Posted 27 июля 2016,, 16:30

Published 27 июля 2016,, 16:30

Modified 31 января, 11:14

Updated 31 января, 11:14

А вы, друзья, все не садитесь

27 июля 2016, 16:30
Кампания по борьбе с коррупцией идет в самопровозглашенной Луганской республике уже девять месяцев. Но результатов не видно — никто из крупных чиновников пока не «сел».

«Смотрю по телевизору постоянно заседание министров, вижу, как они бедные за народ с голоду пухнут. Вон министр по СМИ (Вячеслав Столяренко) скоро уже в самую большую плазму не влезет, а он же такой еще молодой», — возмущается луганчанка Ольга.

Ольга, как и многие жители Луганска, не верит, что министры и другие высокопоставленные чиновники так «раздобрели» исключительно за счет государственных зарплат. Дело, конечно, не в объеме талии — другие признаки социального расслоения налицо.

Переубедить людей сегодня уже не может и широко разрекламированная, но вяло ведущаяся девять месяцев кампания «по борьбе с коррупцией». На сайте Министерства госбезопасности самопровозглашенной республики по-прежнему «висит» призыв сообщать компетентным органам о фактах мздоимства и воровства, глава ЛНР неоднократно обещал выжечь каленым железом «родимые пятна», якобы доставшиеся в наследство от Украины, впрочем, даже «показательные аресты» уже были, а вот до процессов, пусть даже и показательных, дело пока так и не дошло.

Из самого яркого. За растрату средств госбюджета в октябре 2015-го был задержан министр топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР Дмитрий Лямин — этот эпизод и послужил сигналом для старта «антикоррупционной» кампании. Тогда «по шапке», кстати, получили и руководители МГБ за арест, проведенный без санкции с самого верха. Следствие до сих пор, вроде бы, ведется, о его результатах не сообщается.

Якобы за взяточничество был снят с должности один из заместителей начальника УГИБДД ЛНР. Высокопоставленного полицейского без лишнего шума уволили, никакого суда не было, официальных обвинений тоже.

Также в октябре прошло года на взятке в 70 тысяч гривен (3 тысячи долларов) задержали начальника общенадзорного отдела Генеральной прокуратуры ЛНР Александра Филиппского. Деньги были предназначены для «решения вопроса» о прекращении уголовного преследования в отношении частного предпринимателя. На данный момент опять же неизвестно, чем закончилось это дело.

В мае текущего года за систематическое вымогательство взяток был задержан помощник прокурора Кировска. Задержанный помогал уклоняться от прокурорских проверок по фактам нарушения земельного законодательства. Ну, это дело к числу крупных все же не отнесешь.

Последняя «громкая посадка» чиновника высокого ранга за воровство средств из госбюджета в ЛНР произошла полгода назад. В феврале сотрудники МГБ задержали министра жилищно-коммунального хозяйства Алексея Русакова. Про него хотя бы известно, что он арестован и находится под следствием.

Наконец, в марте текущего года председатель Народного совета ЛНР Алексей Карякин якобы был арестован на границе с РФ. По «запущенной» в СМИ информации, его задержали вместе «с награбленным». Однако правоохранители эту ситуацию до сих пор никак не комментировали, а теперь уже, наверное, и не будут. Карякин перестал быть спикером (официальная причина — «плохое руководство»), а затем и депутатом — вот и все.

Относительно недавно в луганскую прессу «слили» информацию о возбуждении уголовного дела против того самого, «непомещающегося в экран», министра информации, печати и массовых коммуникаций ЛНР Вячеслава Столяренко. Согласно ей, он потакал попыткам руководителя предприятия «Пресс-экспресс» завладеть имуществом брошенных в ЛНР типографий, «мухлежу» с печатью и тиражами выпускаемых изданий. Источник в МГБ добавляет, что «партнеры» зарабатывали не только на этом.

В Луганске многие уверены, что продажа через аптеки медикаментов, полученных с российской гуманитаркой, не обошлась без министра здравоохранения Ларисы Айрапетян. Но также говорят и том, что у нее имеется «индульгенция» благодаря тесным отношениям с главой ЛНР Игорем Плотницким.

Право «на неприкосновенность» якобы до недавнего времени было и у министра сельского хозяйства и продовольствия Руслана Сороковенко. Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах ЛНР, его прямо из зала суда по делу о растрате «забрал» сам глава республики. Правда, согласно информации источника, Сороковенко сейчас лишь числится министром, но находится под домашним арестом, а руководитель ЛНР решает, как с ним быть дальше.

Один из сотрудников МГБ в беседе с корреспондентом «Росбалта» рассказал, что у «чекистов» есть информация о фактах коррупции среди очень многих высокопоставленных чиновников, а также о том, что «министерскую мафию» прикрывает Генпрокуратура ЛНР.

«Мы данные факты фиксировали не раз. Ведем следствие, но пока в ход пустить не можем. Поэтому имена называть не стану, но данные по коррупции есть практически на всю руководящую элиту. Стало известно, что потакает воровству из бюджета Генпрокуратура. Там уже знают, что мы под них копаем, уже начались нападки на наших сотрудников», — говорит мой собеседник. Он добавляет, что «прокурорские» и сами не против побеспредельничать.

Например, он рассказывает, как 23 мая у луганчанина следователи прокуратуры отобрали автомобиль «Шкода Фабиа» вместе с документами. Пострадавший ранее обратился с заявлением о факте мошенничества со стороны его бизнес-партнера. Заявителя вызвали в Генпрокуратуру как свидетеля, затем без объяснения причин отобрали автомобиль и, не допрашивая, отпустили.

Занимающиеся расследованием данного факта сотрудники МГБ выясняли, что иномарку изъяли «из корыстных побуждений». Есть версия, что авто готовились перегнать на Украину. Оказывается, сейчас между определенными структурами из «двух соседних стран» наладилось тесное сотрудничество. Они заказывают друг другу автомобили конкретных марок, авто угоняют или «отжимают» и переправляют заказчикам. Поди его потом достань «за границей».

Как рассказали «чекисты», на этом бизнесе едва не погорел не последний человек в военном ведомстве республики, но ему удалось откупиться и продолжить свой бизнес.

Система «откупов» работает даже в судах. «Цена вопроса» для привлеченных к ответственности за тяжкие преступления, по данным нашего источника, начинается от 10 тыс. долларов. Например, недавно за 2 млн рублей от привлечения к военному суду за торговлю военной амуницией откупился офицер Народной милиции (армии) ЛНР.

Впрочем, кое-кто за решетку все же попадает: те, кто откупиться не может, кому все же не повезло на честного следователя или те, кого надо посадить «для статистики». В основном под раздачу попадают вузовские преподаватели и рядовые сотрудники правоохранительных органов.

И такой вот интересный пример, наглядно иллюстрирующий, что люди думают о масштабах воровства среди местного чиновничества. В последнее время все чаще стали поступать жалобы в адрес Пенсионного фонда ЛНР и других финансовых учреждений. Дело в том, что перечисленные людям социальные выплаты «сгорают», если их не получить в течение двух месяцев, ну, а в условиях «военного времени» всякое бывает. Например, человек может надолго просто выехать из ЛНР по необходимости. Пострадавшие считают, что эти средства идут не в казну, а в карманы чиновников. Прямых доказательств у них, разумеется, нет, но получается, что людям их и не требуется — они и без того уверены, что «воруют все».

Виталий Романов, Луганск