Posted 27 сентября 2016,, 14:10

Published 27 сентября 2016,, 14:10

Modified 31 января, 12:06

Updated 31 января, 12:06

Впереди война всех против всех

27 сентября 2016, 14:10
Поставки оружия в зону сирийского конфликта будут означать прекращение каких-либо попыток заключить перемирие.

Россия и Иран не смогли найти общий язык с США, Великобританией, Турцией и странами ЕС. Теперь уже не только Москва обвиняет Вашингтон в невыполнении ранее взятых на себя обязательств, но и американцы требуют от русских выполнять свои обещания. Доверие умерло после бомбежек американцами позиций войск Башара Асада и атаки на гуманитарный конвой ООН, в которой обвиняют сирийскую и российскую авиацию.

К чему все это может привести? Налицо первые симптомы возвращения к ситуации годичной давности, когда в Сирии турецкий истребитель мог сбить российский бомбардировщик, а американцы открыто опасались прямого военного столкновения с ВВС РФ.

Камень преткновения - Алеппо, до начала гражданской войны второй по населенности город в Сирии. Контроль над ним правительство президента Башара Асада утратило достаточно быстро, так что город преимущественно оставался в стороне от многочисленных линий фронта и в нем продолжала оставаться значительная часть от его довоенного населения, насчитывавшего около 4 млн жителей.

Вмешательство России и Ирана в сирийский конфликт на стороне Башара Асада серьезно изменило баланс сил, так что остатки сирийской регулярной армии смогли начать наступление не только на исламистских боевиков, но и на контролируемый преимущественно умеренной оппозицией Алеппо. Вначале город отсекли от помощи из Турции, которая исторически претендует на весь этот регион, частично населенный «туркоманами», то есть родственными туркам сирийскими туркменами. Затем начались бомбардировки.

Собственно, именно обещание оставить Алеппо в покое и было одним из главных козырей России и Башара Асада на переговорах с США по созданию общего плана урегулирования в Сирии. Да и не только с американцами, но и с турками и европейцами этот аргумент работал очень неплохо. Турецкие власти были заинтересованы в сохранении автономного от Асада Алеппо, который в отдаленном будущем стал бы сильным переговорщиком на потенциальном конгрессе по восстановлению сирийского государства. Европейцы страшно опасались резкого роста числа беженцев из Сирии, неизбежного в случае взятия города войсками Башара Асада.

Пусть даже сейчас население Алеппо уменьшилось более чем вдвое, все равно полтора-два миллиона беженцев — это очень много и что с ними делать никто не знает. Ведь понятно, что тридцатью евро в месяц, которые ЕС пообещал сирийским беженцам, живущим во временных лагерях на территории Турции, расходы ограничить не удастся.

Переговоры между «асадовской» и «алепповской» коалициями тянулись долго, но прийти к окончательному соглашению так и не удалось. Вначале стороны перешли к взаимному шантажу. Затем американцы «по ошибке» ударили по позициям асадовских военных. После этого пошли слухи, что россияне и асадовцы ударили по какому-то американскому штабу.

Информации, подтверждающей это, не появилось, зато был уничтожен гуманитарный конвой, следовавший в Алеппо. Россия свое участие в этой атаке отрицает, но скандал на обсуждении этого вопроса в Совбезе ООН показывает, что Москве в этом вопросе никто не доверяет.

Война всех против всех пока не началась, однако шансов избежать возвращения в хаос годичной давности практически не осталось. Более того, Великобритания уже предлагает рассмотреть вопрос о введении против России санкций из-за ее позиции по Сирии. В свою очередь министр иностранных дел РФ Сергей Лавров говорит, что переговоры с американцами не имеют шансов возобновиться.

Наконец, арабские СМИ пишут, что США прекращают сдерживать Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива, которые рвутся начать поставки сирийским боевикам переносных зенитно-ракетных комплексов. Они способны причинить серьезный урон авиации, правда, не только российской или сирийской, но и турецкой, и американской, поскольку надо понимать, насколько сложны процессы гражданской войны и как условен контроль над оружием в зоне конфликта.

В любом случае, поставки вооружения в зону конфликта — это явный признак прекращения каких-либо попыток установить перемирие. Ну и, разумеется, это говорит о возвращении к угрозе прямого военного столкновения России и стран-членов НАТО на сирийской территории.

Иван Преображенский