Posted 23 июня 2016,, 21:02

Published 23 июня 2016,, 21:02

Modified 31 января, 10:44

Updated 31 января, 10:44

Газовый покер Каспия

23 июня 2016, 21:02
Москве и Тегерану выгодно сорвать проект Транскаспийского газопровода в обход России. Но как при этом сохранить отношения с Баку и Ашхабадом?

Июнь стал месяцем активных движений вокруг проекта строительства Транскаспийского трубопровода для экспорта туркменского газа в обход России в Европу посредством Южного газового коридора (ЮГК). Напомним, что ЮГК предполагает транспортировку по территории Грузии до Турции 16 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год, из которых 6 миллиардов предназначены для самой Турции, а остальной объем – для Европы.

Евросоюз, однако, вместе с «остальным Западом», уже давно (и до сих пор безуспешно) пытается добиться реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода, по которому Туркмения посредством труб, проложенных по дну Каспийского моря до территории Азербайджана, будет вместе ним транспортировать свой газ в Европу по ЮГК.

То, что Баку и Ашхабад ведут соответствующие переговоры, секретом не является – стороны, из соображений экономической целесообразности ищут пути реанимации этого проекта. А ЕС и США, уже из политических соображений, пытаются помочь им в этом деле. Но тут «встревают» Россия и Иран, поскольку обеим странам, по разным причинам, совершенно не выгодны поставки туркменского газа по ЮГК в ЕС через Турцию.

Во-первых, Иран не желает иметь в лице Туркмении конкурента, поскольку сам пытается «пробить» поставки своего газа в ЕС через Турцию. Кроме того, Иран, так же, как и Туркмения, нацелился занять рынки Пакистана и Индии.

В случае с Транскаспийским газопроводом Иран - не товарищ ни Азербайджану, ни Туркмении. А вот для России он здесь партнер – Москва тоже хочет сорвать проект, поскольку его лоббирует Запад с целью максимального выдавливания «Газпрома» с европейского и любого иного газового рынка.

Кроме того, Запад пытается препятствовать энергетическому сотрудничеству РФ с государствами постсоветского пространства. Речь идет не только об Азербайджане и Туркмении, но также о Казахстане. Сейчас, видимо, Москва и Иран озадачены тем, чтобы государства Центральной Азии не выходили со своим газом в Европу, поскольку это будет означать и расширение политического влияния Запада в углеводородных государствах постсоветского пространства, которые Россия привыкла считать своей вотчиной.

Вполне вероятно, что России и Ирану удастся сорвать проект Транскаспийского газопровода, или хотя бы отложить его на неопределенную перспективу. Главным аргументом против строительства этой трубы станет, скорее всего, экологическая угроза, а также нерешенность статуса Каспийского моря. В контексте экологии Москва и Иран могут поднять большой шум на почве повышенной сейсмической активности моря, которая, в случае тектонических подвижек его дна, с большой вероятностью вызовет аварии на трубопроводе, от чего пострадают все государства замкнутого водоема - Каспия.

Надо сказать, что вышеуказанные аргументы довольно весомы, хотя научно они пока не подкреплены конкретными оценками риска и соответствующими расчетами специалистов. Но Россия будет на них настаивать, тем более в условиях форсированного строительства ЮГК, которому она помешать не может, сворачивания проекта «Турецкий поток», блокирования Евросоюзом «Южного потока» и пока не вполне понятной ситуации со строительством «Северного потока-2».

Понятно, что Азербайджан коммерчески заинтересован в строительстве Транскаспийского трубопровода, который способен пополнить ЮГК 33 миллиардами кубометров газа в год – ведь азербайджанского газа для заполнения трубы может не хватить. Но Туркмения до сих пор осторожничала - либо не желая связываться с Россией, либо сомневаясь, хватит ли ей газа для перспективных поставок в Китай, а также по газопроводу ТАПИ в Афганистан, Пакистан и Индию.

Вероятно, на Туркмению уже стал давить Евросоюз, желающий как можно быстрее получить газ, альтернативный российскому, поскольку азербайджанского газа в объеме упомянутых выше 10 миллиардов кубометров ему явно не хватит. Но Ашхабад не сможет принять быстрые решения - этому мешает не только сдерживающий фактор России, но и обеспечение безопасности строительства и эксплуатации ТАПИ из-за проблем на границе с Афганистаном, где действуют террористические группировки (фактически, весь периметр туркмено-афганской границы можно считать сейчас горячей точкой).

Если нестабильность в Афганистане не пойдет на убыль, что маловероятно, Ашхабад, возможно, пожелает нарастить поставки газа в Россию. Но в таком случае, он, конечно, столкнется с большим недовольством и давлением ЕС. Зато в данной ситуации Туркмения может начать торг с Москвой и получить под это дело конкретные преференции – например, увеличение цены за транзит туркменского газа.

Словом, теоретически Туркмения может сейчас продавать свой газ направо и налево, а практически ее торговой активности мешает множество факторов.

В их числе, помимо вышеуказанных, нежелание Катара делиться рынками, как минимум, Пакистана и Китая с Туркменией – ее поставки могут оказаться дешевле катарских, а порождать себе конкурентов нелогично. Кстати, некоторые эксперты считают, что беспорядки на туркмено-афганской границе провоцирует именно Катар, дабы Ашхабад, Запад и потенциальные инвесторы проекта задумались о небезопасности проекта ТАПИ и, соответственно, целесообразности его строительства.

Целесообразность эта выглядит сейчас весьма сомнительно, и поэтому Туркмении выгодно склониться к проекту Транскаспийского газопровода, хотя она всегда и старалась дистанцироваться от политических проблем России и Турции, в которую, в итоге, пойдет ее газ, если трубопровод будет построен.

И это прекрасно понимает Россия, которая, надо полагать, просчитывает все возможные варианты при срыве ею Транскаспийского проекта без ущерба для отношений с Баку и Ашхабадом.

То есть, России и Ирану сейчас приходится активно шевелить мозгами с тем, чтобы компенсировать Туркмении ущерб от возможного провала Транскаспийского проекта. Что же касается Азербайджана, то Россия научилась с ним договариваться и успешно сотрудничать в разных сферах. Ведь карабахский и армяно-азербайджанский конфликты еще не урегулированы, так что у Москвы остаются рычаги давления на Баку. А прокачка собственно азербайджанского газа по ЮГК России не страшны, поскольку ее объемы не создают конкуренцию российским поставкам в Европу.

Но тут может возникнуть неожиданное обстоятельство: Тегеран, хоть он и против прокладки Транскаспийского газопровода до Азербайджана и далее к турецкой границе, может выкинуть финт: предложить Туркмении качать газ в Турцию по иранской территории. Но такой сценарий взорвет российско-иранские и российско-азербайджанские отношения: он, что называется, «крайний».

Словом, газовые войны в мире продолжаются, и в них включается все больше игроков. На данном этапе Туркмения, скорее, находится в тупиковом положении: «зеленого света» нет практически ниоткуда. Но это – пока. Россия же пребывает в состоянии субъекта, активно ищущего разные ходы для продвижения своего газа в Европу и недопущения на ее рынки чужого, «политически несанкционированного» ею топлива.

Ирина Джорбенадзе