Posted 8 сентября 2016,, 17:11

Published 8 сентября 2016,, 17:11

Modified 31 марта, 01:57

Updated 31 марта, 01:57

«Российский след» ухода Абрамяна

8 сентября 2016, 17:11
Отставка премьера Армении не стала сенсацией. Гораздо больше интригует возможное назначение новым главой правительства «человека «Газпрома».

Премьер-министр Армении Овик Абрамян на заседании правительства республики заявил о своей отставке. В принципе, она была закономерна и ожидаема, и никого особо не удивила. О возможных причинах ухода с этой должности (а соответствующее решение, разумеется, было принято президентом Сержем Саргсяном), будет сказано ниже. Пока же обратимся к самому экс-премьеру, уже «обосновавшему» причину своей отставки, растиражированную местными СМИ.

«Несмотря на нашу гордую независимость, которая создается каждодневной кропотливой работой и непоколебимой храбростью стоящего на границе солдата, мы еще остаемся страной с переходными проблемами. Для улучшения нынешней экономической и социальной ситуации нам требуется приложить общие усилия общества и правительства, для чего необходимы новые подходы и новое начало. По этой причине я решил подать в отставку и предоставить президенту возможность сформировать новое правительство», — сказал Абрамян.

Он также поведал о «положительных результатах» работы возглавляемого им правительства, и из изложенного экс-премьером получается, что гордиться можно разве что тем, что оно приложило большие усилия «для формирования диалога с разными группами общества».

Абрамян также отметил, что, несмотря на искренность и реалистичность подхода правительства к различным проблемам, армянское общество продолжает оставаться поляризованным. Основную причину такого положения дел он видит в «разногласиях, подпитываемых геополитическими, внешнеэкономическими и военными вызовами». Это, по его мнению, мешает быстрому решению насущных проблем — будь то экономические или борьба с коррупцией.

Отметим, что Абрамян является заместителем председателя правящей Республиканской партии Армении, которую возглавляет президент Саргсян. Бывший премьер также руководит Антикоррупционным советом республики, созданным, как говорят, по настоянию США. Во всяком случае, Агентство международного развития этой страны (USAID) очень быстро выделило совету 750 тысяч долларов, однако предупредило, что если правительство США не увидит видимых результатов его работы, то финансирование прекратится. Если верить некоторым армянским экспертам, ни видимого, ни невидимого результата деятельность Антикоррупционного совета не принесла.

О совете сказано не случайно, поскольку вопрос, останется ли Абрамян его руководителем, остается пока открытым. По идее, эту должность должен совместить новый премьер, и вот тут-то начинается самое интересное, поскольку на этот пост прочат Карена Карапетяна — экс-мэра Еревана, который в настоящее время работает заместителем генерального директора по вопросам стратегии и развития «Межрегионгаза», являющегося дочерней компанией ненавистного в Армении «Газпрома». Напомним, этому газовому гиганту отошла практически вся газовая инфраструктура Армении, что усилило антироссийские настроения в республике. Ранее Карапетян был первым вице-президентом российского «Газпромбанка».

Карапетяну, если выбор действительно остановится на нем, предстоит возглавить анонсированное Саргсяном «правительство национального согласия», что звучит, как издевка, поскольку ни в армянском обществе, ни в политических элитах нет даже намека на попытку этого самого «согласия». В общем, Саргсян, имея в виду майданные настроения в республике, пытается оттянуть нежелательную для него развязку, прикрываясь новой вывеской со старой идеологией — «правительством национального согласия».

Но обратим внимание, на каком именно фоне Саргсян решил «менять коней на переправе». А фон таков: большой сегмент армянского общества требует «деколонизации» от России; страну ожидают выборы разного уровня. И главное: Армения переходит от президентской формы правления к парламентской, а, как известно, при ней первым лицом государства является премьер. В Армении считают, что конституционные изменения Саргсян «протащил» под себя — по закону, он уже не может баллотироваться на третий президентский срок и поэтому подготовил себе новое «первое место». То есть после предстоящих парламентских выборов он может стать премьером — опять первым лицом страны.

Игра эта довольно рискованная, если брать за основу, что сейчас премьером станет Карапетян, которому вскорости могут в лучшем случае предложить пост президента Армении: как говорят в ереванских коридорах власти, на него претендовал Абрамян. Однако весьма сомнительно, что он сумеет «переиграть» Карапетяна, поскольку последний не может не считаться «ставленником Москвы», учитывая его газпромовскую биографию, а также антироссийские настроения в армянском обществе, которые России необходимо контролировать и направлять в «правильное» русло». Но как отреагирует на это большая часть армянского общества, которая и без того бурлит в контексте неприемлемо широкого для нее российского присутствия в республике?

Интересен еще один аспект: если премьером все же станет Карапетян, как отреагируют на это Евросоюз и США, имея в виду их большую «любовь» к «Газпрому», и как будут впредь складываться отношения Еревана с Брюсселем и Вашингтоном? И не откажется ли USAID от финансирования Армении или, напротив, будет расширять его для подготовки, посредством гражданского сектора республики, к развитию событий в этой стране по вашингтонскому сценарию.

Надо сказать, что уход Абрамяна с поста премьера — не большая потеря для Армении. Никаких полезных и судьбоносных реформ для своей страны он не провел. Правда, от него мало что зависело, поскольку практически все вопросы в Армении решает президент Саргсян — кроме, разумеется, тех, которые интересны Москве, и решение которых она берет на себя.

Но с отставкой Абрамяна в Армении начнется серьезная перегруппировка политических и финансовых сил. Не факт, что она приведет к относительной стабильности и затишью в республике.

Однако сейчас Армения временно притихла — в ожидании официального назначения «ставленника России армянского происхождения» или все же кого-то другого. По Конституции новый премьер должен быть назначен в десятидневный срок после принятия президентом республики отставки правительства. А Кабмин должен быть сформирован в двадцатидневный срок после назначения премьера.

Ирина Джорбенадзе