Posted 30 июня 2016,, 09:41

Published 30 июня 2016,, 09:41

Modified 31 марта, 02:48

Updated 31 марта, 02:48

Апгрейд в Ташкенте: «четырехъядерная» ШОС

30 июня 2016, 09:41
Индия и Пакистан, вступив в Шанхайскую организацию, безусловно, ее усилили. Но не приведет ли присоединение к союзу еще двух ядерных стран к проблемам?

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) намерена долго жить, развиваться и, возможно, латентно укрепляться в роли серьезного военно-политического противника Запада. Практически одновременно с решением Великобритании выйти из состава Евросоюза, «Шанхайская семья» приняла в свои ряды две не ладящие между собой ядерные державы — Индию и Пакистан. В следующем году они станут полноценными участниками ШОС.

Таким образом, в составе этой организации, с учетом членства в ней России и Китая, будут уже четыре ядерные державы плюс Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Ожидается, что расширение ШОС будет продолжаться и дальше, причем в ближайшее время.

Первым в «очереди» стоит Иран — это подтверждено на недавнем саммите Шанхайской организации в Ташкенте. Желание присоединиться к деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу выразили также Египет, Сирия и Израиль. В настоящее время такой статус имеют Турция, Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал и Шри-Ланка.

Говоря о скором присоединении к ШОСовской компании Ирана. Под «шанхайским зонтиком» он будет, насколько это возможно в настоящее время, огражден от грубого вмешательства в его внутренние дела со стороны политических сил, ориентированных на продолжение дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке. При этом несколько умерит свои амбиции и Турция, стремящаяся подмять под себя государства региона.

Что же касается членства в ШОС Индии и Пакистана, то оно подтверждает слова президента России, в соответствии с которыми «главным направлением» деятельности организации является обеспечение безопасности в ареале Шанхайской организации.

«Необходимо и далее наращивать потенциал региональной антитеррористической структуры, совершенствовать координацию силовых ведомств в рамках ООН и других международных организаций, ускорить подготовку проекта конвенции ШОС по борьбе с экстремизмом, обновить антинаркотическую стратегию и программу по ее реализации, укреплять правовую базу сотрудничества в сфере информационной безопасности», — сказал он на саммите в Ташкенте.

То есть, одновременное присутствие в блоке Исламабада и Дели автоматически снижает напряженность между этими двумя странами и минимизируют вероятность обострения отношений. Кроме того, членство в ШОС Индии и Пакистана будет способствовать комплексному решению афганской проблемы, и, соответственно, взаимодействию Кабула с Китаем, Ираном, Пакистаном, государствами Центральной Азии.

В общем, ШОС ориентирован на национальное примирение в Афганистане, что не может радовать Запад, который по мере укрепления и расширения Шанхайской организации теряет рычаги влияния в Евразии и вызова в ней кризисных процессов, подобных тем, которые имели недавно место в Казахстане.

Словом, похоже на то, что ШОС ориентирован на выстраивание не в столь отдаленном будущем новой системы коллективной безопасности, а стимулировал соответствующий процесс Запад, пугающий регионы, находящиеся в ШОС и «льнущие» к ней, продолжением цветных переворотов и навязыванием евроатлантического миропорядка.

Надо сказать, что ШОС в ее нынешнем составе объединяет около половины численности населения планеты и занимает 60% территории Евразии. За 15 лет своего существования организация настолько «возмужала», что на ташкентский саммит слетелись не только главы государств-членов ШОС, но и делегации, возглавляемые первыми лицами стран-наблюдателей — а это президенты Белоруссии, Афганистана, Монголии, Иран представлял глава МИД этой страны. В Ташкент приехали президент Пакистана и премьер-министр Индии. В саммите также приняли участие руководители многих международных организаций и другие «высокие официальные лица».

В кулуарах говорилось о необходимости «совместного отпора евроатлантическим притязаниям». Так что неудивительно, что в Ташкентской декларации саммита акцент был сделан на сотрудничестве в сфере безопасности, и вообще это последнее слово повторялось множество раз.

На первый взгляд организация находится сейчас в полном «шоколаде» и к ней тянутся множество стран. Президент Белоруссии заявил, что его страна готова быть «западными воротами» ШОС, а премьер Индии расписал все преимущества членства своей страны в этом союзе для самой организации, границы которой протянутся от Тихого океана до Европы и от Северного Ледовитого до Индийского океана. Говорили мировые лидеры и об экономике, развитии современных технологий, логистике и многом другом.

Словом, похоже на то, что ШОС набирает силу и несколько угрожает военно-политической монолитности Запада, которая и без Шанхайской организации уже поставлена под сомнение, в частности, с оглядкой на референдум в Великобритании и попытки начать в Евросоюзе «парад суверенитетов».

Некоторые наблюдатели склонны сравнивать ШОС с ЕС — в том виде, в котором он был в докризисные времена. Это сравнение не вполне корректно, поскольку Евросоюз был крайне устойчивой организацией, которую подвел громоздкий наднациональный аппарат, ломающий такие понятия как европейская демократия и суверенитет. И если ШОС в перспективе наступит на те же грабли, на которые наступил Брюссель, он из «ура-интеграционного» союза превратится в «увы-провальный».

А искушение причесать всех под одну гребенку, унифицировать законодательства государств ШОС без учета их национальных, религиозных, исторических, ментальных и прочих особенностей, а также финансово-экономического состояния вполне может возникнуть. Не сейчас, но в отдаленной перспективе, когда Шанхайская организация примет в свои ряды всех, кого она желает в них видеть, когда она окрепнет настолько, что будет представлять если не угрозу, то серьезный противовес для остального мира.

Так что никто не может сегодня сказать заранее, какой будет ШОС лет через 10-20, и не начнется ли из нее исход ключевых стран, как это произошло в случае с ЕС, когда Великобритания задала дезинтеграционный стимул и другим европейским странам. То есть, сохранить и расширить ШОС, превратив его в ключевого мирового игрока, гораздо более сложная задача, чем сманить в него страны с разным уровнем экономического и военного развития, религиозной принадлежности, культуры и даже внешнеполитических ориентиров.

Задача эта очень сложная, и ей сопутствуют большие властные искушения — как минимум, России и Китая. Если они будут преодолены, то ШОС с его четырьмя ядерными державами может не беспокоиться за свое экономическое и военно-политическое существование — вне зависимости от того, какие трансформации будет претерпевать Запад, на котором ЕС превращается в слабеющее звено.