Posted 18 июля 2016,, 10:30

Published 18 июля 2016,, 10:30

Modified 31 января, 11:05

Updated 31 января, 11:05

Порошенко ищет друга на Востоке

18 июля 2016, 10:30
Президент Украины выразил солидарность с Азербайджаном по статусу Карабаха, но вряд ли, считают эксперты, тем самым он приобрел себе стратегического союзника.

Президент Украины Петр Порошенко совершил на прошлой неделе свой первый официальный визит в Азербайджан. По идее, он должен был навестить своего «соседа» по региону и ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие, созданная в 1997 году Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией) раньше, но, вероятно, у украинского лидера были другие предпочтения — Европа и США, — и ему было не до Азербайджана. Но теперь, когда Украине явно стало не хватать иностранных денег и поддержки, Порошенко обратил свой взор на Баку.

Разумеется, здесь его встретили тепло, по всем правилам восточного гостеприимства. Другое дело, получил ли Порошенко от Алиева то, чего желал.

«Отвести душу на России» в Баку не получилось, получить «живые» деньги — тоже. Но этого следовало ожидать, поскольку Азербайджан, во-первых, взял за правило не ссориться с Москвой и извлекать из сотрудничества с ней максимальную военно-политическую и экономическую выгоду. Во-вторых, он явно не «болен» благотворительностью по отношению к нынешнему политическому режиму Украины. Да и сам Азербайджан сейчас не купается в нефтедолларах.

Тем не менее, Алиев в официальном заявлении для прессы несколько обнадежил своего украинского коллегу в контексте совместных перспективных проектов. Президент отметил, что визит Порошенко в Азербайджан «очень значимый», и что он сблизит народы двух стран. Порошенко же заявил, что визит в Баку произвел на него «большое впечатление».

В контексте того, что реально (или иллюзорно) «словил» Порошенко в Азербайджане, можно выделить возможность продажи Украиной своему партнеру по ГУАМ самолетов типа Ан-178. «Думаю, что одним из самых перспективных проектов — президент Ильхам Алиев тоже это отметил — станет продажа Азербайджану самолетов типа Ан-178. Налаживание тут, в Азербайджане, их совместного производства — тоже очень интересный проект. Я думаю, что это будет интересным проектом для выявления новых рынков. Мы обсудили наше сотрудничество в сфере топлива и энергетики. Здесь речь идет о применении ресурсов Азербайджана и транзитных возможностей Украины», — цитирует Порошенко агентство Trend.

Говоря о сотрудничестве двух стран в международных организациях, Порошенко подчеркнул важность взаимодействия в Совете Безопасности ООН. «Азербайджан, — сказал он, — был непостоянным членом Совета Безопасности ООН, и там всегда защищал Украину. Я могу заверить вас в том, что Украина придерживается той же позиции в 2016—2017 годах, и интересы Азербайджана также будут там защищаться. Кроме того, мы … обсудили вопрос председательства Азербайджана в организации ГУАМ. В ходе переговоров мы обсудили и другие интересные для наших стран вопросы, … о взаимной защите суверенитета и территориальной целостности наших стран. Украина поддерживает позицию Азербайджана в связи со статусом Нагорного Карабаха, и нам доставляет большое удовлетворение знать, что Азербайджан также занимает однозначную позицию в вопросе территориальной целостности Украины».

Алиев же акцентировал внимание на необходимости увеличения товарооборота между двумя странами, который, отметим, в 2015 году сократился на 45,1% и составил всего 349,1 миллиона долларов. Это очень низкий показатель, имея в виду потенциальные возможности сторон, а особенно — Азербайджана, с точки зрения его поставок на немаленький украинский рынок.

Видимо, Азербайджан более всего интересует экспорт углеводородов. В настоящее время Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) присутствует на Украине — она имеет здесь 60 заправочных станций, но уровень ее инвестиций не превышает 200 миллионов долларов, что в разы меньше инвестиционной активности азербайджанской компании в соседней Грузии, несравнимой по территории и численности населения с Украиной.

Но вернемся к Алиеву, который склонен «оживить» проект Одесса-Броды. По словам азербайджанского президента, им уже даны соответствующие указания. «Азербайджан в большом объеме экспортирует свою нефть на мировые рынки, в том числе в Европу. В то же время играет транзитную роль для стран, расположенных на восточном берегу Каспия. С территории Азербайджана на мировые рынки экспортируется нефть, и я считаю, что для оживления проекта Одесса-Броды есть возможности. В целом я считаю, что сотрудничество в формате Каспийское море — Черное море — Средиземное море — Балтийское море содержит в себе большой потенциал. Безусловно, здесь очень важна деятельность транспортных коридоров. Уже реализован первый тестовый проект. Некоторые грузы из Украины были транспортированы по территории Азербайджана в Центральную Азию. Сегодня мы решили, что для того, чтобы сделать этот коридор еще более привлекательным с экономической точки зрения, мы должны рассмотреть тарифы. Потому что тарифы должны быть приемлемыми для грузоотправителей, чтобы еще больше грузов перевозилось в обоих направлениях», — разъяснил президент Азербайджана.

Он также проинформировал Порошенко о том, что в ближайшее время начнется эксплуатация железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (Турция), важной для восстановления Шелкового пути: «Здесь для украинских компаний открываются новые возможности. В то же время совместно со странами-партнерами прилагаются усилия для создания коридора Север — Юг. В будущем украинская сторона сможет использовать эту дорогу. Одним словом, в сфере транспорта есть большие возможности, и я уверен, что у сегодняшних поручений будут хорошие результаты».

Отметим, что в сфере транспортировки грузов в Центральную Азию у Украины возникли большие проблемы, поскольку Россия запретила ее перевозчикам транзит по своей территории. Так что Азербайджан вполне может подсобить Украине в этом деле по следующей схеме: Украина из своих портов направляет грузы в Грузию, а затем они следуют в Азербайджан, откуда по Каспийскому морю попадают в Центральную Азию и Китай.

Но далеко не все эксперты окрылены перспективами Шелкового пути для Украины. В частности, украинский политолог, эксперт по международным вопросам Сергей Слободчук сообщил агентству Sputnik (Баку), что «… еще в конце марта стало очевидно, что данная идея является нежизнеспособной — поезд, отправленный из Украины в Китай по новому маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай, так и остался в КНР из-за отсутствия заказов».

Говоря о политической составляющей в азербайджано-украинских отношениях, он отметил ограниченность возможностей Киева. По его словам, когда Порошенко сможет возродить статус Украины хотя бы как маленького международного игрока, тогда можно будет всерьез обсуждать влияние украинских властей на международную повестку дня. То есть, отметил эксперт, если говорить о содержании, то вернее говорить об обычном рабочем визите президента Порошенко.

В свою очередь руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков отметил, что от Порошенко «ждать можно всякого». По его словам, украинский лидер, скорее всего, попытается проводить параллели между Карабахом, Донбассом и Крымом и «… обвинить Россию в том, что она руками Армении захватила азербайджанские территории». «Не думаю, что Порошенко так думает, но есть роли, которые отведены и для него», — сказал эксперт.

Он также считает, что визит Порошенко в Баку вряд ли будет способствовать ухудшению азербайджано-российских отношений, так как они достаточно крепки, и вообще из визита украинского лидера в Азербайджан не следует делать вывод, что Ильхам Алиев как-то плохо относится к Москве. Можно даже предположить, сказал Арьков, что президент Азербайджана может попытаться примирить Украину и Россию, как в свое время он небезуспешно проделал это во время турецко-российского кризиса. По мнению эксперта, в результате визита Порошенко в Баку будут, в первую очередь, укрепляться экономические связи с Киевом.

И в самом деле — Порошенко сейчас крайне необходима поддержка украинской экономики, но Алиев пойдет только на те совместные проекты, которые будут выгодны Азербайджану. Таковыми можно считать сборку самолетов, транзит украинских грузов по территории республики, экспорт азербайджанских углеводородов на Украину с их последующей переработкой на НПЗ этой страны, транзит через территорию Украины азербайджанской нефти, создание транспортного коридора Балтийское море — Черное Море — Каспий. И это, пожалуй, все, на что может рассчитывать в перспективе Порошенко. Не так-то уж много, но и не мало. Однако политически перетащить Азербайджан на свою сторону и оттащить его от России, украинский лидер, конечно, не сможет. Так что стратегического партнера в лице Азербайджана он вряд ли нашел.

Как сказал украинский политолог Иван Лизан (его цитирует Haqqin.az), «… Визит Петра Порошенко не принесет Азербайджану каких-либо прорывных проектов или особых экономических выгод. Во-первых, Украина балансирует на грани экономической катастрофы и существует исключительно благодаря кредитам МВФ. Во-вторых, качество государственного управления в Украине настолько плохое, что попытки любых договоренностей с Киевом грозят срывом реализации всех соглашений».

Что же до «слов солидарности украинского президента народу Азербайджана в связи с карабахским конфликтом, то они не более чем дежурные заявления. Киеву просто нужны союзники на территории бывшего СССР, или хотя бы громкие информационные поводы, которые можно использовать для повышения популярности Петра Порошенко, чей президентский рейтинг меньше, чем у Виктора Януковича накануне его свержения».

Откровенный скепсис по поводу визита Порошенко в Баку озвучил вышеуказанному азербайджанскому агентству местный политолог Зардушит Ализаде. Приездом в Азербайджан, полагает он, Порошенко «в первую очередь демонстрирует украинцам свою бурную деятельность. Мол, видите, со всеми бывшими союзными республиками у нас хорошие отношения, но Москва мешает». По его словам, визит президента Украины — дежурный, «нужный, в большей степени, самому Порошенко, чем Азербайджану».

Среди прочего он отметил неэффективность украинской власти, которая сама не может договориться между собой, не говоря уже о гарантиях выполнения соглашения с другими странами: «Просто отчитается перед бедным украинским народом — все, мол, ждите нефть и инвестиции из Азербайджана».

Если все это так, то украинский лидер, конечно, должен был уехать из Баку весьма разочарованным. Впрочем, этого следовало ожидать, поскольку политическая ментальность Порошенко и Алиева, включая их внешнеполитическую ориентацию и видение внутренней системы государственного устройства, радикально разнятся. И если президент Азербайджана вступит в деловые отношения с Украиной, то только под жесткие гарантии их выгоды для своей страны.