Posted 5 сентября 2016,, 09:30

Published 5 сентября 2016,, 09:30

Modified 31 марта, 02:00

Updated 31 марта, 02:00

Армении надоело быть «колонией России»

5 сентября 2016, 09:30
Оппозиция в Ереване разворачивает кампанию по «деколонизации» республики. Ее игнорирование может привести к серьезным последствиям для РФ.

В Армении растет количество людей, считающих себя политиками, а также простых обывателей, винящих во всех неудачах своей страны Россию. Соответственно, считают они, требуется максимально быстро освободиться от российского влияния во всех сферах и объединиться вокруг «главного» вопроса — «деколонизации от России». Еще недавно об этом говорили едва ли не шепотом, а сейчас — в полный голос.

Причем для решения этого «главного» вопроса, все оппозиционные политические силы, имеющие различные взгляды на ту или иную проблему, готовы консолидироваться. Отметим, что новая идея-фикс в армянском обществе получила развитие с легкой руки группы «Сасна црер» после того, как ее участники захватили территорию полка патрульно-постовой службы полиции в Ереване.

Напомним, по официальной информации, утром 17 июля текущего года группа вооруженных людей (31 человек) захватила и на протяжении двух недель удерживала 11 заложников — семерых сотрудников полиции и четверых работников «Скорой помощи». В итоге преступники после долгих переговоров сложили оружие и сдались властям. Однако инцидент не обошелся без человеческих жертв: во время захвата здания террористы убили полковника полиции Артура Ванояна и ранили двух полицейских. А 30 июля, как утверждает полиция, снайпер-террорист убил еще одного полицейского.

Возбуждены уголовные дела, по которым проходят 60 человек. 50 из них арестованы, двое находятся в розыске. Задержанные обвиняются по нескольким статьям уголовного кодекса Армении, включая захват заложников, зданий, строений, коммуникаций, средств транспорта и связи, подготовку к организации массовых беспорядков, незаконное приобретение, хранение, реализацию и ношение оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.

Примечательно, что далеко не весь оппозиционный спектр Армении, в том числе довольно популярная в стране партия «Наследие», однозначно открестился от террористов, и идея члена группы «Сасна црер» Варужана Аветисяна была ими подхвачена. Состоит она в том, что оппозиция не сможет сформировать новую власть и заняться решением национальных задач страны «в условиях колониальной зависимости от России». Соответственно, целью политической борьбы должна стать «деколонизация» Армении.

Как информирует армянское оппозиционное издание Lragir со ссылкой на «подсчеты российских экспертов», если в Армении еще пару лет назад «только у 18% наблюдались антироссийские настроения, то сейчас таковых 82%. Сейчас диапазон этих групп ширится — от политически умеренных и до самых радикальных. … призывы к консолидации, формулирование общей идеи вселяют надежду, что в парламент войдут силы, которые будут тверже выступать за суверенитет и, возможно, потребуют пересмотра кабальных армяно-российских отношений. … «Сасна црер» установили новую планку в политической повестке, и она станет мерилом «люстрации».

И далее: «Должна появиться новая Армения. И вопрос не в том, что будет с властью. Важно, как изменится общество, общественно-политическая жизнь, повестка. Повестка ниже установленной планки приведет общество к жалкому статусу коллаборационистов».

Не смущается армянская оппозиция не только откровенной героизацией «Санса црер», не имеющей отношения к цивилизованной политической борьбе, но и тем, что, мечтая освободиться от одного «колонизатора» — России, она лелеет надежду на его замещение другим — НАТО. Это, по понятным причинам, не входит в интересы России и ее союзников, и приведет к большой смуте как минимум на Южном Кавказе.

Разумеется, у сторонников идеи «деколонизации от РФ» есть и критики. Депутат армянского парламента Рубен Акобян задался вопросом: «О какой деколонизации идет речь, когда у нас есть пусть и слабая, но независимость?» Как передает TarmNews, политик заявил, что «если государство находится в таком состоянии, то никого не нужно обвинять, поскольку мы открыли свои двери и окна и приглашаем всех в свою спальню. Проблема в том, что мы сами хотим оставаться колонией».

По его словам, болезнью номер один армянского политического поля в течение последних 25 лет является то, что все считают себя единственными и неповторимыми: «Этот вирус очень опасен, и если к этому прибавляется еще и нарциссизм, то это означает, что наша политическая структура содержит довольно болезненные компоненты». Вообще же, считает политик, «Внутри оппозиции идет более серьезная борьба, чем борьба оппозиция — власти».

То, что Армения «хочет оставаться колонией», вряд ли можно подвергнуть сомнению: достаточно того, что она после распада СССР прилепилась к российскому подбрюшью, хотя в условиях правильной государственной политики могла этого не делать. То есть она укрылась за сильным, игнорируя тот факт, что в политике сильный не страдает альтруизмом и требует для себя стратегических преференций, что Россия и сделала.

Если бы в свое время Армения прилепилась не к России, которую, конечно, есть в чем упрекнуть (ее политика на Кавказе испокон веков не отличалась гибкостью и дальновидностью), а, скажем, к США, результат на данный период был бы, наверняка, тоже неудовлетворительным для армян. Возможно, не идентичный тому, который сегодня есть в республике, а с некоторыми вариациями. Но в период распада СССР Запад не особенно интересовался Арменией, а посему запоздал с тем, чтобы подмять эту республику под себя.

В чем сегодня армянская оппозиция обвиняет Россию? Основной претензией является уверенность в том, что она «работает» на Азербайджан, продает ему оружие на миллиарды долларов и способствует возвращению этой республике земель, оккупированных Арменией. У армян нет уверенности, что Москва намерена отдать «врагу» и Нагорный Карабах, но в таком случае, подозревают они, Россия введет в эту непризнанную республику своих миротворцев и еще больше закрепит собственное присутствие в регионе — с военной базы в армянском городе Гюмри, Россия, как известно, уходить не собирается.

К тому же Россия «прихватила» едва ли не все стратегически важные объекты Армении. В частности, «Газпрому» отошла вся газовая инфраструктура республики, и, вероятно, ему же будет передан и 40-километровый участок газопровода на границе с Ираном. Как пишут армянские СМИ, в счет долга Ереванской ТЭЦ, помимо прочих энергообъектов, «Газпрому» перешли и трубы так называемого «общинного значения», проложенные при поддержке Всемирного банка и принадлежащие Армении. И в довершение к этому «грабежу», говорят в Ереване, Армения платит своему «стратегическому партнеру» 150 долларов за тысячу кубометров газа — это на границе. Многие армяне уверены, что если бы не их антироссийские выступления, стоимость газа для республики была бы значительно большей.

А вот внутри страны газ якобы обходится уже 250 долларов дороже. Как говорят критики «российского грабежа», эти деньги «идут в карманы «Газпрома» и армянской власти». При этом Россия блокирует транзит иранского газа по газопроводной системе Армении в Грузию с выходом на Европу. Неизвестно, однако, можно ли доверять этой информации, поскольку грузинская сторона неоднократно заявляла, что о подобных планах ей ничего неизвестно.

Что касается передачи Ереванской ТЭЦ «Газпрому» в счет долга. Министерство энергетики и природных ресурсов Армении категорически опровергло эти слухи, заявив, что «они не имеют ничего общего с реальностью». По информации этого ведомства, в последние месяцы значительная часть долга была погашена, и в настоящее время он составляет 33,8 миллиона долларов, а не 52,3 миллиона, как об этом пишут армянские СМИ. «Погашение оставшейся части долга планируется в ближайшем будущем», — сообщила пресс-служба Минэнерго.

Но вернемся к собственно «деколонизации». Основной акцент в соответствующем процессе делается на выводе российской военной базы из Гюмри как «избавлении от российской военной, экономической и моральной экспансии», а также подготовке страны к интеграции с Евросоюзом. Но все ли государства ЕС сочувствуют в этом деле Армении, имея в виду откровенно террористические действия радикальной части ее оппозиции?

Вообще же похоже на то, что Армения остается без союзников: во-первых, потому, что у многих на Западе вызывает закономерное отторжение террористическая активность оппозиции и сочувствующего ей электората; во-вторых, в силу неблагоприятной геополитической обстановки, в которой сегодня находится эта страна. Неблагоприятность основана преимущественно на решимости России не только не уходить с Южного Кавказа, но и расширить свое присутствие в регионе; подвешенном состоянии армяно-азербайджанского и карабахского конфликтов, «курируемых» сейчас Москвой; неожиданностью возрождения российско-турецкого альянса с возможностью присоединения к нему Ирана и Азербайджана; на сирийской и иной ближневосточной проблематике.

К тому же Запад прекрасно понимает, что углубление нестабильности на Южном Кавказе, в частности в Армении, приведет к появлению «черных дыр» в системе безопасности этого и соседних с ним регионов, что отразится и на безопасности самого Запада; повлечет за собой расширение военного присутствия России, которая непременно кинется «латать дыры». Так что упование армян на то, что «Запад нам поможет», можно считать полным блефом: он, скорее, отвернется от Армении до более подходящих времен, сделав при этом хорошую мину.

В частности, Евросоюз, вероятно, активизирует переговоры с Арменией по новому соглашению в рамках программы ЕС «Восточное партнерство». Напомним, что Армения была готова подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС, но в последний момент отказалась это делать в пользу евразийской интеграции. Брюссель не скрыл своего крайнего возмущения по этому поводу, но затем спохватился и решил выстраивать хоть какие-то отношения с Арменией, чтобы окончательно не потерять на нее влияние.

Вряд ли сторонники «деколонизации» Армении, на которую, по их мнению, потребуется год, не понимают значения этой «хорошей мины», но они тоже делают ее при крайне плохой игре. Так, задержанный член группы «Сасна црер» Варужан Аветисян распространил заявление, в котором пояснил, что для деколонизации прежде всего нужно сбросить «колониальный режим» и «нынешний режим», а затем сформировать правительство народного (не путать с национальным) согласия, которое будет придерживаться позиции «Ни пяди земли».

По его мнению, Армения не может существовать в «российско-турецком» формате. На «деколонизацию» он отводит минимум один год, в течение которого также следует провести «десоветизацию», пересмотр договоров с Россией, в частности, о ее пограничниках в Армении, о базе в Гюмри, выходе республики из ОДКБ и ЕАЭС. Ответственность за реализацию этой программы он «возложил» на армянский народ.

Тут возникает вопрос: кто пытается устроить в Армении революцию — террористы, «патриоты-дилетанты», или просто дилетанты, которые отрабатывают заказ внешних сил? Вероятно, что все вместе. Но поскольку дело дошло до той ситуации, которая сейчас сложилась в Армении, можно говорить и о политическом дилетантизме ее властей, равно как о крайне недальновидной политике России на Южном Кавказе.

То есть проблема этого региона комплексная, и вызвана она рядом причин. Трудно поверить в то, что армянская оппозиция, а также та часть «простых людей», которые твердят о «деколонизации», выводе российской базы из Гюмри, выходе из ОДКБ свято верят в то, что это возможно. Достаточно упомянуть карабахский и армяно-азербайджанский конфликты, которые в таком случае непременно закончатся большим кровопролитием и уже не деколонизацией Армении, а деоккупацией занятых ею азербайджанских территорий.

Также трудно поверить в то, что армяне перестали панически бояться Турции, охрану границы с которой сейчас несут российские пограничники. И совершенно наивно уповать на то, что Россия «возьмет шинель» и спокойно уйдет из Армении, то есть фактически подарит Западу весь стратегически важный для нее регион, ограниченный не только Южным Кавказом. Так в чем же выход?

Вероятно, в законной смене власти в Армении на более прагматичную, дипломатически хорошо подготовленную, деятельную и способную не прогибаться под кем бы то ни было — будь то Россия или Запад. Армяне почему-то не научились торговаться с Россией и отстаивать свои национальные интересы не в ущерб отношениям с Москвой.

Тут можно возразить: дескать, торг неуместен, когда над тобой дамокловым мечом нависают Азербайджан и Турция. Но торг всегда уместен и даже необходим, если его ведут не профаны, а профессионалы с, подчеркнем, незапятнанной репутацией в самом армянском обществе; те, кого невозможно заподозрить в коррупции, клановости, бесхозяйственности, отсутствии дипломатической уступчивости или напротив — жесткости там, где это необходимо для отстаивания государственных интересов. И совершенно прав уже упомянутый депутат Акобян, что никого не следует винить, если сам всех впускаешь в свою «спальню». Ну, а если впускаешь, то получаешь то, что в итоге имеет сегодня Армения.

Небезынтересно, как Россия будет реагировать на требование «деколонизации» Армении. Станет ли это для нее уроком, и она ослабит вожжи в этой стране или напротив — закусит удила? Последний вариант в среднесрочной перспективе может обернуться для нее самой большими бедами и полным демонтажем имеющейся архитектуры безопасности на Южном Кавказе, а, значит, в Каспийском регионе и на Ближнем Востоке.

И если это произойдет, Россия традиционно обвинит в дестабилизации обстановки «внешние силы». В некотором роде она будет права. Но полностью проанализировать ситуацию она сможет только тогда, когда объективно и без прикрас ответит на вопрос: почему значительная часть армянского общества, долгие годы искренне курившая фимиам России, так остервенело ополчилось против нее?

Ответ, что «армяне неблагодарные», не засчитается. Причину происходящему России придется искать в себе, в геополитической безграмотности прежней и нынешней власти Армении, в ее полной внутриполитической и социально-экономической несостоятельности, породившей очень опасный синдром — героизацию незаконной вооруженной группировки, не только и не столько бросившей вызов правящему режиму, сколько ставшей виновницей гибели ни в чем неповинных людей.

Ирина Джорбенадзе