Posted 23 июня 2016,, 15:15

Published 23 июня 2016,, 15:15

Modified 31 марта, 02:52

Updated 31 марта, 02:52

Поиск истины в «отеческих гробах»

23 июня 2016, 15:15
Поляки готовы эксгумировать жертв смоленской катастрофы, лишь бы доказать, что это было покушение на президента.

В Польше готовится самый, пожалуй, скандальный шаг в рамках возобновленного расследования гибели самолета президента Леха Качиньского под Смоленском 10 апреля 2010 года. Чтобы попытаться доказать, что речь идет о заранее спланированном покушении, а не о преступной халатности, новое правительство, сформированное партией «Право и справедливость» Ярослава Качиньского - брата-близнеца погибшего главы государства, намерено провести эксгумацию тел погибших.

Напомним, что при падении самолета, в котором (включая пилотов и самого президента с супругой) летели 96 человек, не выжил никто. При этом польскую прокуратуру не волнует позиция семей погибших - следствие намерено провести эксгумацию всех доступных останков. Именно доступных, потому что часть тел уже была эксгумирована, а еще несколько погибших были кремированы по решению родственников.

Любители черного юмора в связи с этим шутят, что в современной Польше спасти ваших родственников от эксгумации, которую непременно захотят провести власти, может только своевременная кремация. Однако большинство поляков — католики, которые к сжиганию тел покойных относятся с неодобрением, так что у патологоанатомов будет достаточно работы.

Борьба за пересмотр итогов расследования смоленской авиакатастрофы началась задолго до того, как оно было закончено. Брат погибшего президента Ярослав Качиньский, а также его ближайшие соратники и однопартийцы, начиная с 2010 года, не прекращали заявлять, что речь могла идти о покушении. Причем, в зависимости от политической ситуации, времени года и настроения, версии могли выдвигаться разные: от заговора со стороны руководства польской партии «Гражданская платформа» и ее лидера Дональда Туска, который сейчас является председателем Европейского Совета, до туманных обвинений в адрес российских спецслужб.

При этом оппоненты партии Качиньского говорили, что у ее лидеров в принципе конспирологическое сознание и большинство своих политических программ они строят исходя из того, что против них (а возможно, против поляков в целом) существует некий заговор: российский, немецкий, еврейский, европейский, гомосексуальный или какой-нибудь еще. Так что нет ничего удивительного в том, что трагическая гибель Леха Качиньского тоже стала поводом для создания очередной теории заговора. Тем более, что это позволило его брату и его партии создать вокруг себя ореол жертвы.

В итоге, едва придя к власти в конце 2015 года, «Право и справедливость» произвела перестановки в Генеральной прокуратуре Польши, назначила координатором польских спецслужб одного из сторонников теории «смоленского покушения» Мариуша Каминьского, а министром обороны - одного из создателей конспирологической версии Антония Мацеревича.

После этого расследование обстоятельств авиакатастрофы было возобновлено. В частности, Польша в очередной раз обратилась к России с требованием вернуть оставшиеся обломки разбившегося самолета, чего долгое время добивалось и предыдущее польское правительство, правда безрезультатно. На этот раз обломки возвращены также не были, но польская прокуратура нашла другой способ продолжить расследование и попробовать найти новые факты там, где, казалось бы, уже искать нечего, поскольку обстоятельства расследовал и Межгосударственный авиационный комитет в России и специальная комиссия в Польше.

«Комплексное патологоанатомическое исследование, в том числе с помощью компьютерной томографии, а кроме того по ДНК и токсикологии, будет иметь серьезное значение для определения повреждений и причин смерти, а также поможет восстановить ход катастрофы и узнать ее причины», - говорится в официальном заявлении прокуратуры, которая 21 июня объявила, что позиция родственников погибших ее не интересуют, и доставать из могил и эксгумировать будут всех жертв авиакатастрофы. Возможно, как говорят, даже тех, кто уже проходил вскрытие, поскольку его якобы могли проводить необъективно.

Родные и близкие многих жертв смоленской катастрофы возмущены. Они говорят, что их родных «спустя шесть лет вынут из гроба» по явно политически мотивированным причинам. Против даже Конрад Мацкевич, брат Марии Качиньской, погибшей вместе со своим мужем, президентом Польши. По словам Мацкевича, он не сомневается в том, что именно его сестра похоронена вместе с супругом в королевском замке Вавель в Кракове, а никакого иного смысла, кроме установления личности, он в эксгумации не видит.

Однако лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский говорит, что не будет возражать против вскрытия своего брата. Так что можно не сомневаться — эксгумация обязательно произойдет. Хотя это «копание в гробах» вряд ли положительно отразится на рейтинге правящей партии в такой католической стране, как Польша.

Иван Преображенский