Posted 27 июня 2016,, 10:46

Published 27 июня 2016,, 10:46

Modified 31 января, 10:46

Updated 31 января, 10:46

Париж спешит, Москва молчит

27 июня 2016, 10:46
Франция обеспокоена своим фактическим отстранением от процесса карабахского урегулирования и активно вмешивается в ведущиеся переговоры.

Сразу после переговоров Путина с Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном Франция инициировала новую встречу президентов Азербайджана и Армении. Запад, вероятно, не простил Владимиру Путину, что он посмел «сепаратно» встретиться в Санкт-Петербурге с президентами двух враждующих государств - без сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию от США и Франции, которые появились на переговорах уже только «под занавес».

Не прошло и двух дней после переговоров президентской «тройки», как Франция, в качестве страны – сопредседателя Минской группы, заявила о своей готовности организовать новую встречу Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Как передает агентство АПА, инициативу Парижа озвучила посол Франции в Азербайджане Орелия Буше. «Сопредседатели МГ ОБСЕ, будучи посредниками между сторонами конфликта, продолжат выполнять свои обязательства, а также прилагать усилия в направлении укрепления доверия и всестороннего мирного урегулирования конфликта», - сказала она.

В общем, когда Алиев и Саргсян встречались редко, все опасались возобновления карабахской войны. Теперь же настораживают их частые встречи - особенно после того, как в начале апреля вмешательство России остановило четырехдневные масштабные военные действия в конфликтной зоне, и Москва усадила Алиева и Саргсяна за стол переговоров: сначала в Вене, а потом в Петербурге.

Судя по столь быстрой реакции Франции, Западу не дают покоя лавры Путина в мирном процессе, и ЕС вместе с США не желают отдавать в этом деле первенство России, поскольку западный план урегулирования радикально отличается от российского, к которому Москва пытается склонить Армению и Азербайджан. В таком случае Западу, конечно же, надо предпринять срочные меры, чтобы сломать «архитектуру» российского плана.

Напомним, что по неофициальной информации, российский вариант предполагает возвращение Азербайджану пяти из семи территорий, оккупированных Арменией, а затем (сроки не определены) рассмотрение статуса Нагорного Карабаха. Но при этом нельзя исключить, что в «переходный период», то есть в процессе «поэтапного урегулирования», Россия введет в Карабах свои миротворческие силы, расширив свое военное присутствие на Южном Кавказе. То есть, НКР еще долго будет оставаться без статуса, а Баку получит большую часть своих территорий, занятых Арменией. Такой вариант, в принципе, может обеспечить мир в конфликтной зоне.

В отличие от западного варианта урегулирования под эгидой Минской группы ОБСЕ, который буксует уже много лет, в российском плане есть конкретика, больше устраивающая Азербайджан, чем Армению. А западный план больше рассчитан на замораживание конфликта, что входит в интересы Армении, но не может удовлетворить ни Москву, ни Баку. Интерес же Запада в замораживании конфликта рассчитан на сохранение «горячей точки» на Южном Кавказе: ведь если деоккупация хотя бы части азербайджанских районов не произойдет, Баку, в итоге, будет возвращать их силой, что, в свою очередь, создаст дополнительные угрозы для России.

Как сказал агентству «Новости – Азербайджан» депутат азербайджанского парламента Захид Орудж, «если бы сегодня не имела место конфронтация России и Запада, то Москва и вовсе призывала бы к ликвидации МГ ОБСЕ».

По его мнению, «В кулуарах Путин, вероятно, дал понять Саргсяну, что тот уже должен готовить свое население к определенным процессам, так как сегодня Россия делает большие ставки на логистическую дорогу Север-Юг, и уменьшение рисков в этом направлении служит интересам России».

Политик предполагает, что «в скором времени будут возвращены, как минимум, три оккупированных района Азербайджана взамен на открытие коммуникаций и деблокацию Армении. Россия будет представлена гарантом безопасности и стабильности в регионе. ... Российская элита сейчас понимает, что Запад может привести в этот регион только конфликты. С другой стороны, если Россия захочет предпринимать шаги в положительном русле для региона, то Запад будет этому препятствовать. И чтобы провалить «план Путина», у Запада будут заманчивые предложения Армении и Азербайджану».

Уж не потому ли Франция поторопилась организовать встречу Саргсяна и Алиева? Какой план, альтернативный российскому, может предложить им Запад, просчитать сейчас трудно. Но каким бы он ни был, Алиев, в отличие от Саргсяна, вряд ли легко на него купится.

С другой стороны, есть версия, что Путин согласовал свой план с Западом, и, по сути, выступает в урегулировании не только от лица России, но и Минской группы ОБСЕ, хотя такой вариант видится в большей степени желаемым, чем действительным. Так, азербайджанское издание Haqqin.az приводит слова экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова, который высоко оценил «миротворческую миссию» российского президента, но при этом заявил, что «Путин наверняка согласовал все вопросы со своими западными партнерами».

По его словам, Россия является одним из трех сопредседателей Минской группы, и все вопросы в рамках этого формата решаются согласованно. «Путин выступал посредником не только от лица России, но и от лица МГ ОБСЕ», - сказал Муталибов.

Но вот еще одно, довольно любопытное мнение от политолога Дмитрия Верхотурова – его приводит интернет-портал «Москва – Баку». «Азербайджан уже направил Армении свое «последнее китайское предупреждение» – это эскалация в начале апреля, ход которой показал, что Армения не в состоянии обеспечить оборону Карабаха. После этого начались политические маневры. Азербайджан понимает, что Армения – союзник России и в этой связи ведет себя осторожно, но при этом неуклонно идет к цели вернуть Нагорный Карабах целиком и полностью». И если, уверен политолог, Баку перейдет к силовому сценарию, то этот вариант так или иначе будет согласован с Москвой.

«Развитие карабахского вопроса будет зависеть от глобальных процессов. Россия понимает, что нерешенность карабахского конфликта (а это крайне важный и щепетильный вопрос для Баку) подталкивает альтернативные центры силы к тому, чтобы предложить Азербайджану свою помощь в решении этого вопроса. Теоретически, свою помощь Баку может предложить НАТО, если мы рассматриваем ситуацию нарастания противоречий между альянсом и Москвой», - говорит Верхотуров.

Он задается вопросом – что от этого может выиграть НАТО? Ответ таков: «Резко ослабляется весь южный фланг России. Появляется возможность проникнуть на Каспий, в Туркменистан и т.д. То есть, стратегическое положение России резко ухудшится. Поэтому одна из главных задач Москвы – не допустить сближения Азербайджана и НАТО на карабахской почве».

В этой связи эксперт рассматривает и другой вариант развития событий: стараясь не допустить усиления роли НАТО в карабахском вопросе, на каком-то этапе Москва может в ультимативной форме потребовать от Армении полной передачи Нагорного Карабаха и прилегающих районов Азербайджану.

«На мой взгляд, исход карабахский войны будет неожиданный. В какой-то момент Армения полностью отдаст Карабах Азербайджану, причем, это будет сделано ввиду ультимативного давления со стороны России», - сказал он. Однако в таком случае Армении не избежать внутреннего переворота.

«Надо помнить, что Саргсян – лидер бывших карабахский боевиков. Поражение в апреле для него пощечина. И понятно, что от этого его власть и авторитет снизились, при этом у него практически нет политического маневра. Может, он и не против того, чтобы устроить очередную карабахскую заварушку: взять реванш за поражение и т.д., но он вынужден идти на то, чтобы удовлетворять требования России», - резюмировал эксперт.

Выше был упомянут фактор НАТО в карабахской проблеме, и, вероятно, не случайно. Альянс вполне может на своем саммите в Варшаве в начале июля организовать встречу Алиева и Саргсяна в случае, если их решат на нее пригласить, и если президенты примут это приглашение, что рискованно в контексте взаимоотношений с Россией, которую НАТО провозгласила «главной угрозой».

Но что может НАТО предложить Алиеву и Саргсяну? Опять же, вероятно, замороженный конфликт, но с иллюзией деятельности по урегулированию – то есть внедрение в конфликтной зоне механизмов расследования инцидентов, которые неспособны урегулировать конфликт в том объеме, который бы исключил возобновление масштабных военных действий.

Можно считать, что ЕС, США и НАТО сейчас ориентированы на максимальное отдаление мирной развязки – она им попросту не нужна.

Но, повторимся, замороженный конфликт входит в интересы Армении, следующей довольно примитивной политической логике. Потому как оккупированные территории есть отравленный кусочек, который она постоянно держит во рту, вызывая самоинтоксикацию всего организма страны. И чтобы сохранить «здоровье» государства, территории, хоть поэтапно, но возвращать придется. Причем, вовремя - пока под возвращение оккупированных районов (об НКР в обозримом будущем речи нет) – Армении светят разные дивиденды, главным из которых видится укрепление позиций Еревана в Карабахе. Ведь спустя некоторое время может сложиться ситуация, при которой земли придется сдавать вынужденно и без преференций.

Ирина Джорбенадзе