Posted 20 июля 2016,, 15:05

Published 20 июля 2016,, 15:05

Modified 31 января, 11:08

Updated 31 января, 11:08

Кто и за что убил Шеремета?

20 июля 2016, 15:05
Основной версией по факту убийства в Киеве журналиста Павла Шеремета называют его профессиональную деятельность. Власти говорят и о попытке дестабилизации ситуации на Украине.

Сегодня в 7.45 утра в результате взрыва автомобиля в Киеве погиб известный журналист Павел Шеремет. Ему было всего 44 года.

По данным правоохранительных органов, взрывное устройство было заложено под днищем автомобиля, которым управлял журналист, в районе водительского кресла. «Предварительно. Сработало безоболочное самодельное взрывное устройство, возможно, дистанционное, или с задержкой. Предварительно от 400 до 600 граммов в тротиловом эквиваленте», — написал советник главы МВД Зорян Шкиряк на своей странице в Facebook.

В киевской прокуратуре уточнили, что взрыв произошел в 500-600 метрах от дома, где жил Шеремет. Сам момент взрыва попал на камеры наблюдения. По свидетельству одного из очевидцев, официанта близлежащего кафе, непосредственно после взрыва Павел Шеремет был еще жив.

В общем, как все это произошло, достаточно очевидно, а вот кто совершил это преступление и почему — пока вопрос.

Кажется, самой первой из официальных лиц прокомментировала трагедию, как ей это по должности и положено, глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе, заявившая, что раскрытие этого преступления для нее будет «делом чести». По словам Деканоидзе, она была знакома с журналистом, - Шеремету она дала свое первое интервью на Украине.

При этом глава Нацполиции честно призналась, что пока у нее нет никаких версий о совершенном преступлении. Позже на брифинге она уже заявила о том, что будут рассматриваться «все версии», но обошлась без конкретики: «Как только у нас будет четкое понимание версии мотива, конечно, мы это будем публично оговаривать. Сейчас, я понимаю ваш интерес, я понимаю, что это очень важно, но сейчас конкретной информации нет», — добавила Деканоидзе.

Безусловно, обычные, «дежурные» версии появились почти что сразу. Впрочем, их можно выдвигать при совершении практически любого похожего преступления, что и сделал советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк. По его словам, основной является версия о журналистской деятельности Шеремета. Версия о неприязненных отношениях, отметил он, также «всегда присутствует, поскольку мы не можем исключать ничего». Шкиряк не уточнил, с кем журналист мог состоять в «неприязненных отношениях».

Советник главы МВД также заявил, что следствие «не исключает причастность к убийству российских спецслужб». В СМИ эту фразу назвали «третьей версией», но тут, скорее, речь идет о «подозреваемых», в число которых в подобных обстоятельствах украинские правоохранители на всякий случай «назначают» российские спецслужбы.

Можно сказать, что полноценную третью версию выдвинул все же генпрокурор Украины Юрий Луценко, очевидно, отталкиваясь все от того же «российского следа». «Кроме версии убийства из-за профессиональной деятельности, мы рассматриваем возможность версии дестабилизации ситуации в центре столицы», — отметил он.

Тему «Кому выгодно» подхватил и украинский президент Петр Порошенко. «Мне кажется, это сделано с единственной целью — дестабилизировать ситуацию в Украине, возможно, накануне других событий», — сказал он на совещании с руководством силовых структур. «Хотел бы призвать всех, что в этих условиях, в условиях войны, агрессии, я, кстати, не исключаю здесь присутствие и иностранных интересов», — добавил президент, конкретно не назвав эту самую «заинтересованную сторону».

Заместитель генерального прокурора — руководитель специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий считает гибель журналиста Павла Шеремета покушением на свободу слова, что, вероятно, тоже можно отнести к версии о «попытке дестабилизации». «Это безусловно покушение на свободу слова в Украине и попытка запугать тех, кто не боится в глаза говорить правду», — заявил Холодницкий. Правда, тут замгенпрокурора не выдвигает версий о том, где следует искать заказчиков преступления — на Украине, где желающих заткнуть рот журналистам тоже хватает, или вне ее.

Версию о зарубежном следе поставил под сомнение известный украинский политолог Михаил Погребинский. «Я не думаю, что есть зарубежные следы. Он лет 5 живет на Украине, полностью был погружен в наши дела, и надо искать заказчиков на Украине. А то, что у нас будут всякие глупости рассказывать, что это рука Москвы и прочее, — это, конечно, все неправда. Но я удивлюсь, если это не прозвучит уже сегодня», — сказал Погребинский в интервью телеканалу «МИР 24».

Удивляться не пришлось — версия прозвучала. Однако Михаил Погребинский явно с ней не согласен, заодно «вычеркнув» из числа подозреваемых и украинские власти. «Он не представлял опасности ни для Лукашенко, ни для Путина. Я думаю, и Порошенко искренне сочувствует. Точно убийство не в его интересах было, так как это еще один элемент по дискредитации режима, которым он «как бы» руководит, но именно как бы», — отметил политолог.

В какой-то степени, можно сказать, что Погребинский тем самым сразу же дал ответ и на реплику известного белорусского оппозиционера, экс-кандидата в президенты Николая Статкевича. «В сообщении «Украинской правды» не написано главного — убит руководитель популярного патриотического сайта «Белорусский партизан», который твердо занимал патриотическую белорусскую позицию», — написал Статкевич на своей странице в Facebook. — Это был теракт, прежде всего, против Беларуси, а не Украины».

Впрочем, возможно, оппозиционер таким образом вовсе и не намекал на некий уже «белорусский след», а просто хотел напомнить о действительно значительных фактах биографии уроженца Минска Павла Шеремета, который стал известен как журналист и оппонент президента Александра Лукашенко, именно работая в Белоруссии.

Еще одна версия убийства Павла Шеремета — ошибка киллера. Дело в том, что взорванный автомобиль принадлежит главе «Украинской правды» и, как утверждают СМИ, гражданской жене погибшего — Алене Притуле. Тут же друзья Павла и Алены вспомнили, что в последнее время они оба якобы жаловались на слежку.

Так получилось, что Михаил Погребинский сегодня выступил в качестве комментатора достаточно многих высказанных по поводу совершенного преступления версий, высказался он и поводу «слежки», вернее, обеспокоенности Шеремета по этому поводу.

«Я видел его недавно в соседнем районе. Встречались иногда, кстати, на том углу, где он погиб. Кстати, наша последняя встреча пару дней назад произошла именно там. Не было никаких признаков, что он опасается за свою жизнь, боится нападения или убийства. Он чувствовал себя абсолютно спокойно и комфортно. Поэтому, я думаю, что все версии, которые говорят о том, что он знал, что что-то готовится, абсолютно не верны», — сказал Погребинский корреспонденту «МИР 24».

Сам политолог считает все же, что убить хотели именно Шеремета, и причины преступления стоит искать в его публикациях, то есть — в профессональной деятельности.

«Тут, скорее всего, речь идет о каких-то разборках, связанных с отношениями власти и криминала, — отметил Погребинский в интервью уже для радио «Комсомольская правда». — Последняя публикация Павла Шеремета была посвящена истории о том, как освободили из СИЗО двоих обвиняемых в коррупции. При этом в участии в этом освобождении, в давлении на суд были замечены люди из добровольческих батальонов. И речь идет о том, что кто-то из представителей власти с помощью доверия этих добровольческих батальонов освобождал людей, которых им нужно было освободить. Шеремет выступал в роли человека, который говорил, что нужно положить конец этому безобразию».

Кстати, телеканал «112 Украина» привел заявление батальона Нацгвардии «Азов», согласно которому сегодня погибший должен был освещать акцию протеста «азовцев», который «объединился с украинскими шахтерами против повышения тарифов». «Мы потеряли одного из немногих друзей в украинской журналистике», — говорится в сообщении пресс-службы «Азова».

В заключение можно добавить, что с требованием найти и наказать преступников выступили как отдельные политики и общественные деятели, так и представители различных украинских и международных организаций. Кажется, никто не позволил себе никаких оскорбительных высказываний в адрес погибшего в социальных сетях, в отличие от случая с убийством Олеся Бузины.

Не будем забывать и о том, что живший и работавший в последнее время на Украине Павел Шеремет был гражданином России. Не случайно на его убийство власти РФ также отреагировали, причем на самом высоком уровне. «Убийство российского гражданина и журналиста на Украине — это повод для очень серьезного беспокойства в Кремле, — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Мы надеемся на беспристрастное и быстрое расследование с тем, чтобы привлечь к ответственности тех, кто стоит за этим убийством».

Александр Кривенков