Posted 19 августа 2016,, 09:05

Published 19 августа 2016,, 09:05

Modified 31 марта, 02:13

Updated 31 марта, 02:13

Как въехать в грузинский парламент на «русских танках»?

19 августа 2016, 09:05
В Грузии появилась партия, обещающая избирателям «российские пенсии и базы». К выборам ее не допустят, но в парламент «прокремлевцы» все же могут пройти.

Восьмого октября в Грузии состоятся очередные парламентские выборы, а это означает, что сезон политического циркачества и мошенничества можно считать открытым. Местные телеканалы едва ли не круглосуточно навязывают зрителям преимущественно политическую грызню конкурирующих партий, не красящую ни одну из них. Строго говоря, избирателям придется выбирать по критерию «меньшего зла», определить которое весьма затруднительно.

Более всего политики кипятятся, убеждая электорат в своей «прозападности» и обвиняя конкурентов в пророссийских настроениях или откровенном служении интересам России. В принципе, такая предвыборная картина для Грузии обычна, но на сей раз был побит рекорд абсурда: Общественный вещатель Грузии, то есть государственное телевидение, стало крутить предвыборный рекламный ролик партии «Центристы», выскочившей вдруг как шут из коробки — ранее мало кто имел о ней представление. А реклама та сопровождалась фотографиями президента Путина, танками с флагами России, обещаниями «российских пенсий», развертывания на территории страны российских военных баз, упразднения визового режима с РФ и введения двойного грузино-российского гражданства.

И тут психанули почти все — и власти, и оппозиция, и гражданский сектор. Одни искренне, другие — понарошку: «так надо», чтобы не потерять электорат, не приветствующий нахождение страны под «российским сапогом». В итоге ролик был снят с эфира, а партия — с предстоящих выборов: она была зарегистрирована Центральной избирательной комиссией, но, как выяснилось, с нарушением некоторых юридических норм.

Теперь грузинские политические партии и неправительственные организации пытаются вообще упразднить «Центристов». Но вот что интересно: правящая партия «Грузинская мечта — демократическая Грузия» едва ли не громче всех возмущалась антигосударственным содержанием ролика «Центристов», но вдруг передумала подавать на них иск в Конституционный суд. Как пояснил один из лидеров «мечтателей» Георгий Вольский, в обращении в суд нет смысла, поскольку «Центристы» до выборов не допущены. Впрочем, от своего намерения запретить их деятельность не отказались «Республиканская партия» и НПОшники.

Тут небезынтересно узнать, кто является лидерами скандальной партии, основанной в 2002 году, но не принимавшей участия в политической жизни Грузии. А ее «тягачи» — экс-министр внутренних дел Темур Хачишвили, осужденный после своей отставки по обвинению в организации убийства в 1994 году председателя Национал-демократической партии Георгия Чантурия (после освобождения по амнистии бывший глава МВД некоторое время проживал в Москве), и весьма известная в Грузии фигура — Владимир Бедукадзе. С легкой руки последнего перед парламентскими выборами 2012 года все телекомпании Грузии распространили видеозаписи о зверских пытках заключенных в грузинских тюрьмах — Бедукадзе лично снимал соответствующий процесс.

По данным следствия, тюремный «оператор» принимал участие в пытках и был объявлен в розыск Интерполом. Но после выборов, когда к власти пришла руководимая миллиардером Бидзиной Иванишвили «Грузинская мечта», выигравшая выборы у партии президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» во многом благодаря шокирующим видеокадрам, Бедукадзе вернулся в Грузию и был арестован. Однако вскоре его освободили — «ведь он первым открыто заявил об ужасах в грузинских тюрьмах», и дал показания следствию по другим темным делам местных застенков.

Но вернемся к предвыборному ролику, шокировавшему всю Грузию. Президент Георгий Маргвелашвили, по словам его советника Кахи Кожоридзе, остался доволен единодушием, продемонстрированным грузинским обществом и политическим спектром по отношению к ролику «Центристов».

Позиция грузинского общества, сказал он, указывает, с одной стороны, на верное осмысление свободы слова и свободы политической деятельности, а с другой, — что в «особых случаях» возможны и ограничения. «Первое же предложение первой же статьи Конституции … гласит, что Грузия — единое, независимое и неделимое государство, и когда какая-либо политическая партия говорит, что узаконит в нем войска оккупанта, то это направлено против государства и его независимости», — пояснил помощник президента.

А премьер-министр Георгий Квирикашвили заверил, что правительство использует все законные и демократические рычаги, чтобы не допустить в стране антигосударственной пропаганды. «…На СМИ лежит большая ответственность за то, чтобы антигосударственная информация не тиражировалась. Мы приветствуем решение Общественного вещателя о приостановлении предвыборной агитации, направленной против государственности и суверенитета страны», — заявил он.

«Центристы» не смутились тем, что большая часть грузинского общества была ими, мягко говоря, шокирована. В частности, Бедукадзе квалифицировал снятие партии с выборов как «установление диктатуры» в стране и подчеркнул, что «такого себе не позволял даже Саакашвили», и что вообще режим экс-президента был «более справедливым, чем нынешний». Он, правда, умолчал, что при его деятельном участии партия Саакашвили выборы проиграла.

Но от своей цели — получить депутатские мандаты в парламенте — «Центристы» не отказываются. По мнению экспертов, они могут объединиться с другой пророссийской партией — «Нейтральная Грузия», лидером которой является журналист Валерий Кварацхелия. «Выстрел» будет априори холостым, поскольку партия эта не рейтинговая.

В Грузии есть и другие скрытые и явные пророссийские партии — к последним, в частности, относится «Демократическое движение» экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе. Но у нее хватит дальновидности не связываться с «Центристами», которые преследуют непонятно какие цели. Создается впечатление, что они намеренно отвращают от России лояльную к ней часть грузинского электората. Потому как танки, флаги и портреты лидера другой страны в суверенном государстве носят устрашающую нагрузку. Равно как и личности тех, кто инициировал продвижение соответствующих «ценностей».

Бурджанадзе же ведет себя иначе. Она всячески старалась избегать квалификации России как страны-оккупанта, но чего не сделаешь перед выборами, чтобы прорваться в парламент. Нино Анзоровне, пару дней назад вернувшейся из очередного вояжа в Москву (о нем речь пойдет ниже), пришлось в эфире одного из грузинских телеканалов наконец-то выдавить из себя: «Я считаю, что Россия — оккупант, и что надо сделать все, чтобы ее войска были выведены с территории Грузии». Но при этом она подсластила (для внешнего, то есть российского пользования) «горькую пилюлю» тем, что «на территории Грузии не должны находиться и войска НАТО».

«Грузии, как стране маленькой, не нравится, когда Россия говорит, что территории у ее границ являются сферой ее интересов. Но когда США говорят о своих стратегических интересах в Ираке и в Афганистане, это не вызывает протеста», — напомнила политик.

Кстати, ее партия инициировала сбор подписей для объявления Грузии внеблоковой страной с соответствующей записью в Конституции. По мнению Бурджанадзе, если в Грузии не будет войск ни одного иностранного государства или организации, включая Россию и НАТО, это станет гарантом ее безопасности.

Что же касается частых поездок в Москву (Нино Анзоровна встречалась там даже с Путиным), пару дней назад, то есть за полтора месяца до парламентских выборов, у нее состоялась беседа со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным. По возвращении домой лидер «Демократического движения» сообщила, что встреча с Нарышкиным была «очень важной», и разговор с ним состоялся «очень интересный»: « Я еще раз убедилась в важности прямого диалога с высокопоставленными лицами России».

Экс-спикер заверила: она сделает все возможное, чтобы после выборов состоялся грузино-российский диалог на высшем уровне. Правда, не было уточнено, наделила ли ее соответствующими полномочиями грузинская сторона — на высшем, разумеется, уровне.

После визита в Москву Бурджанадзе сообщила журналистам и то, что Россия заинтересована во внеблоковом статусе Грузии, и наличие такового «может открыть новые перспективы в российско-грузинских переговорах». Она также проинформировала, что Москва хорошо понимает проблемы, существующие в грузино-российских отношениях, и «готова решить их в пользу обоих государств при равноправном диалоге».

Возникает вопрос: не впустую ли активничают пророссийские силы в Грузии, то есть, сумеют ли они хотя бы пройти в парламент, преодолев для этого 5-процентный барьер?

Прогнозы — дело неблагодарное, особенно в политике, и тем более — в грузинской. Но совершенно точно можно сказать, что носители «русской идеи» большинство в парламенте не наберут. Предположительно, несколько пророссийских политиков в парламент все же попадут, но на изменении внешнеполитического курса страны, официально ориентированного на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры, это не отразится. Так что серьезных шансов на успех у пророссийских сил в Грузии в настоящее время нет, и в Москве это прекрасно понимают.

Тем не менее, силы эти активничают все больше, и, как пишет газета «Резонанси» (Резонанс), в преддверии выборов «вместе с мягкой силой Россия активизирует на территории Грузии и военный компонент». В частности, на территории отколовшейся от Грузии Южной Осетии начались масштабные военные учения, которые продлятся аж до 16 сентября.

«Кавказоведы не исключают, что Россия к чему-то готовится. Примечательно, что …по информации военно-административной единицы России, Южного военного округа (ЮВО), в учениях на одновременно семи полигонах участвуют более 5000 военнослужащих ракетных и артиллерийских войск округа», — информирует грузинское издание.

По пояснению руководителя «Кавказского центра стратегических исследований» Мамуки Арешидзе, это очередные плановые учения, однако он не исключает, что связаны они и с геополитическими процессами.

«С одной стороны, эти маневры являются плановыми и проводятся каждый год, но с другой стороны, в 2008 году тоже проводились такие учения, и чем все это завершилось, мы хорошо помним. Эти учения прямо не связаны с событиями в Грузии, но я уверен, что они связаны с геополитикой. Мы живем в формате геополитических изменений, многое меняется, рушатся старые связи, создаются новые союзы, поэтому, я думаю, что учения связаны с этим. Кроме учений, происходит консолидация серьезных сил не только на Кавказе, но и у украинских границ», — сказал он.

Как сообщил Арешидзе грузинскому изданию, необходимо учесть и то, что «Россия всячески пытается усилить свое влияние на Черном море. Особенно после того как в Румынии были размещены ракетные комплексы НАТО. Поэтому учения могут завершиться небольшим эксцессом — никто не знает, что именно случится. Я не имею в виду военную агрессию против Грузии, потому что для этого поводов нет. Россия другими методами пытается вторгнуться в политическую и общественную плоскость Грузии и делает это довольно успешно. … Сегодня России нужно продемонстрировать свою силу на Южном Кавказе, чтобы добиться своих целей в некоторых странах Ближнего Востока, например, в Сирии. … Россия пытается усилить свое влияние на всем периметре, как на севере и юге, так и на западе. Единственным направлением, оставленным без внимания, является Восток (Китай)».

Словом, российская компонента в грузинской политике так или иначе присутствует — если не прямо, то косвенно, имея в виду геополитический срез. И тут очень многое будет зависеть от того, какими силами (в большинстве своем) будут укомплектованы осенью новый грузинский парламент, и, соответственно, правительство.

Возлагать большие интеллектуальные и дипломатические надежды на обе ветви будущей грузинской власти не приходится, поэтому при самом оптимистичном настрое удовлетворительным будет считаться уже то, что она не ввяжется в качестве разменной монеты в большую геополитическую разборку сильных мира сего, и хоть немного позаботится о повышении благосостояния своего народа.