Posted 28 сентября 2016,, 17:50

Published 28 сентября 2016,, 17:50

Modified 31 января, 12:07

Updated 31 января, 12:07

Армения станет «щитом»?

28 сентября 2016, 17:50
В Ереване ждут президента Ирана Роухани, а вместе с ним — «экономического прорыва». Но, скорее всего, у Тегерана другие планы: главное — безопасность в регионе.

Визит президента Ирана Хасана Роухани в Армению состоится в ближайшее время — официальные источники точную дату пока не назвали. Армянское руководство не скрывает, что ждет от визита иранского президента развития имеющихся и старта новых транспортных, экономических и энергетических проектов. Но Тегеран, скорее всего, больше стремится получить исчерпывающую информацию о наличии или отсутствии возможностей мирного урегулирования карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов. Желание Ирана понятно: во-первых, он граничит и с Азербайджаном, и с Арменией, и опасается дестабилизации обстановки на своих границах.

Во-вторых, при военном обострении армяно-азербайджанских отношений в регионе повысится роль Турции, которая, естественно, выступит на стороне Азербайджана (и формы тут могут быть разными), что никак не устроит Иран.

В-третьих, новая карабахская война может спровоцировать актуализацию темы объединения «двух Азербайджанов» — северного и южного (иранского).

Кроме того, она поставит крест на транспортном проекте Ирана Персидский залив — Черное море с использованием территорий Армении, Грузии и Азербайджана.

В общем, если война грянет, это крайне не устроит ни Иран, ни его союзника — Россию. Обе страны предпочитают сохранить конфликт в замороженном состоянии, поскольку процесс мирного урегулирования, еще недавно выглядевший многообещающе, как видно, застопорился.

Отметим, что хоть Иран и не участвует в Минской группе ОБСЕ по карабахскому урегулированию, он приложил немало усилий к тому, чтобы Баку и Ереван решили свои проблемы мирным путем. Причем к процессу урегулирования Иран подключился едва ли не сразу же после того, как стороны стали активно стрелять друг в друга, но его многолетние старания не дали положительного результата. Однако быстро меняющиеся геополитические реалии все же вынуждают Баку и Ереван учитывать иранский фактор.

Напомним, что недавно Роухани находился в Баку, где состоялась его встреча с президентами Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. Разумеется, стороны обсудили и карабахскую проблематику. А вскоре Роухани встретится с президентом Армении, но уже с соответствующим «бакинским багажом». Не исключено, что Иран снова предложит свои услуги в урегулировании. Но он, как минимум, должен наверняка знать, от чего «плясать». В частности, к чему больше склоняется сейчас армянский политический спектр — к независимости Карабаха, которую Ереван, кстати, не признал, или к его присоединению к Армении. Оба этих варианта обсуждаются в армянских политических кругах, и в большей или меньшей степени исключают возможность мирного урегулирования.

То есть вариант урегулирования, по которому для начала Армения возвращает Азербайджану пять из семи оккупированных территорий, а вопрос статуса НКР решится позже, скорее всего, можно считать отложенным.

Армения сейчас испытывает трудные времена — речь идет не только об экономике, но и внутриполитической турбулентности, а также опасности новой войны, и ей крайне необходим политический союзник. Отношения между Тегераном и Ереваном традиционно хорошие, но непосредственно встревать в армяно-азербайджанскую войну Иран не станет. Вполне возможно, что и Турция откажется от прямой военной помощи Азербайджану, поскольку у нее достаточно «открытых фронтов», а также скрытых и явных врагов. Поэтому в случае войны Анкара подсобит Азербайджану, но ровно настолько, насколько это не обострит ее отношения с Россией и США.

В общем, надо думать, что Роухани едет в Армению в большей степени для детальной «рекогносцировки» армянской «почвы» на предмет Карабаха. А иранские оценки и интересы в данном контексте схожи с российскими — обе страны заинтересованы в надежном поясе безопасности для самих себя.

Но, разумеется, Иран больше заинтересован в сильной Армении, чем в сильном Азербайджане, поскольку последний является для него менее надежным партнером, имея в виду его отношения с Турцией и Израилем, а также общий геополитический контекст, включающий сирийскую и каспийскую проблематику. Напомним, что позиции Ирана и России по Сирии схожи. Кстати, недавно министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил в своем выступлении в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке, что его страна не соревнуется с Россией за военное лидерство в Сирии, поскольку Тегеран и Москва имеют в этой стране «схожие цели».

Между тем понятно, что Роухани едет в Ереван не только за «политикой», но и с намерением, насколько это сейчас возможно, развить экономические отношения с соседней республикой, последовательно выступавшей за снятие санкций с Ирана, хотя к «голосу» Армении в высших политических сферах никто не прислушивался. Как сказал Роухани летом на встрече в Тегеране с главой армянского МИД Эдвардом Налбандяном, несмотря на прогресс в различных сферах двустороннего сотрудничества, имеется большой потенциал, и его необходимо реализовать.

Стороны также акцентировали внимание на возможности сотрудничества не только в двустороннем, но и многостороннем форматах. В частности, в ожидании визита Роухани посол Ирана в Армении Сейед Казем Саджади заявил, что Иран готов предоставить Армении все свои возможности, и, в свою очередь, воспользуется потенциалом армянской стороны в качестве моста на рынки ЕАЭС.

«Иран и Армения имеют многолетние дружеские отношения и всегда стояли рядом друг с другом. Учитывая то, что Армения является членом ЕАЭС, у двух стран появились хорошие перспективы для развития бизнес-контактов», — цитирует посла агентство Новости — Армения. Он также подчеркнул, что отмена визового режима между двумя странами позитивно отразится на двусторонних отношениях, и в первую очередь — на экономических связях.

Как сказал заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян, «Одним из приоритетов в политике Тегерана является Ближний Восток, вместе с тем в качестве второго по уровню важности региона Иран рассматривает Южный Кавказ», с республиками которого он пытается развивать отношения. И соседняя Армения является для Ирана важной как с политической, так и с экономической точки зрения.

В частности, министр транспорта Ирана подтвердил, что его страна продолжит работы, чтобы связать железной дорогой приграничный город Тавриз с Арменией, что необходимо в контексте создания Транспортного коридора «Север-Юг». Кроме того, речь идет о выходе Ирана к Черному морю. Далее: стороны достигли договоренности о создании в армянском городе Мегри свободной экономической зоны, которая даст возможность бизнесменам стран Евразийского союза и Ирана открывать предприятия и выпускать продукцию для ее экспорта на общий рынок ЕАЭС.

Эксперт-иранист также опроверг мнение, в соответствии с которым сближение Ирана с Азербайджаном вытеснит Армению из иранских региональных программ. «Все наши страхи, касающиеся сближения Ирана с Азербайджаном, а также того, что в результате этого Армения будет обделена вниманием с иранской стороны, в каком-то смысле развеялись, учитывая развития последнего времени», — сказал он.

К этому добавим, что Армения считает крайне необходимой для себя возобновление строительства Мегринской ГЭС, замороженной из-за блокирования денег Ирана в банковской системе.

Еще одним важным совместным проектом является строительство третьей линии электропередачи между Арменией и Ираном мощностью в 400 кВт. Соглашение о строительстве третьей линии ЛЭП было подписано еще в 2004 году, однако оно постоянно откладывается из-за финансовых проблем.

И все же в настоящее время Иран видит в Армении, в большей степени, «щит безопасности» и возможность выхода в европейские страны. Но при этом Армения не должна зевать и максимально использовать заинтересованность Ирана в республике. «Не зевать» означает создание условий для развития экономики, благоприятной среды для вложения иностранных инвестиций, эффективную борьбу с коррупцией и проявление большей гибкости и сговорчивости в урегулировании карабахского конфликта.

В определенных кругах Армении бытует мнение, что Россия не допустит тесной смычки Ирана и Армении, дабы не утратить свою доминирующую роль на Южном Кавказе. Но доминанта Москвы на данном этапе очевидна только в Армении — в отношении Грузии и Азербайджана проводится совершенная иная политика, и здесь Россия уже не может разгуляться настолько, насколько она того желает. Так что Ереван может найти возможность не кивать на все Москве, а проводить собственные интересы — хотя бы в области экономики.

Но обратим внимание на «марафон» встреч последнего времени президента Путина с президентами Азербайджана, Армении, Ирана и Турции. Встречи эти можно назвать региональными, да такими они, с географической точки зрения, и являются, поскольку Южный Кавказ граничит с Ближним Востоком. Принято считать, что сирийская проблематика, которую, естественно, Путин обсуждал со своими коллегами, гораздо важнее карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов.

В глобальном, мировом масштабе, это, конечно, верно. Но вооруженный конфликт на Южном Кавказе аукнется и России, и Ирану, и Турции, вынудит эти страны разделить свое внимание и соответствующие действия между Сирией и Южным Кавказом. А такой ситуации пытаются избежать и Россия, и Иран, и Турция.

Таким образом, цель визита в Армению Роухани, который уже встречался и с Алиевым, и с Путиным, и с Эрдоганом, понятна. Вопрос лишь в том, насколько успешными будут его переговоры с президентом Армении в контексте предотвращения военных действий в зоне карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов.

Ирина Джорбенадзе