Posted 31 августа 2016,, 10:10

Published 31 августа 2016,, 10:10

Modified 31 марта, 02:03

Updated 31 марта, 02:03

Адвокат Ходорковского углядела в иске Антонова к Литве политический подтекст

31 августа 2016, 10:10

Член адвокатской группы Михаила Ходорковского, известный российский юрист, профессор конституционного права Елена Лукьянова прокомментировала исковое заявление на 500 млн евро, которое экс-владелец литовского банка Snoras и латвийского Latvijas Krājbanka Владимир Антонов предъявил Литве, которую назвал «государством, неправомерно применившим власть для захвата чужой собственности».

Как сообщает Delfi, исковое заявление Антонова заинтересовало ее как прецедент действия нового российского Закона «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2016 года.

Лукьянова полагает, что этот Закон специально создан «под Антонова и таких, как он, которые не могут обратиться ни в какую юрисдикцию, кроме как в РФ». Она напоминает, что в Евросоюзе против бизнесмена возбуждены уголовные дела и «он больше нигде не может появиться», и выражает обеспокоенность созданием подобного юридического прецедента, от которого могут пострадать Литва и Латвия.

«Иск выглядит красиво, наукообразно и грозно», — отметила Лукьянова, заявив, что у нее есть ряд вопросов. В частности, ей непонятно, как исчислялась сумма иска и подсчитывался ущерб. «По тем суммам, которые фигурируют в прессе, похоже, что ущерб Антонова должен был быть оценен ниже. В иске ущерб состоит из двух частей — из собственно имущественного ущерба и из ущерба деловой репутации предпринимателя Антонова, сумма которого исчислялась по „коэффициенту деловой репутации“. Нужно точно понять, кто проводил эту оценку, и верны ли ее исходные параметры», — замечает она.

Лукьянова подчеркивает, что иск — абсолютно прецедентный, поскольку закон еще не прошел обкатки в российских судах. «Любопытно, как пойдет это дело. И еще вопрос — даже если в итоге дело будет решено в пользу Антонова, непонятен механизм признания этого решения литовской стороной. Как это реализуется на практике, из самого текста закона неясно», — считает она.

Адвокат пока не берется оценивать, что означает этот иск для самого Владимира Антонова — это «позиционирование, с целью ведения дальнейших переговоров со страной, которая предприняла достаточно жесткие меры в отношении бывшего инвестора» или «попытка отстаивания реальных имущественных интересов с использованием новых юридических инструментов».

Напомним, что литовский Банк Snoras был национализирован в 2011 году после того, как регуляторы обнаружили в его капитале дыру почти на 300 млн евро — банк признали банкротом, а в августе 2012 года ликвидировали. Власти Литвы утверждали, что Антонов и другой совладелец Раймондас Баранаускас похитили 500 млн евро со счетов банка, фальсифицировали отчетность и злоупотребили служебным положением. Сами банкиры обвинения опровергли и спешно перебрались из Литвы в Лондон. Вскоре процедуре банкротства подвергся и латвийский банк Антонова Latvijas Krājbanka. В июле 2015 года британский суд принял решение об экстрадиции обоих бизнесменов в Литву; чтобы избежать ее, бизнесмены покинули Великобританию и переехали в Россию. 27 мая текущего года Верховный суд Англии признал мажоритарного акционера и члена совета Latvijas Krājbanka Владимира Антонова виновным в причинении банку убытков 60,5 млн евро и $30,8 млн, которые стали результатом определенных сделок, осуществленных банком. На 22 сентября в Московском арбитражном суде назначено рассмотрение иска Антонова к Литве более чем на 500 млн евро. Всестороннюю поддержку бизнесмену оказывает Российский Общественный Фонд «Фонд защиты прав инвесторов в иностранных государствах». В апреле адвокаты из Германии, Чехии, США, Израиля и России обсудили на адвокатской конференции (коллоквиуме) концепцию иска и одобрили ее.