Posted 20 июля 2016,, 16:48

Published 20 июля 2016,, 16:48

Modified 31 января, 11:08

Updated 31 января, 11:08

Америка для Дональда

20 июля 2016, 16:48
Республиканская партия объявила своего кандидата в президенты. Как никто давно уже не сомневался, им стал миллиардер Трамп.

Борьба за пост единого кандидата от «великой старой партии» (традиционное название республиканцев в США) была весьма ожесточенной. Многие партийцы оказались не готовы принять Дональда Трампа с его откровенным популизмом, вызывающей нетолерантностью и откровенным бахвальством.

Противники миллиардера продолжали борьбу до последнего и негласно угрожали, что даже в случае его победы на праймериз они заблокируют голосование на партийном съезде и заставят миллиардера как минимум выбрать себе кандидата в вице-президенты из традиционной партийной элиты, к которой относились все три главных оппонента Трампа: Марк Рубио, Джон Кейсик и Тед Круз.

Несмотря на то, что по количеству голосов делегатов съезда Республиканской партии, который открылся 18 июля в Кливленде, Трамп формально уже давно гарантировал себе выдвижение, его внутрипартийные противники пытались сколотить коалицию, до самого последнего дня убеждая голосовать за другого кандидата даже выборщиков миллиардера (тех, кому на праймериз избиратели «наказали» поддержать Трампа).

Таким альтернативным кандидатом якобы мог бы стать губернатор Огайо Джон Кейсик. От него добивались, чтоб он накануне съезда в Кливленде объявил о возвращении в президентскую гонку и предложил свою кандидатуру в качестве альтернативы скандальному миллиардеру. Но Кейсик не рискнул ввязывать в скандал, шансов победить в котором практически нет, и вообще на съезд не приехал (хотя он и проходит в его родном штате), в отличие от Рубио и Круза.

Противоречия так глубоки, что не только бывший кандидат в президенты, но и многие традиционные спонсоры оставили Республиканскую партию. Как пишет американская пресса, их представителей практически нет на съезде. Команде Трампа пришлось срочно искать деньги на это масштабное многодневное мероприятие, которое должно обойтись приблизительно в $60 млн. И это очень показательная история. Недаром, наверное, кандидат-миллиардер в своей номинационной речи попросил избирателей «скинуться по десятке», переведя ему на кампанию по 10 долларов.

Кстати, экономит Трамп и на авторских отчислениях. На съезде он выходил на сцену как темная тень в лучах яркого света под песню «We Are The Champions» («Мы чемпионы») группы Queеn. Британские музыканты, однако, требуют от него прекратить использовать в политических целях их композицию, согласие на исполнение которой на своих публичных мероприятиях Трамп не получал и не приобретал. Кстати, это касается не только Queen, но и ряда других известных рок-групп, которые уже чуть ли не договариваются о подаче против миллиардера коллективного иска за нарушение авторских прав.

Впрочем, учитывая размер его капитала, скорее всего, разорение Дональду Трампу не грозит. Зато у него есть две другие ключевые проблемы: недовольство его кандидатурой консервативными избирателями и наличие целых штатов, где у него очень узкая электоральная база, расширить которую весьма трудно из-за того, что тон там задают те меньшинства (национальные и др.), на которые Трамп обрушился с критикой во время праймериз.

Судя по всему, ради решения первой из этих проблем Трамп подобрал себе в вице-президенты одного из видных представителей «Чайной партии» (так называется крайне правая группировка в Республиканской партии). Это губернатор штата Индиана Майк Пенс. У него есть опыт журналистской и законодательной работы, и он считается признанным консервативным радикалом, то есть политиком как раз такого типа, который может помочь Трампу привлечь многих рядовых республиканцев.

Но вновь — не элиту партии. Та ее часть, которая уже перешла на сторону Трампа (а таких немало, например, экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани) и так активно его поддерживает. А остальные (как, например, отсутствовавшие на съезде в Кливленде видные республиканцы Джордж Буш-старший, Джордж Буш-младший, Митт Ромни и Джон Маккейн) просто молчат, стараясь не сыграть на руку кандидату от демократов Хиллари Клинтон, которую скоро должен также официально выдвинуть ее партийный съезд.

Молчание истеблишмента понятно, Клинтон по всем опросам пока лидирует, хотя ее преимущество постепенно сходит на нет. Существенную роль для элиты, возможно, также играет и мощное недовольство Трампом европейских союзников США. Например, в дни съезда республиканцев глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер резко раскритиковал предвыборную программу миллиардера. По словам главы немецкой дипломатии, «политика запугивания и изоляции снизит, а не повысит уровень безопасности, и будет опасной не только для США, но и для Европы, и остального мира».

Впрочем, такие заявления из-за океана могут влиять на отношение к Трампу только со стороны ответственной правящей элиты, но никак не рядовых избирателей. Они, напротив, в большинстве своем рады, что миллиардер обещает после своего прихода в Белый дом «развернуть власть лицом к стране», не тратить время на геополитику и проблемы Европы. То есть, руководствоваться одним из лозунгов своей предвыборной кампании «Америка прежде всего», который до боли напоминает европейцам нацистскую трактовку первой исторической строфы немецкого гимна, начинавшегося со слов «Германия, Германия превыше всего».

Иван Преображенский