Posted 10 октября 2016,, 17:03

Published 10 октября 2016,, 17:03

Modified 31 марта, 01:36

Updated 31 марта, 01:36

Трамп выдержал удар

10 октября 2016, 17:03
Увлекшись бойней друг с другом, претенденты на Белый дом забыли о борьбе за голоса неопределившихся избирателей, отмечает американист Виктория Журавлева.

Кампания по выборам президента США выходит на финишную прямую (голосование состоится 8 ноября). Страсти раскаляются все сильнее, скандал следует за скандалом. Сексистские высказывания миллиардера Дональда Трампа, обнаруженные газетой Washington Post на видеозаписи от 2005 года, привели к тому, что от республиканского кандидата отвернулся ряд видных членов его собственной партии. В их числе спикер Палаты представителей Конгресса Пол Райан, бывший госсекретарь США Кондолиза Райс, сенаторы Джон Маккейн и Келли Эйот.

Даже идущий сейчас в паре с Трампом Майкл Пенс, баллотирующийся на должность вице-президента, заявил, что почувствовал себя задетым словами шефа, хотя и добавил, что удовлетворен его извинениями. Больше того, жена Трампа Мелания заявила, что находит высказывание мужа о женщинах «неприемлемым и оскорбительным», отметив впрочем, что «у него сердце и ум лидера» и выразив надежду, что «люди примут его извинения».

Впрочем, во время второго тура президентских дебатов, состоявшегося накануне в Сент-Луисе, Трамп не остался в долгу и припомнил Хиллари Клинтон грехи ее мужа Билла. Миллиардер заявил, что тот творил с женщинами дела и похуже. Трамп не преминул вновь напомнить Клинтон и о ее промахах, в том числе, скандалах вокруг электронной почты и убийства американского посла в Ливии в то время, когда она возглавляла Госдеп. При этом миллиардер пообещал посадить свою соперницу в тюрьму, если ему удастся прийти к власти.

В ходе дебатов снова выявились разные подходы кандидатов к России и сирийскому урегулированию. Трамп заявил, что хоть он и не любит президента Сирии Башара Асада, Россия и Иран, по его словам, борются против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ). По мнению Клинтон, действия российских войск в Сирии направлены только на уничтожение противников Асада, но не ИГ.

Между тем пока сложно с точностью сказать, на чью сторону склонятся в итоге предпочтения американцев — Клинтон или Трампа. Обозреватель «Росбалта» попросил старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Викторию Журавлеву оценить влияние последних событий на шансы кандидатов выиграть схватку за Белый дом.

- Насколько последние скандалы сказались на рейтингах Клинтон и Трампа? Как вы оцениваете итоги дебатов в Сент-Луисе?

- Основным итогом дебатов стало то, что Трамп явно выдержал удар. Он продержался - несмотря на эти истории, которые против него раскопали, несмотря на исход истеблишмента. Думаю, что дальше все пойдет в прежнем русле, Трамп никуда не денется. Более того, я думаю, что шквал критики, попытка истеблишмента изгнать его или отвернуться от него, на самом деле только увеличивает поддержку его электората, и соответственно, увеличивает его активность — в ближайшее время он будет везде, так же как и в предыдущие месяцы будет пытаться завоевать новые позиции и победить.

- Кстати, о его избирателях. Достаточно ли их число для победы Трампа? Насколько вообще велик его, как у нас принято говорить, «ядерный электорат»? Или ему все-таки нужно апеллировать и к тем избирателям, которые еще не определились?

- На самом деле недостаточно. Но дело в том, что Хиллари Клинтон ее ядерного электората тоже недостаточно. И это основная интрига данной кампании. Почему, собственно, так сложно предсказать ее исход — ни одному из двух кандидатов в президенты их базовых электоратов для победы недостаточно. Надо, чтобы кого-то из них поддержали те 10% избирателей, которые еще не определились со своими предпочтениями, или собирались голосовать за кого-то другого.

В этом смысле мне кажется, что дебаты проходят довольно странно. Оба кандидата апеллируют только к «своим» избирателям. Я не вижу попыток перехватить колеблющихся ни с той, ни с другой стороны. То ли Трамп и Клинтон не видят такой возможности, то ли не используют для этого формат дебатов, но сами дебаты сделаны именно под базовый электорат каждого из них. Поэтому для того, кто еще не определился, глядя на их бойню, очень сложно решить за кого голосовать.

- Вы можете припомнить (хотя бы в новейшей истории США), чтобы кандидату в президенты отказали в поддержке члены его собственной партии, да еще на финише кампании?

- Нет, это редкий случай. Может быть, в истории XIX века что-то подобное и случалось, но в XX веке, в последние несколько десятилетий, точно ничего такого не было. Чтобы истеблишмент демонстративно отказывался от своего кандидата, более того, публично предлагал бы ему выйти из игры за месяц до выборов — это, конечно, невиданный скандал.

Это еще раз подчеркивает нестандартность фигуры Трампа и особенность этой кампании, в которой идет как борьба истеблишмента с антиистеблишментом, так и борьба истеблишмента за собственное выживание. Все свои силы республиканская элита прикладывает для того, чтобы не дать Трампу прийти в Белый дом. Вплоть до таких шагов, которые я считаю разрушительными для имиджа этой партии.

- Можно ли сейчас попытаться спрогнозировать результат выборов?

- Я бы не взялась за это. Результат выборов станет известен только 9 ноября. Все может измениться в последний момент.

Более того, не исключен вариант, что окончательное решение будет зависеть от коллегии выборщиков. Возможно, разрыв в голосах будет или очень небольшим или его совсем не будет. Тогда все будет зависеть от «веса» штатов в коллегии выборщиков.

- А сейчас перевес в коллегии на чьей стороне?

- Пока на стороне Клинтон. Но разница в 3-5% - совершенно «ни о чем», это в рамках статистической погрешности. Более того, эти цифры еще и постоянно меняются. Например, Флорида (29 выборщиков из 538) еще два месяца назад была скорее за Хиллари, потом склонялась в сторону Трампа, а сейчас опять начала движение в сторону кандидата от демократов. Так что, повторю, все еще может измениться.

Александр Желенин