Posted 25 июля 2016,, 14:35

Published 25 июля 2016,, 14:35

Modified 31 января, 11:12

Updated 31 января, 11:12

«Трамп или Клинтон — все равно»

25 июля 2016, 14:35
США выполнят все обязательства перед союзниками по НАТО, какая бы предвыборная риторика сейчас ни звучала, уверен политолог Виктор Мироненко.

Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп дал понять, что в случае его прихода к власти США станут защищать только тех союзников по НАТО, которые выполняют все взятые на себя обязательства. Он сказал это, отвечая на вопрос журналистов о том, придет ли Америка на помощь прибалтийским странам в случае, если им будет угрожать «российское вторжение». Действующий президент Соединенных Штатов Барак Обама уже подчеркнул, что такое заявление Трампа «подрывает важнейшие основы Североатлантического альянса».

О том, насколько реальна перспектива такого изменения внешней политики США и как в таком случае Европа будет обеспечивать свою безопасность, в интервью «Росбалту» рассказал ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко.

Дональд Трамп заявляет о неких условиях, которые должны выполнять страны, состоящие в НАТО, чтобы Альянс пришел к ним на помощь. Возможен ли такой вариант развития событий, при котором США вообще прекратят свое участие в Североатлантическом альянсе?

— Нужно принимать в расчет, что слова кандидата в президенты во время избирательной кампании и слова избранного президента это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Действительно, Америка, оставшись единственной сверхдержавой в мире, несколько тяготится своим положением. С одной стороны, американцы этим гордятся, а с другой, это для них дополнительный груз. Это довольно старая история, связанная с тем, что США несут основную часть нагрузки по обеспечению военной мощи НАТО. Постоянно возникает тема, что другим коллегам по Североатлантическому альянсу пора бы уже брать на себя часть этого бремени.

— Да, экономически это, конечно, накладно.

— Есть две плоскости этой проблемы — роль США как лидирующего государства в мире и экономическая составляющая. Все-таки, будучи первой державой в мире, США ведут еще и некое экономическое соревнование.

— Может ли США отказаться от своей нынешней роли?

— Думаю, что нет. Я полагаю, что это просто невозможно. Так или иначе, в мире всегда присутствовала какая-то сила, к которой могли апеллировать обижаемые народы или страны, которым кто-то угрожал. Американцы вроде бы и не стремились к этой роли, но после распада Советского Союза она объективно принадлежит сегодня именно им, и я не думаю, что они могут сейчас от нее отказаться. Больше того, отказаться от нее труднее, чем ее получить.

— Как тогда рассматривать заявления Трампа, о которых мы сейчас говорим?

— Трамп хочет избраться на пост президента, он борется за голоса американских избирателей, а простому обывателю его домашние дела и его благосостояние ближе, чем какие-то там далекие прибалтийские или другие европейские страны. Трамп говорит вещи, которые очевидно понравятся электорату. Он озвучивает то, о чем уже давно говорят — что европейским странам пора бы уже брать на себя большую часть нагрузки по расходам на поддержание их обороноспособности.

Как это будет выглядеть после того, как Трамп станет президентом (если это произойдет) — я не знаю. Обычно республиканцы были для России более трудным партнером, чем демократы. Так было, правда, в другое время — советское и постсоветское. Но, тем не менее, я бы все-таки не придавал словам Трампа особого значения. Во-первых, как я уже сказал, это предвыборная риторика. Во-вторых, даже если бы американцы и захотели бы сейчас прийти к какой-то форме изоляционизма, например, к ранней доктрине Монро (концепция президента США в 1817—1825 годах Джеймса Монро, которая, с одной стороны, провозглашала принцип невмешательства Соединенных Штатов в дела на европейском континенте, а с другой, де-факто устанавливала их протекторат над странами Латинской Америки, — «Росбалт»), то они сейчас не смогли бы этого сделать. Им это не позволят обстоятельства.

Американцы, (это многим у нас не нравится, и на этом, во многом, в последние годы строится российская риторика), присутствуют, условно говоря, «под каждой табуреткой». Что бы ни произошло в мире, везде они. Еще раз подчеркну, это, может быть, даже не столько желание и амбиции американцев, сколько объективная реальность — мир пока не может существовать без какой-то силы, которая могла бы выступить судьей, защитником, символом надежды на справедливость для тех, кого обижают. Организация Объединенных Наций, как мы видим, в силу разных обстоятельств парализована.

— Тем не менее, можно ли говорить о том, что слова Трампа действительно подрывают принцип коллективной безопасности, который лежит в основе НАТО?

— Что касается обязательств США, то, согласно статье 5 Устава НАТО, она должна их исполнять и никуда от этого не денется. Более того, после саммита НАТО в Варшаве циркулирует слух, пока, впрочем, не подтвержденный, что в Альянсе выражают желание уйти от того положения в его уставных документах, согласно которому членом НАТО не может стать страна, на территории которой имеется какой-то внутригражданский конфликт, или у которой есть территориальные споры с ее соседями.

— То есть, это некий намек на возможное расширение НАТО за счет Украины? Насколько велика вероятность такого развития событий?

— Это довольно сложно. Для этого надо изменить учредительные документы Альянса. Тем не менее, лейтмотивом варшавского саммита было мнение, что Украине надо помогать. Альянс, конечно, не собирается воевать с Россией, но помогать Украине будет и совершенно очевидно занимает проукраинскую позицию.

И Америка будет помогать Киеву, даже если демократическая администрация в Белом доме сменится на республиканскую. Трамп или Клинтон — все равно. Свои обязательства перед европейскими партнерами США выполнять будут. Пока ни о каком выходе из НАТО и отказе от обязательств перед странами Европы со стороны Вашингтона речи не идет.

— Тем не менее в Евросоюзе обсуждается идея создания общеевропейской армии, которая могла бы стать силой, поддерживающей коллективную безопасность на континенте. Насколько это реалистичный вариант, на ваш взгляд?

— Эта идея возникала неоднократно, но всякий раз какие-то сложности, прежде всего, экономические, ей мешали. Она с повестки дня не снимается, но сейчас Евросоюзу не до этого, хотя какие-то действия предпринимаются — ЕС вышел в Черноморский регион, НАТО и ЕС создают небольшие подразделения в Прибалтике.

Такая задача стоит, идея о том, чтобы Евросоюз больше брал бы на себя вопросы безопасности, не снимается, однако ситуация с выходом Великобритании из ЕС, проблемы с мигрантами, в ближайшие годы не позволят поставить ее в практическую плоскость.

Беседовал Александр Желенин