отмене санкций.

Можно напомнить, что дальше всех пошел экс-президент Франции Николя Саркози, который сейчас пытается стать единым кандидатом от французских «правых» на предстоящих в 2017 году выборах главы государства. С одной стороны, его связывает с Владимиром Путиным давнее знакомство и опыт тесного взаимодействия. В 2008 году именно Саркози со стороны Запада отвечал за урегулирование ситуации после августовской войны в Южной Осетии. С другой — кандидату в президенты Франции надо быть осторожным в своих высказываниях, помнить о настрое национальной правящей элиты и своих потенциальных избирателей.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Николя Саркози предложил заведомо нереализуемую (если хорошо знать российских политиков) формулу. Мол, вначале вы отменяете свои так называемые «контрсанкции», а потом мы подумаем, что можно сделать с мерами против России. С одной стороны и предложение как бы сделано, и про возможность отмены санкций сказано. А с другой — можно быть спокойным. Ведь ясно, что Кремль гордо задерет нос и предсказуемо ответит: сами первые вводили, вам первым и отменять.

Именно такой ответ и получил Саркози, умело сделавший ставку на «пацанский» характер российской внешней политики. Никто не стал ловить его на слове и немедленно начинать переговоры о последовательной отмене санкций.

Затем, накануне решения постпредов стран-членов ЕС, на ту же тему, но еще более невнятно, высказались главы нескольких европейских дипломатических ведомств и ряд политиков. В частности, итальянский премьер Маттео Ренци туманно намекнул, что решение о продлении санкций не должно приниматься без дискуссии. Итальянцы, напомним, так говорили и накануне обсуждения того же вопроса полгода назад. Однако дискуссии так не началось, а санкции, как и в этот раз, страны ЕС продлили без лишних слов.

Чуть более конкретен был глава МИД Австрии, «опытный» дипломат 1986 года рождения Себастьян Курц. «Я считаю, что мы должны постепенно прийти к такой модели, при которой в обмен за каждый шаг выполнения Минского протокола будут сниматься ограничительные меры в отношении России», — сообщил он, уточнив, что речь идет о среднесрочной перспективе. Что на дипломатическом языке обычно просто означает «когда-нибудь потом».

Куда более влиятельный дипломат — глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер витиевато пояснил, что санкции не надо считать самоцелью. Вот, например, начнет Москва выполнять Минские соглашения, и можно будет говорить о пересмотре мер экономического давления на нее или даже об их отмене.

Похожим образом высказался и побывавший на Петербургском международном экономическом форуме председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который сказал, что сейчас продлению санкций альтернативы нет, но в течение второго полугодия 2016 года может зайти речь об их ослаблении.

Откровеннее других оказался глава МИД Словакии Мирослав Лайчак. Он открытым текстом обозначил контраст между словами и делами многих своих европейских коллег. «Я не призываю отменить санкции, — сказал он. — Но я не хочу видеть, что мы формально поддерживаем санкции, когда в обход них все подписывают крупные сделки с Россией, посещают ее, встречаются с людьми, которые включены в «черный список».

Этот контраст сохранится в отношениях России и ЕС как минимум на ближайшие полгода, поскольку решение постпредов без дискуссии будет утверждено на заседании Совета ЕС, где 28—29 июня соберутся руководители европейских стран.

Все останется по-прежнему. Замороженный конфликт на Донбассе, отсутствие предметного обсуждения статуса Крыма, Россия, которая не готова идти ни на какие уступки. Это не дает европейским политикам шанс сохранить лицо и свои рейтинги, приступив к пересмотру санкций. Со своей стороны Евросоюз продолжит политику, которая предполагает реагирование на отдельные вызовы со стороны России, но не поиск комплексного решения проблемы.

В итоге ничего более четкого, чем Минские соглашения, «план Курца» или предложение Саркози, сформулировано не будет. Так что если санкции и начнут пересматривать, то только потому, что это решение будет продавлено европейским бизнесом. Ему наплевать на российские угрозы для европейской стабильности, а важен лишь рынок сбыта в большой стране, которая почти ничем себя сама не обеспечивает.

Иван Преображенский