Posted 10 августа 2016,, 14:50

Published 10 августа 2016,, 14:50

Modified 31 марта, 02:20

Updated 31 марта, 02:20

Германия делает миграционный разворот

10 августа 2016, 14:50
ФРГ предлагает изменить отношение к беженцам. Это ясно по тексту «Берлинской декларации», предложенной МВД страны.

Немецкая пресса и политики обсуждают законодательные инициативы, с которыми уже 18 августа, как ожидается, выступит министерство внутренних дел на встрече с коллегами, руководящими МВД в правительствах федеральных земель. Документ носит рабочее название «Берлинской декларации».

Как всегда в таких случаях, наиболее серьезные меры — на втором плане. Активнее всего обсуждается частичный запрет на ношение бурки, то есть аналога чадры. Между тем министр внутренних дел Томас де Мезьер, предсталяющий правоцентристский блока партий ХДС/ХСС, к которому относится и канцлер Ангела Меркель, предлагает увеличить численность и расширить полномочия полиции, снизить конфиденциальность медицинской информации, понизить возраст уголовной ответственности за некоторые виды преступлений и даже, в отдельных случаях, лишать гражданства, а также запретить институт двойного гражданства.

С численностью и полномочиями полиции в условиях роста террористической угрозы — все понятно. Сложнее со снижением возрастной границы, после которой преступника судят уже по уголовному законодательству, что для беженцев может означать автоматическое лишение убежища или вида на жительство и депортацию. Суть этих поправок в том, что власти ФРГ, похоже, неожиданно для себя выяснили, что и фактически, и даже в рамках национальных традиций совершеннолетие для мигрантов из восточных стран наступает заметно раньше, чем у их немецких сверстников. Условно говоря, 16-летний или даже 15-летний беженец — это взрослый мужчина, он может кормить семью, а может и поучаствовать в преступлении, и сделает это совершенно самостоятельно и сознательно, а не по наущению взрослых товарищей.

Медицинская информация, которая сегодня практически закрыта для полиции, как минимум до решения суда, важна, как показали последние теракты в Германии, в первую очередь, для профилактики правонарушений. Знай полиция о психических проблемах или депрессии отдельных индивидов, ей было бы заметно проще предотвращать теракты, организованные одиночками с неустойчивой психикой.

Что же касается вопроса гражданства, то тут предполагается довольно сложная схема, которая обсуждается сейчас и в других странах, причем не только в ЕС, но и, например, в России. У нас она «всплывала» (правда, в очень расширенном толковании) в одном из вариантов пакетного проекта поправок так называемого «закона Яровой», и в итоге была из него вычеркнута после негативного отзыва со стороны правового управления администрации президента. Немцы же предлагают все же обсудить возможность лишения нелояльных граждан, причастных к терроризму, гражданства страны ЕС, при условии, что террорист или их пособник имеет и второе гражданство.

Как отмечают немецкие газеты, в распоряжении которых оказался проект поправок, предложение лишать второго гражданства, скорее всего, связано с недавней многотысячной демонстрацией этнических турок, организовавших в Кельне митинг в поддержку политики президента Турции Реджепа Эрдогана. Однако в данном случае речь идет именно об обсуждении идеи запрета двойного гражданства на уровне ЕС, поскольку, по словам представители немецкого правительства Ульрике Деммер, кабинет министров не намерен принимать никаких мер в этом направлении.

Ситуация действительно весьма противоречива. С одной стороны, речь идет фактически о немецком предложении Евросоюзу, поскольку официально озвучено оно может быть министром внутренних дел ФРГ. С другой, — внутри Германии речь идет скорее об инициативе представителей ХДС/ХСС, которые, хоть и контролируют пост федерального канцлера и многие ключевые посты внутри кабинета министров, но работают в рамках так называемой «большой коалиции» вместе с социал-демократами, которые многие из предложенных мер вряд ли поддержат.

Фактически можно сказать, что речь идет не столько об изменении позиции Германии по миграционному вопросу, сколько о начале блоком ХДС/ХСС предвыборной кампании, в рамках которой христианские демократы и баварские христианские социалисты готовы пересмотреть подход к проблеме беженцев, который в 2015 году обозначила Ангела Меркель. Конкуренция с социал-демократами за голоса избирателей уже началась.

«Томас де Мезьер желает утвердить законопроект до следующих выборов Бундестага, то есть до 2017 года», отмечает Ольга Гулина, эксперт берлинского Института миграционной политики. По ее мнению, «все это опосредованно говорит о медленном развороте к жесткой, контрольной ревизионной миграционной стратегии и окончанию спорных дебатов по миграционному соглашению ЕС и Турции».

Что именно все это может означать для ЕС? Во-первых, наверняка — это давно ожидаемое создание единой пограничной службы. Во-вторых, возрастает вероятность принятия некоей единой концепции миграционной политики, в рамках которой, правда, пока неясно, как Евросоюз определит, какие именно мигранты ему все же нужны. Ведь по экономическим соображениям обойтись без них вовсе ЕС в ближайшие годы просто не сможет. Ну и последний пункт — это разрыв мигрантского соглашения с Турцией и, что весьма вероятно, начало уже массовых депортаций из Евросоюза тех, кого там не признают беженцами. Правда, все это станет возможно только при условии, если внутри Европейского Союза победят сторонники консервативной политики и усиления политики безопасности. А им еще предстоит сложная и не всегда однозначная дискуссия с социал-демократами и правозащитниками, исход которой предсказать пока достаточно трудно, даже несмотря на то, что большинство населения ЕС очевидно напугано последними терактами, а значит — готово отказаться от части свобод ради большей безопасности.

Иван Преображенский