Posted 2 сентября 2016,, 21:04

Published 2 сентября 2016,, 21:04

Modified 31 марта, 02:01

Updated 31 марта, 02:01

О «восьмерке» можно забыть

2 сентября 2016, 21:04
Реверансы в сторону России, которые накануне саммита G20 делают политики на Западе, ни к чему не приведут, полагают эксперты.

Накануне начала в китайском Ханчжоу саммита двадцати наиболее развитых и развивающихся государств мира (G20), российские СМИ наперебой цитируют слова президента Франции Франсуа Олланда и министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, касающиеся России.

Так, Штайнмайер сказал: «несмотря на то, что конфликты в Сирии и на Украине продолжаются, мы не заинтересованы в том, чтобы исключить Россию из нашего клуба, в который входят крупнейшие экономики мира». По его словам, Германия хочет «избежать дальнейшей эскалации и восстановить утраченное доверие».

Схожие заявления не раз делал и президент Франции. Накануне саммита G20 Олланд заговорил о том, что ситуация вокруг Украины «наносит вред всем сторонам, в частности, совместным экономическим проектам, из-за санкций».

В Москве такие заявления истолковывают как готовность германского и французского руководства к восстановлению полноценного сотрудничества с Россией и признанию нынешнего международного статус-кво вокруг Украины.

Между тем, опрошенные обозревателем «Росбалта» эксперты без оптимизма смотрят на перспективу выхода отношений России с Западом на докризисный уровень и ее возвращения в элитный клуб мировой политики — G7, чтобы «семерка» вновь снова «восьмеркой».

В последних заявлениях Олланда и Штайнмайера в отношении России нет ничего нового, полагает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко. По его словам, позиция Германии в этих вопросах с 2014 года не претерпела существенных изменений и всегда выражалась в том, что «нельзя игнорировать Россию, нельзя исключать ее ни из европейского процесса по безопасности, ни из европейского экономического процесса». Та же позиция, считает эксперт, и у Франции. По его мнению, «ни Германия, ни Франция никогда не ставили вопрос об исключении РФ, ее изоляции или выдавливания. Поэтому тут ничего нового нет».

В то же время, отметил Мироненко, сотрудничество европейских стран с РФ зависит не только от европейских лидеров, но и от действий Москвы. Он считает, что «России предлагается еще раз внимательно проанализировать свою политику, прежде всего, по поводу украинского конфликта».

По словам специалиста, и США, и Франция, и Германия подчеркивают, что можно говорить о разных форматах, но выполнять Минские соглашения необходимо и украинской, и российской стороне. По мнению эксперта, целью западных стран остается «заставить Россию выполнять некие правила поведения, принятые в мире, и, во всяком случае, перестать поддерживать сепаратизм на востоке Украины». Он отмечает, что «хотя о Крыме уже никто не говорит, тем не менее, вопрос остается».

«G7, - уверен Мироненко, - не превратится в G8. Для этого русским и украинцам надо разобраться в своих отношениях». Он напомнил, что на днях экс-президент Украины Леонид Кравчук заявил, что надо разговаривать с Россией. Однако, как говорит эксперт, «тут сложилась тупиковая ситуация: как с ней разговаривать, если она не признает своего участия во всем этом?».

Чтобы Россия вновь вошла в элитный клуб наиболее развитых держав, необходим консенсус всех государств, составляющих «семерку», но его сегодня нет, сказал «Росбалту» вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. Он напомнил, что принцип приема (возвращения) той или иной страны в клуб G7 консенсусный и состоит в том, что если кто-то из его членов высказывается против, то стране-соискателю отказывают.

«Этим «кем-то» могут быть Соединенные Штаты, что вообще снимает вопрос. Поэтому какие-то сигналы, которые сейчас идут от министра иностранных дел Германии или от президента Франции, вряд ли будут реализованы», - полагает эксперт.

«Кроме того, для того, чтобы вернуться к формату G8, необходимо выполнить ряд условий, но я не думаю, что Россия на сегодняшний момент готова их принять», - отметил Макаркин. При этом он напомнил, что основные требования государств «семерки» к России относятся к ситуации в Украине и Сирии.

«По Украине — это уход с востока этой страны. При этом Крым может быть выведен за скобки. Штайнмайер его уже не упоминал, но Россия не готова оставить Донецк и Луганск и передать их Украине фактически. Юридически Москва признает их украинской территорией, но фактически от своего протектората, который там уже есть, Россия отказываться не намерена», - считает политолог. «Россия готова идти на выборы (в ДНР и ЛНР), но имея в виду, что эти выборы закрепят там статус-кво. Реально Москва не хочет оттуда уходить», - добавил Макаркин.

В Сирии, считает специалист, между Западом и РФ также много проблем. «Расхождения в мелочах, но реально это существенные мелочи. Так, Россия хотела бы, чтобы западная коалиция предоставила ей список целей, которые она не должна бомбить, а Запад, в свою очередь, хотел бы предоставить ей список целей, которые она бомбить может. Вроде бы нюансы, но очень важные», - отмечает специалист.

В Москве, по словам Макаркина, понимают, что западная коалиция «не может предоставить исчерпывающий список целей, среди которых оказались бы некоторые исламистские группировки, поскольку тогда получалось бы, что Запад с ними себя связывает. Россия же, как отметил политолог, не хочет связывать себя сражением только с «Исламским государством» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ), так как ее союзник президент Сирии Башар Асад постоянно просит о помощи в борьбе с другими группировками».

Казалось бы, это формальности, говорит Макаркин, но за ними, по его словам, стоят очень серьезные разногласия между РФ и странами G7. При этом, после того, как в январе 2017 года закончится президентский срок Барака Обамы, ситуация станет еще сложнее, «поскольку в случае прихода к власти в США Хиллари Клинтон, политика Америки в отношении России может ужесточиться».

Сигналы, которые подают сейчас Штайнмайер и Олланд, адресуются не только к России, но и к собственным избирателям, поскольку и в Германии, и во Франции предстоят выборы и в обеих странах есть много людей, которые против продолжения конфликта с РФ, пояснил Макаркин. По его словам, «во Франции это аграрное лобби, в Германии — компании топливно-энергетического комплекса, давно и тесно работающие с «Газпромом».

Тем не менее, «все будут говорить, что они не исключают восстановления отношений с Россией, что надо договариваться, но никто не будет делать решительных шагов», - прогнозирует политолог.

Александр Желенин