Posted 22 июля 2016,, 15:50

Published 22 июля 2016,, 15:50

Modified 31 января, 11:10

Updated 31 января, 11:10

В Киев с миром?

22 июля 2016, 15:50
Крестный ход мира многие на Украине называют политической акцией, силовики не исключают провокаций, а Киевский патриархат напоминает даже о «кровавом воскресенье».

Третьего июля из Свято-Успенской Святогорской Лавры в Донецкой области стартовал «Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы», организованный Украинской православной церковью (Московского патриархата). 9 июля вторая группа паломников, приверженцев той же церкви, вышла из монастыря Свято-Успенской Почаевской Лавры в Тернопольской области. Обе колонны направились в сторону украинской столицы.

Предполагается, что 27 июля участники одновременно прибудут в Киев, где пройдут от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры. Шествие завершится накануне празднования Крещения Руси, или как теперь здесь официально называется этот праздник — День Крещения Киевской Руси — Украины.

Сам факт проведения шествия вызвал серьезное беспокойство у руководителей ряда государственных структур Украины и представителей некоторых общественных организаций и партий. В частности, глава СБУ Василий Грицак высказал предположение, что «определенные антиукраинские силы» могут использовать крестный ход для дестабилизации обстановки в стране.

Чтобы понять причины этого беспокойства нужно еще раз напомнить сложившуюся сейчас на Украине «церковную ситуацию», начав чуть издалека.

Если отбросить несущественные для светского анализа детали, то сейчас в мире (согласно диптиху РПЦ) существует пятнадцать автокефальных (то есть полностью самостоятельных) и четыре автономных православных церкви. Первой «по чести и чину» является Константинопольская православная церковь, возглавляемая Вселенским патриархом.

Заметим, между делом, что этот факт откровенно раздражает руководство Московского патриархата, которое, безусловно, претендует на лидерство в мировом православии. Дело доходит до того, что в большинстве публикаций в отечественной прессе часть официального титула константинопольского владыки опускается и пишется без прилагательного «вселенский», в результате чего у многих прихожан РПЦ создается впечатление, что именно московский патриарх является «начальником» православных всего мира. Однако же формально Русская православная церковь «по чину и чести» находится всего лишь на пятом месте в общем списке — после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов. Понятно, что и это не может не вызывать раздражения в высших российских церковных сферах.

А далее начинается самое интересное. Помимо автокефальных и автономных православных церквей существует специфический институт, присущий фактически (за парой исключений) только Московскому патриархату. В его ведении находятся так называемые «самоуправляемые» православные церкви.

Многие называют этот институт «атавизмом советской эпохи». Дело в том, что в число этих самоуправляемых церквей входят Латвийская, Молдавская, Эстонская, Белорусская (формально — экзархат) и Украинская православные церкви. (Есть еще и самоупраляемая РПЦ за границей, но не о ней речь). УПЦ к тому же имеет дополнительные права «широкой автономии». Как нетрудно заметить, все они представляют бывшие республики Советского Союза, которые ныне являются самостоятельными суверенными государствами.

Между тем, в мировой церковной практике повелось, что после обретения страной независимости, самостоятельность получает и церковь, являющаяся канонической на данной территории. Так, например, финская и польская православные церкви обрели соответственно автономию и автокефалию, хотя и не сразу, а несколько лет спустя.

Но вот с церквами бывших союзных республик (грузинская и армянская православные церкви и прежде были автокефальными) этого не произошло — руководство РПЦ сумело удержать их в своем подчинении. Насколько у этих церквей больше «самоуправляемости», чем у республик в составе Российской Федерации, — вопрос.

Некоторые аналитики даже полагают, что таким образом церковные власти демонстрируют то, на что не решаются публично власти светские — показывают, что вся территория бывшего СССР по-прежнему остается сферой влияния одного «хозяина», коим является Россия, и, следовательно, самостоятельность вновь возникших государств носит весьма условный характер.

Понятно, что такая ситуация нравится далеко не всем. Возможно, руководство Белорусской и Молдавской православных церквей устраивает «подчиненное» положение, но ситуация на Украине принципиально иная — здесь церковь давно находится в состоянии раскола.

УПЦ «родилась» из Украинского экзархата Московского патриархата. Первым ее предстоятелем стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший в 1990 году благословенную грамоту от патриарха Всея Руси Алексия II. Довольно скоро руководство Московской патриархии попыталось из-за возникших разногласий Филарета «уйти», но тот сделать это отказался. Однако Синод УПЦ ослушника от должности отстранил, а 27 мая 1992 года Собор избрал предстоятелем Украинской православной церкви митрополита Владимира (кстати, на выборах главы РПЦ в 1990 году он стал вторым по числу полученных голосов после избранного патриархом Алексия II).

Но этим все, конечно же, не закончилось. Летом того же года на учредительном соборе в Киеве была образована «Украинская православная церковь Киевского патриархата». Приверженцы УПЦ КП возводят ее историю к Киевской метрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской церкви, отрицая законность ее передачи под юрисдикцию Московского патриархата в 1686 году.

Нужно сразу отметить, что хотя до настоящего времени УПЦ КП не признана ни одной из канонических православных церквей мира, именно к ней относят себя 44 процента граждан Украины. Прихожанами Украинской православной церкви (Московского патриархата) считают себя вдвое меньшее число верующих.

Понятно, что сегодня между «московскими» и «киевскими» сложились крайне сложные и напряженные отношения. Сторонники украинской суверенности также обвиняют «церковников от Москвы» в том, что те проводят «линию Кремля», являются «агентами ФСБ», а потому к массовым мероприятиям, проводимым под эгидой УПЦ МП, здесь относятся, мягко говоря, настороженно и без энтузиазма. В полной мере это касается и проходящего сейчас крестного хода.

«Сегодня вся деятельность московских попов направлена на раскол украинской государственности и на раскол по религиозной линии, — сказал в интервью «Эспресо.ТВ» советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк. — Поэтому так называемый крестный ход — безусловно, проект ФСБ. Украинские силовые спецслужбы должны быть готовы к возможным провокационным проявлениям со стороны организаторов этой акции».

«Украинскую общественность возмутили попытки под религиозной оболочкой «крестного хода за мир» осуществлять то, что подрывает внутриполитическую ситуацию в стране», — заявил 13 июля на брифинге депутат Рады от «Народного фронта» Виктор Еленский.

По мнению Еленского, участники крестного хода, организованного, по его словам, представителями «пророссийской партии «Оппозиционный блок», прежде всего «должны обращаться не к украинской власти, а к тем, со стороны кого исходит угроза миру в Украине, в Европе и в мире».

«Организаторы шествия не нашли ни одного слова критики в адрес тех, кто разжег войну в Украине, тех, кто совершил агрессию, тех, кто продолжает свои милитаристские действия на востоке Украины. Организаторы шествия не нашли возможным остановить тех священнослужителей, которые срывали мобилизацию на Буковине, а с другой стороны благословляли парады боевиков на оккупированных территориях. Вместо этого они находят много слов в адрес украинской власти, которая вынуждена защищаться от российской агрессии», — подчеркнул нардеп.

Спикер украинского парламента Андрей Парубий спустя неделю после начала крестного хода назвал эту акцию «попыткой Кремля дестабилизировать ситуацию в Украине». «По нашей информации, Кремль уже подготовил сценарий провокаций на 26 июля. В Киев, кроме действительно мирных верующих, стягиваются провокаторы с запрещенной активистской символикой и символикой страны-агрессора. Мы это уже увидели в отдельных городах нашей страны», — сказал Парубий.

В свою очередь министр внутренних дел Украины Арсен Аваков также высказал опасение, что во время крестного хода возможны разного рода эксцессы и даже террористические акты, пообещав однако сделать все возможное, чтобы этого не произошло. «Мы не допустим разного рода бреда, который нам пытаются навязать играющие на религиозных вещах политиканы. У нас достаточно сил и решимости, чтобы прекратить любые провокации. Обществу не о чем беспокоиться», — цитирует Авакова официальный сайт МВД. При этом министр обратился и к радикально настроенным украинским организациям с просьбой «утихомирить страсти».

Заведующий Украинским бюро Центра политических технологий Георгий Чижов полагает, что «опасности», исходящие от крестного хода сторонников УПЦ МП, все же сильно преувеличены. Кроме того, он отдельно остановился на роли в организации этой акции «Оппозиционного блока» и целях, которые при этом ставят перед собой «оппозиционеры».

«В Украине организаторами шествия выступили митрополит Онуфрий и лидеры «Оппозиционного блока», — сказал Чижов «Росбалту». — Но если тот же Вадим Новинский постоянно участвует в церковных делах и является, по сути, основным церковным спонсором, то, скажем, Александр Вилкул едва ли не впервые был замечен в рядах православной общественности. Возможно, что для «Оппозиционного блока» организация крестного хода стала информационным поводом для того, чтобы набрать какие-то очки. Но не факт, что они их наберут — в Украине достаточно болезненно восприняли факт проведения такого крестного хода. Многие посчитали его провокацией, многие — «рукой Москвы».

Что касается возможных провокаций, по мнению Георгия Чижова, наиболее вероятны они все же со стороны украинских радикалов — где-то на маршруте или в самом Киеве.

Отметим, что Национальная полиция предпринимает серьезные усилия, чтобы этого не произошло, хотя «звоночки» уже были. Так, проходу колонны через центр Житомира воспротивились многие общественные организации. Они мотивировали свою позицию тем, что маршрут паломников в этом случае будет пролегать мимо расположения 95-й аэромобильной бригады, которая понесла и продолжает нести большие потери на Донбассе. Но в итоге Житомирский владыка выступил с миролюбивой инициативой, предложив изменить маршрут и пройти в обход расположения военных.

На границе Харьковской и Полтавской областей крестный ход тоже встречали протестующие с красно-черными и национальными флаги, скандировавшие «Слава Украине!»

«Крестный ход только разъединяет нашу страну и показывает силу Московского патриархата. Это чисто политическая акция, и никакой религиозной составляющей не несет», — высказала свое мнение журналистам местный инициатор протеста Вера Маслак.

Запрещенная в России организация «Правый сектор» призвала запретить шествие «московских прихвостней» по маршруту до Киево-Печерской Лавры, пригрозив в случае невыполнения этого требования «не остаться в стороне». Одновременно в прессе появились сообщения, что украинские националисты создают «штаб защиты Киева от ордынского нашествия Московского патриархата».

Украинская православная церковь Киевского патриархата, в свою очередь, также решила провести 28 июля богослужения и крестный ход по случаю годовщины Крещения Киевской Руси, что совершенно естественно, учитывая значимость события. Так что говорить об «альтернативной акции» вряд ли приходится, да и маршрут ее пройдет только по столице, где у памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру состоится молебен.

«Ни во времени, ни в пространстве наши мероприятия не совпадают с теми мероприятиями, которые организовал и проводит Московский патриархат в Украине», — отметил пресс-секретарь Киевской патриархии архиепископ Евстратий.

Вообще, «вражеский» крестный ход иерархи УПЦ КП особо не комментируют, хотя на днях митрополит Львовский Дмитрий намекнул, что эта «молитва» возносится, возможно, не просто за «мир», а за «русский мир». Напомнил Дмитрий и том, что однажды крестный ход, организованный с политическими намерениями, закончился «кровавым воскресеньем». Но при этом глава информационного управления «киевлян» архиепископ Черниговский Евстратий призвал не применять насилия по отношению к крестному ходу, который проводит Украинская православная церковь Московского патриархата. «Мы призываем всех тех, кто считает, что этот ход является чем-то плохим, ни в коем случае не применять насилие и не поддаваться на провокации», — сказал он.

Вообще, возвращаясь к вопросу о состоянии церкви на Украине, многие эксперты полагают, что противоречия между разными группами и сообществами прихожан будут сохраняться и даже усиливаться до тех пор, пока в стране существуют две (или даже три, учитывая не очень многочисленную УАПЦ) православных церкви, а также сохраняющуюся «подчиненность» канонической УПЦ Московскому патриархату.

Что касается создания единой церкви, то довольно давно уже идут вялые переговоры между Киевским патриархатом и Украинской автокефальной православной церковью. В прошлом году даже появились сообщения о том, что вопрос вот-вот будет решен, но воз и ныне там. Впрочем, проблему нынешней «неканоничности» для УПЦ КП и УАПЦ даже объединение автоматически не снимет.

По вопросу же «самостоятельности» УПЦ Верховная рада Украины совсем недавно, 16 июня, чуть ли не единогласно приняла обращение к патриарху Константинопольскому Варфоломею о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви, явно влезая не «в свою епархию». Свое возмущение этим демаршем сразу выразил глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. «Вмешательство во внутренние дела церкви — это антиконституционно, это незаконно, это продолжение большевистской традиции, которая шла еще с советских времен. Киевская метрополия древняя — это ж не Украина. Это Белоруссия, Прибалтика, это Польша, это Смоленская область. На каком основании наши депутаты будут говорить, чтобы она вернулась?» — отметил он.

А вот Синод Вселенского патриархата в Константинополе заявление Рады вмешательством во внутрицерковные дела, видимо, на посчитал. 19 июля он опубликовал коммюнике, в котором говорится, что обращение украинских депутатов о предоставлении УПЦ автокефалии будет изучено специальной богословской комиссией. Кстати, в 1924 году именно Константинопольский патриарх «без спросу» даровал Польской православной церкви автокефалию. Так что прецедент имеется.

Отметим к тому же, что «нежелание» порывать с Московским патриархатом может дорого обойтись единственной канонической православной церкви Украины, и без того уже потерявшей большую часть своей паствы. И, видимо, не случайно уже и в России звучат призывы к РПЦ «добровольно» отпустить своих украинских братьев в «свободное плавание»: дескать, так будет лучше для всех.

«Я вновь и вновь говорю: я считаю, что пока не поздно Москва должна дать автокефалию Украинской церкви на своих условиях, — сказал популярный в определенных кругах диакон Андрей Кураев в эфире программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». — Чтобы не убегать потом оттуда, когда нас оттуда пнут коленкой под зад, а вот подарить из московских рук автокефалию, чтобы была благодарная память об этом, чтобы в конце концов на следующем Всеправославном Соборе у нас был бы не один голос Русской церкви, а два голоса: Русской и Украинской. Чтобы та украинская делегация на будущем Соборе не видела бы в нас своих врагов. Как, простите, когда-то вовремя подарили Финляндии независимость, так это на долгие годы сделало ее верным союзником».

Политолог Георгий Чижов согласен с тем, что принятие такого решение было бы логичным, однако сомневается в том, что этот вопрос будет положительно решен в обозримом будущем.

«Конечно, для Московской патриархии было бы правильнее и логичнее дать автокефалию Украинской православной церкви, — сказал Чижов «Росбалту». — Это автоматически сделало бы ее центром соборной украинской церкви и сохранило бы какую-то симпатию украинцев по отношению к РПЦ МП. Но очевидно, что сейчас это, как минимум, не стоит на повестке дня. Как с политической точки зрения, поскольку РПЦ МП очень тесно связана с политикой, так и с практических позиций. Москве будет очень обидно потерять половину своих приходов — поскольку именно в Украине находится половина всех приходов Московского патриархата».

Кстати, это действительно важный момент. Несмотря на то, что у УПЦ МП на сегодняшний день вдвое меньше «сторонников», чем у Киевского патриархата, зато у нее больше приходов, различных церковных сооружений и священников. Так что борьбу «за умы и сердца» есть чем и кем вести.

Ну, а пока крестный ход продолжает приближаться к Киеву. Завтра, как сообщил сайт УПЦ МП, к нему присоединятся священники и верующие из Винницы. Там же с удовлетворением отмечено, что петиция с инициативой о недопущении крестного хода в Борисполе, что под Киевом, набрала лишь около 200 голосов. Только для городских властей и того оказалось достаточно — шествие через Борисполь они сегодня запретили.

Юрий Гладыш