Posted 10 октября 2016,, 09:45

Published 10 октября 2016,, 09:45

Modified 31 марта, 01:37

Updated 31 марта, 01:37

Армения в «режиме ожидания»

10 октября 2016, 09:45
Новое правительство в Ереване ставит амбициозные задачи, но пока очевидны лишь продолжение гонки вооружений и отсутствие успеха в карабахском урегулировании.

Новое правительство Армении наконец-то сформировано по вкусу и предпочтениям бывшего высокопоставленного чиновника «Газпрома» Карена Карапетяна, который был срочно вызван на родину для того, чтобы возглавить кабинет министров и безотлагательно начать проведение реформ в стране. Без всякого преувеличения можно сказать, что реформы являются заказом армянского общества, но оно по-разному видит их суть.

Одни, и их немало, предпочитают смену внешнеполитического курса страны с пророссийского на прозападный, другие полагают, что «только Россия нам поможет». В одном армяне едины — они, как минимум, ждут от нового правительства улучшения своего благосостояния и решения карабахского конфликта в пользу Еревана и Степанакерта.

Карапетян и старо-новый кабинет министров (некоторые сохранили свои портфели), а также президент Серж Саргсян декларируют решение весьма амбициозных задач, однако как они их будут решать — большой вопрос. По словам Карапетяна, он «очень беспокоится» за армянскую экономику и вернулся для ее спасения.

Состояние экономики он охарактеризовал как «чрезвычайно тяжелое». Заявив, что новые министры хорошо себя проявили на прежних местах работы и вообще они являются «носителями новой культуры», премьер, тем не менее, назначил главой Минэкономики «старое лицо» — Сурена Караяна, ранее занимавшего должность заместителя министра международной экономической интеграции.

На своем посту остался один из ключевых министров — глава МИД Эдвард Налбандян. Но самым интересным, причем — последним, было назначение главы оборонного ведомства: им стал бывший руководитель администрации президента Виген Саркисян. Новый министр обороны — лицо гражданское, но это, считают в армянских политических кругах, не суть важно. Гораздо существеннее то, что он — человек Саргсяна, и вооруженные силы страны будут находиться в полном подчинении президента. А это крайне актуально в условиях нерешенности карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов.

Персону нового министра обороны в армянских экспертных кругах считают не вполне однозначной с точки зрения его внешнеполитической ориентации. Саркисян слывет интеллектуалом — он выпускник Ереванского государственного университета и известной американской Школы права и дипломатии имени Флетчера. Имеет степень магистра по этим двум дисциплинам.

Поговаривают также и о прозападной ориентации Саркисяна, что весьма привлекательно для определенной части армянского общества. Но в то же время на государственном уровне он курировал едва ли не все армяно-российские политические и иные проекты и является далеко не новичком как во внешней, так и в оборонной политике. Соответственно, он одинаково осведомлен в вопросах участия Армении в ОДКБ и взаимодействии республики с НАТО.

Но вот какой может быть роль Саркисяна в урегулировании карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов, сказать трудно. На данном этапе в лучшем случае можно рассчитывать только на тактическое затишье в конфликтной зоне, однако в крайне неблагоприятных условиях.

В частности, на днях госсекретарь США Джон Керри выступил с весьма не обнадеживающим заявлением, в соответствии с которым условия для преодоления конфликта вокруг Нагорного Карабаха еще не сложились. «В сегодняшнем мире есть некоторые замороженные конфликты, в том числе Нагорный Карабах, Азербайджан-Армения, в которых в настоящее время не просматривается возможность урегулирования, прежде всего, поскольку лидеры не готовы», — цитирует Керри ТАСС.

В принципе, на сей раз Керри не погрешил против истины, то есть констатировал факт: ни Серж Саргсян, ни президент Ильхам Алиев не склонны уступать свои позиции. Как видно, Москва, фактически взяв процесс урегулирования в собственные руки, пока не в состоянии справиться с проблемой, которая имеет прямое отношение к безопасности России и уровню распространения ее влияния на Южном Кавказе. А международные посредники — Минская группа ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, похоже, крепко спят.

Что с этим может поделать новый глава оборонного ведомства Армении? Только следовать политике президента Саргсяна, который, вероятно, согласовывает все действия Армении в конфликтной зоне с Россией, а также пробивать поставки российского вооружения в Армению. То есть на полную катушку втянуться в гонку вооружений с Азербайджаном, исход которой тоже зависит от России, поставляющей вооружение и Армении, и Азербайджану: официально — для «баланса сил». Но армянам от этого не легче: они воспринимают такую ситуацию как «двуличие» российской политики.

Как бы то ни было, а с формированием нового армянского правительства ситуация в зоне карабахского конфликта, похоже, ухудшилась. Во всяком случае, министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики распространило в конце минувшей недели заявление, в котором обвинило Азербайджан в «целенаправленном обострении ситуации на передовой».

Конкретнее, пояснил Степанакерт, увеличилось количество случаев нарушения режима прекращения огня с использованием крупнокалиберных пулеметов ДШК, снайперских винтовок «Черная стрела» и «Истиглал», гранатометов АГС-17. Но в тот же день министерство обороны Азербайджана сообщило, что Вооруженные силы Армении, используя 60-миллиметровые минометы и крупнокалиберные пулеметы, обстреляли позиции азербайджанских ВС. Не возвращается ли ситуация в конфликтной зоне к печально известной апрельской?

Но вернемся к новому премьеру, который объявил войну коррупции, и привлек, по его словам, к работе правительства «профессионалов», преимущественно занятых в коммерческих структурах. На вопрос одного из депутатов, где Карапетян возьмет деньги на достойную оплату труда этих перешедших в правительство людей, премьер, по информации Новости — Армения, ответил: «Мы договаривались говорить честно — я не знаю, откуда возьму средства».

Он также сообщил, что «для повышения эффективности системы госуправления мы должны обязательно обсудить данный вопрос, в противном случае не будет качественных управленцев, это реальная проблема». Здесь же отметим, что сам Карапетян является также и доктором экономических наук, и такую же ученую степень имеют еще четверо членов правительства. От них президент Саргсян требует стать «локомотивом и двигателем реформ в Армении». Но вопрос «заправки локомотивов и двигателей» остается открытым, а это означает, что о борьбе с коррупцией можно забыть.

Правда, тут можно возразить, что новые министры, пришедшие из коммерческих структур, сыты и без бюджетных зарплат. Но как быть с чиновниками более низкого ранга, когда им платят символическое жалованье, а искушений «левого» заработка — навалом?

Кстати, новое правительство еще не рассказало главного — как и за счет чего оно собирается устроить сносную жизнь своим соотечественникам. Пока оно только и говорит, что «денег нет». По-видимому, грузинский опыт пополнения бюджета времен президентства Михаила Саакашвили в Армении не рассматривается. Напомним, экс-президент Грузии вынудил олигархов вернуть бюджету страны то, что они ему задолжали, или получили путем различных махинаций.

Опосредованно, без упоминания грузинского опыта, похожий вопрос ставит армянское издание Lragir. «Новое правительство, — пишет оно, — осуществляет два параллельных процесса. С одной стороны, в отставку отправляются чиновники, пользующиеся в обществе недоброй славой олигархов, а с другой — правительство пытается выправить экономическую ситуацию за счет рядовых граждан, а не тех же олигархов. В правительстве действительно не осталось олигархов… Однако … увольнения, судя по всему, не принесли ничего бюджету. Олигархи отправляются в отставку, а не на нары, незаконно сколоченные состояния не конфискуются. И экономика страны ничего от этого не получает».

Отметим, что армянские власти проявляют такое «великодушие» на фоне дефицита бюджета. «Как с улыбкой заявляют премьер и министр финансов, — отмечает Lragir, — расходы бюджета сократятся на 100 млрд драмов (а значит, будут сокращения, снижение выплат и прочее), пенсии и зарплаты не повысят, зато подоходный налог для тех, кто получает от 150 тыс. до 2 млн, повышен на 2%».

То есть реально бюджетные проблемы будут решать за счет рядовых граждан при полной «амнистии олигархов». Но при этом армянское общество «проявляет странную безучастность к тому, что происходит. Радуясь увольнению олигархов, многие не заметили, что в будущем году оказались без повышения пенсий и зарплат, а налогов придется платить больше».

Словом, ожидать от нового правительства «экономического чуда» не приходится. Оно также ничего не сможет изменить в контексте карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов в направлении их мирной развязки. А это означает, что армянский народ продолжит роптать все больше и больше, но не сразу. Он даст поработать новому правительству в некоторой надежде на проведение действенных реформ, но в случае отсутствия быстрых результатов в республике снова начнется социально-экономическая и политическая лихорадка.

И тут очень многое будет зависеть, во-первых, от роли России в карабахском урегулировании, а также от того, насколько разумно себя будет вести российский бизнес в Армении. В республике крайне недовольны «прихватнической» политикой «Газпрома» и других государственных компаний РФ и во весь голос говорят о «деколонизации» от России — вплоть до вывода ее военной базы из Гюмри.

То есть Карапетяна привлекли к «спасению» Армении в крайне тяжелый для республики период социально-экономических и политических волнений и перехода страны от президентской формы правления к парламентской. Считается, что соответствующие конституционные изменения Саргсян «протащил» под себя, поскольку по закону он уже не может баллотироваться на третий президентский срок и подготовил себе новое «первое место», которое сейчас, в переходный период, занял Карапетян. На него, если республика снова станет «майданить», легко будет списать все неудачи.

Но это — с одной стороны. С другой — избавиться от Карапетяна и стать премьером в парламентской республике может оказаться сложной задачей, поскольку назначение на этот пост высокопоставленного газпромовского чиновника не могло состояться без, как минимум, консультаций с Москвой. И теперь, если российские власти увидят в Карапетяне не временного кадра, а именно то первое лицо, какое они желают иметь в Армении, непременно поднимется новая буча — в большей степени межклановая, чем политическая. Впрочем, в Армении одно завязано на другом.

Хотя вполне вероятно, что Карапетяна готовят к роли президента, то есть не первого лица Армении, однако наделенного «особыми полномочиями». Говоря проще, наместником Кремля в Армении. Слухи о том, что Россия уже не доверяет Саргсяну, хотя в Армении он все «разыгрывает по российским нотам», могут оказаться не беспочвенными. Однако президент республики в качестве лидера нации давно уже «устарел» и утратил должный авторитет, и стране необходима «свежая струя».

В какую сторону забьет эта самая «струя» (конечно, не в сторону Запада — имеется в виду социально-экономическая направленность и карабахская проблематика), пока неизвестно. Равно, как не вполне понятно, как отнесся Запад к назначению Карапетяна премьером, имея в виду его «богатую» газпромовскую биографию. Во всяком случае, Запад пока не высказывался на этот счет, что странно.

В общем, пока Армения живет в режиме ожидания, которое скорее можно определить как тревожное, а не оптимистическое.

Ирина Джорбенадзе