Posted 10 октября 2016,, 14:44

Published 10 октября 2016,, 14:44

Modified 31 января, 12:16

Updated 31 января, 12:16

О России без истерики

10 октября 2016, 14:44
Можно ли еще иметь дело с Москвой в решении проблем международной политики? Об этом дискутировали в Берлине на Форуме Немцова.

Фонд Бориса Немцова за свободу и «Открытая Россия» Михаила Ходорковского совместно с Фондом Фридриха Науманна запустили новую площадку для российско-европейского диалога — Форум Бориса Немцова, заседания которого прошли 9-10 октября в Берлине.

Первый день мероприятия был посвящен памяти погибшего российского политического деятеля. Центральным событием стал фильма о жизни Бориса Немцова, в котором был показан его путь от советского оппозиционера, российского депутата, губернатора, вице-премьера, президентского преемника, лидера либеральной парламентской фракции, назад — к оппозиционной деятельности.

Собственно, вопросу о том, какой круг прошла Россия за последние два с половиной десятилетия, организаторы и хотели посветить первый форум имени Бориса Немцова. Поэтому его тема была обозначена так: «Россия и Европа: 25 лет трансформации — результаты и ожидания».

Российские политические собрания с участием оппозиции в последнее время все чаще проходят за пределами страны. Как отметил на открытии форума писатель Дмитрий Глуховский, если бы мероприятие состоялось в Москве, то рядом на улице толпились бы ряженые, призванные сорвать его и продемонстрировать «всенародное осуждение». По его словам, такие вещи делаются с целью защиты казенных интересов, которые в России сегодня происходят от слова «казна». Другими словами, речь в таких случаях идет о хорошо оплачиваемом патриотическом гневе.

Форум в Берлине, собравший около 350 участников, и по уровню представительности, и по формальному статусу стал международным мероприятием, в котором приняли участие многие европейские политики и общественные деятели. Вместе с тем, некоторые известные российские участники признавались, что, скорее, не просто приехали на очередное заседание, а откликнулись на личный призыв Жанны Немцовой вместе вспомнить ее отца в его день рождения, который сам он не сможет уже отметить, потому что стал жертвой до сих пор не раскрытого убийства.

При этом самым резким оказалось выступление не российского, а как раз немецкого политика — главы комитета по международным делам Европарламента Эльмара Брока. По его словам, Запад заблуждался, считая, что даже после событий на Украине Россия все равно нужна ему в качестве партнера по многим вопросам, например, по Ираку и Сирии. Сейчас, уверен Брок, Кремль выступает уже не посредником в разрешении сирийского конфликта, а одной из его сторон.

Что касается санкций, то пора прекратить каждые полгода дискутировать об их продлении, давая Москве ложную надежду. «Санкции надо продлить сразу на год, чтобы никто не испытывал иллюзий», - заявил европарламентарий.

С приветственным словом выступил и бывший владелец ЮКОСа, создатель общественной организации «Открытая Россия» Михаил Ходорковский, чью речь один из участников мероприятия в кулуарах раздраженно назвал «Я и Путин». Впрочем, она как раз была посвящена теме форума — а точнее, перспективам России, ради которой оппозиция должна нацелиться на поддержку долгосрочных процессов трансформации страны и общества.

Отдельные дискуссии в рамках форума прошли по российским выборам, политике и экономике. Но эти темы оказались настолько тесно переплетены, что, например, экономисты Владислав Иноземцев и Дмитрий Травин больше говорили о политике, а бывший глава международного комитета Бундестага Райнер Штинер в докладе о российско-немецких политических отношениях постоянно возвращался к экономическому сотрудничеству и проекту партнерства ради модернизации.

В целом форум показал наличие трех точек зрения на будущее отношений Москвы с Германией и Западом и развитие ситуации внутри России.

Первую позицию можно описать так: «ждать и надеяться». Диалог полностью зависит от российской внутриполитической ситуации. Повлиять на нее всерьез Запад не может. Ему необходимо ждать перемен, сохраняя отношения и последовательно противостоя попыткам участия российской власти в международной политике.

Крайнее проявление этой позиции обозначил Владислав Иноземцев. По его мнению, режим, сложившийся в России, неизбежно проиграет вторую «холодную войну», и вот тогда-то Европа не должна снова, как в 1990-е годы, упустить возможность поддержать россиян с тем, чтобы их страна смогла стать новым экономическим мотором Европы, подобно Германии после Второй мировой войны.

Второй вариант — «сотрудничество вопреки политике». Стороны не должны упускать свою потенциальную экономическую выгоду, как дал понять, например, представитель Российско-германской внешнеторговой палаты Йенс Бельман.

Наконец, третий вариант — «воздействие ради изменений». Запад должен влиять на российскую правящую элиту, пользуясь экономическим ослаблением страны, которую многие в Европе сейчас считают агрессором. Здесь стоит отметить, что германо-российские отношения до сих пор находятся на таком уровне, что слово «война» не прозвучало даже в этом контексте.

Иван Преображенский, Берлин