Posted 21 июля 2016,, 11:05

Published 21 июля 2016,, 11:05

Modified 31 января, 11:09

Updated 31 января, 11:09

Армян напугала российская армия

21 июля 2016, 11:05
Москва и Ереван готовятся подписать соглашение о создании объединенной группы войск. Но в Армении боятся, что это произойдет за счет нейтрализации их армии.

В самый разгар трагической истории с захватом террористами полицейского участка в Ереване в армянскую столицу прибыла делегация Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил России. По данным министерства обороны Армении, российские военные готовят здесь подписание соглашения об Объединенной группировке войск Армении и России. Примечательно, что ее командующий уже назначен — им стал бывший командир 4-го армейского корпуса Минобороны Армении Андраник Макарян.

Ни для кого не секрет, что в определенной и немалой части армянского общества и политического спектра весьма нервно реагируют на все, что укрепляет стратегические отношения Москвы и Еревана. Напомним, в прошлом месяце парламент Армении ратифицировал соглашение о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны (ПВО) с Россией, хотя в Ереване прошли митинги «против передачи армянского неба русским, которым нельзя доверять». Армян тогда пытались уверить в том, что они получили «надежный зонт над головой».

Те, кого подобные речи не утешили, теперь говорят, что «Саргсян сначала продал или отдал русским небо, а теперь — армию»: она, по их утверждению, будет находиться под командованием России.

Впрочем, проект соглашения пока никто не видел, кроме тех, кто над ним работает. Поэтому утверждать что-либо бессмысленно. Равно как постоянно твердить, что Россия — не дружественная Армении страна уже потому, что она продает «вражескому Азербайджану» современнейшее вооружение. Потому как Россия продает и будет продавать свое оружие всем, кто пожелает его купить: такова мировая практика, и никуда от нее не денешься.

В общем, в определенной части армянского общества недоверие к России возрастает. А тут еще, в самый пик «предмайданных» событий, явились российские генералы, которые, помимо неба, претендуют на армянскую армию, то есть, на суверенитет республики. Их приезд насторожил оппонентов армянского руководства, полагающих, что «русские» не допустят смену власти в республике. Но гораздо более устрашающим для них стало извинение Эрдогана за сбитый над небом Сирии российский самолет, точнее, последствия этого извинения, вскоре после которого в этой не дружественной для Армении стране произошла попытка военного переворота.

Напомним, что на почве мятежа военных в Турции отношения этой страны с США, НАТО и ЕС стали портиться еще больше. В частности, Анкара практически открыто обвинила Штаты в причастности к попытке военного переворота, и американскому госсекретарю пришлось оправдываться и говорить, что «все это ложь». Многие аналитики даже стали сомневаться в дальнейшей перспективе членства Турции в НАТО, и поставили крест на вступлении страны в Евросоюз.

Соответственно, все это дало обильную, но не вполне «качественную» пищу для разговоров, в соответствии с которыми Анкара усиленными темпами дрейфует к Москве, поскольку прибиться ей сейчас можно только к ней и к евразийскому интеграционному пространству. Как пишет Lragir, «Турция и Россия смогут заключить военно-политический альянс против Запада». Армянское оппозиционное издание задается вопросом: зачем в такой ситуации в Ереван приехали российские военные? И сообщает следующее: «Фактически, на фоне российско-турецкого альянса, происходит попытка нейтрализации армянской государственности Россией».

И далее: «Суверенная Армения с собственной армией может стать единственной помехой на пути создания российско-турецкого пояса. Чтобы она не мешала, ее нужно нейтрализовать. И сейчас Москва усердно выполняет свое домашнее задание к созданию российско-турецкого пояса».

В общем, место имеет «российско-турецкий заговор». Это идея одним может показаться бредовой, другим — вполне реалистичной в свете стремительно меняющихся геополитических реалий. Но тут возникает вопрос доверия к эрдогановской Турции, не зарекомендовавшей себя надежным партнером ни для Москвы, ни для евразийского объединения, ни для Запада, включая НАТО, в котором она состоит.

То есть совершенно не исключено, что, встав на ноги и почувствовав уверенность (если это вообще произойдет), эрдогановская Турция попытается накинуть ошейник с поводком на Москву и вообще все евразийское крыло, что, разумеется, снова приведет к конфликту интересов. Так что неизвестно, станет ли в итоге Турция, после всех внутренних и внешних потрясений, геополитическим партнером (или противником) России, но Армении в этом контексте более всего интересно, чтобы ни одно, ни другое не произошло за ее счет, и она сохранила хотя бы иллюзию суверенитета.

Если этого не случится, Армения, несмотря на то, что ее «хозяином» является Россия, наверняка, пойдет на смену власти в республике любыми путями, не чураясь и неконституционных. Разумеется, она останется в проигрыше, но психологически какое-то время будет находиться в состоянии эйфории от иллюзии самостоятельного решения своей политической судьбы. В результате же она почти гарантированно потерпит крах по всем направлениям, включая одно из важнейших — территориальные проблемы с Азербайджаном.

Но почему-то пока никто в Армении не задался вопросом: может, Россия не строит никакие козни против нее в контексте объединенной группировки войск; может, это входит в интересы обеих стран, и ни о каком российско-турецком поясе за счет лишения Армении армии и, соответственно, суверенитета, речи нет?

Тут можно возразить, что в Армении базируется 102-я российская военная база с ее «Смерчами», «Градами», истребителями, зенитно-ракетными комплексами и прочим угрожающим вооружением, чего вполне достаточно Москве с военно-стратегической точки зрения. Кроме того, Армения входит в состав ОДКБ, и ее армия вооружена не так уж слабо, как об этом говорят многие в республике, «ревнуя» Россию к поставкам вооружения Азербайджану.

Но, видимо, этого недостаточно ни Армении, ни РФ с точки зрения, во-первых, сдерживания конфликтов на территории Южного Кавказа, во-вторых, угроз со стороны внешних сил, в частности НАТО, «представленного» на границе Армении в лице своего члена — Турции. В-третьих, Россия, посредством своих буферных зон — а таковой является для нее и Армения — пытается обезопасить себя от запрещенной в РФ организации «Исламское государство». То есть, фактически Россия в первую очередь пытается обезопасить себя через безопасность буферных государств.

Так что армяне и другие, вынужденно или добровольно открывшие для РФ свои территории, сами могут решать, «прогибаются» они под Россию или находятся с ней в стратегических и союзнических отношениях. Но это уже вопрос политического вкуса и комплексов, способности прогнозировать геополитическую изменчивость хотя бы на шаг вперед.