Posted 11 октября 2016,, 17:00

Published 11 октября 2016,, 17:00

Modified 31 января, 12:17

Updated 31 января, 12:17

«Декрет о земле» для Украины

11 октября 2016, 17:00
Киев получил от МВФ миллиард долларов. Столько же ему обещают до конца года при выполнении ряда достаточно неприятных условий. Не все эксперты уверены, что «оно того стоит».

В сентябре Украина получила очередной транш от МВФ. Этот миллиард ждали больше года, усердно выполняя требования фонда. Боролись с коррупцией, поднимали тарифы на услуги ЖКХ, повышали цены на энергоносители до уровня мировых, приватизировали госпредприятия, кромсали налоговый и уголовный кодексы. Дождались.

Но правительство страны рассчитывает на получение еще, как минимум, миллиарда долларов до конца года. На каких условиях? Никому до последнего времени известно не было. 4 октября, спустя месяц после подписания меморандума с МВФ, кабмин опубликовал текст документа об условиях кредита. На английском языке. На Украине вообще любят общаться «на инглиш», особенно президент. Официального перевода пока нет, но интернет-издания уже опубликовали этот текст на 75 страницах на более понятных языках и вовсю комментируют. Вот основные требования взамен очередного транша:

— Утверждение до конца года единых принципов начисления пенсий, увеличение пенсионного возраста и ужесточение критериев получения минимальной пенсии.

— Предоставление парламентом Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) права на прослушку.

— Удержание цены газа на уровне импортного паритета, что позволит поквартально корректировать тарифы на топливо и не занижать их искусственно для населения.

— Принятие закона «Об обороте земель сельхозназначения», который откроет доступ к свободному рынку купли-продажи земли.

— Реформирование системы налогообложения, в частности, значительное сокращение предпринимателей, работающих по «упрощенке».

«Перевожу по пунктам. Первое. Повышение пенсионного возраста и ужесточение получения минимальной пенсии, — комментирует „Росбалту“ условия МВФ экономист, профессор Днепровского университета, попросивший не называть его имя. — Европейцы вложили в нас деньги, не будем вдаваться в политический вопрос — почему? И они хотят их получить обратно. Соответственно они должны иметь контроль над доходной частью бюджета. Дохода при сегодняшнем состоянии украинской экономики при высоких пенсиях просто не будет. Чем выше пенсионный возраст, тем меньше людей доживут до пенсии. Чем меньше пенсионеров, тем выше доход и вероятность вернуть вложения».

О праве на «прослушку» для НАБУ эксперт высказался достаточно просто: «Плевать они хотели на наше право свободы личности и приватности. Слишком высоки ставки».

«Третье. Газ. Украина, вступив в конфликт с Россией, все больше покупает его у Запада. Чем выше будет цена для населения, тем легче для ЕС будет его продать без ценовых потерь», — отмечает украинский экономист.

По поводу возможного разрешения на продажу земли иностранцам, доктор наук напомнил, что «законы экономики диктуют — не вкладывать финансы без извлечения прибыли, а украинские пашни безумно лакомый кусок, который и будет являться дивидендами». Он полагает, что как только будет принят закон о рынке земли, на Украину зайдут крупные игроки с которыми здесь некому будет соперничать.

«Даже если законом будет регламентирована всего лишь долгосрочная аренда на 50—100 лет, это будет баснословно выгодно. Иностранные аграрии не будут обременены социальными программами и жестким экологическим контролем, как в Европе. Сей, что хочешь, удобряй, чем хочешь. После такого использования земля уже не будет пригодна для сельского хозяйства. Сняв сливки, можно будет ее попросту бросить. К тому же у них появится возможность лоббировать свои интересы в структурах власти и подгонять законодательство по своему усмотрению», — утверждает эксперт.

Для справки: по данным Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра, на начало 2016 года площадь сельскохозяйственных земель в Украине составила 42726,4 тыс. га. За 2015 год стало меньше всего на 5,1 тыс. га. Удельный вес площади таких земель в общей площади Украины при этом не изменился и составляет 70,8%.

«Пятое. Налоговый кодекс. Чем жестче и прозрачней налоговая система, тем меньше денег уходит мимо бюджета. Смотреть пункт первый. Предпринимателей на „упрощенке“ практически невозможно контролировать, зачем их плодить?» — поясняет профессор.

Кроме того, по его словам, в меморандуме еще много незначительных, на первый взгляд, требований, на основании которых Верховная рада примет сотни новых законов, назначение которых будет «закольцевать законную схему высокорентабельной операции по вложениям денег в Украину».

Но действительно ли хватит духа у депутатов Верховной рады проголосовать за эти законопроекты и позволить жестким требованиям МВФ стать реальностью?

«МВФ не ставит этих антисоциальных условий в принципе. Он ставит конкретный показатель, которого должно достигать правительство — инфляцию, показатель бюджетного дефицита, курс в валюте. Но для каждого правительства есть свой выбор, как достигать этих показателей, — считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, комментируя ситуацию порталу „Подробности“. — Возможно, некоторые точечные вещи — да. Где интересы могут совпасть в вопросах приватизации. Все эти антисоциальные вещи — нет, потому что сегодня рейтинги власти низкие и во властной коалиции все меньше людей, которые хотят брать на себя антиэлекторальное бремя».

«За часть законопроектов совет проголосует. Ведь если не проголосует и не будет продолжено сотрудничество с МВФ, то надо учитывать последствия. Могут возникнуть проблемы с курсом валют, а кому это нужно для бизнеса? Вопрос макроэкономической стабильности», — отмечает на том же ресурсе глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

Политолог Андрей Золотарев хотя и называет нынешний транш «политическим», однако уверен, что условия МВФ будут выполнены. «Не будут выполнены условия — не будет денег. Хотя собственно, нынешний транш — миллиард — он является чисто политическим. Его дали, чтобы не допустить дестабилизации социальной, экономической и политической. Хотя целый ряд требований МВФ не был выполнен. Будут давать для поддержания штанов», — заявил он «Подробностям».

Не слишком приятные условия МВФ и не слишком впечатляющая сумма будущего транша стали «козырными картами» для оппозиционных политиков, тут получившими возможность подкорректировать собственный рейтинг в сторону увеличения. Юлия Тимошенко, в частности, заявила на встрече с журналистами, что решение о продаже земель должно приниматься исключительно на референдуме. «В обязательствах — отмена моратория на продажу сельскохозяйственных земель. Если не будет продлен этот мораторий, Украина утратит свой главный ресурс», — сказала политик.

Но многие в Украине тут же вспомнили, что под меморандумом с МВФ 2008 года стоят подписи тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко, и происходящее сейчас — прямое следствие тех решений.

«Это было правильное решение тогдашнего правительства. И все, кто сидит здесь в зале — и Олег Ляшко, и Юлия Владимировна, и в том числе я — были представителями одного политического блока, который брал на себя ответственность за ситуацию в стране. И теперь, когда с критикой по этому вопросу выступают мои коллеги, в действительности — это есть обязательство, которое взяла Украина, подписав меморандум с МВФ в 2008 году», — сказал лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Грынив во время выступления на заседании парламента.

По мнению такого авторитета, как сопредседатель Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине, экс-министра экономики Словакии Ивана Миклоша, до тех пор, пока в Украине будет царить популизм, реформы будут невозможны. А продление моратория на продажу земли негативно повлияет на развитие регионов и городов, считает он.

«Продолжение моратория на продажу земли будет иметь очень негативное влияние на регионы и на города, потому что рынок земли может быть одним из самых развивающих элементов и ресурсов для инвестиций», — сказал он во время VI Национального экспертного форума Института Горшенина.

На чьей стороне сегодня «простой народ»? Конечно, сказать определенно, не руководствуясь хотя бы данными соцопросов, — трудно, но, скорее всего, они все же разделят мнения «популисткие», чем точку зрения «серьезных политиков», которых, кажется, вообще мало кто любит.

«Сейчас плотно общаюсь со своим родственником, я его люблю и уважаю, но наши взгляды на жизнь, политику и экономику диаметрально противоположны. Так вот, при всей нашей конфронтации, мы сходимся в одном: наших политиков нужно „уничтожить“, а Украине искать свой путь, не прогибаясь ни под Запад, ни под Север, ни под заокеанских „партнеров“, — делится своими мыслями с корреспондентом „Росбалта“ 35-летний житель Восточной Украины Владислав Белоног. — А что касается „декрета о земле“, все очень просто, с моей точки зрения: государство без земли — не государство. Но депутаты пойдут на это, ибо они не живут здесь и могут спокойно покинуть „проданную территорию“. Наши земли — лакомый кусочек для людей с деньгами, таких на Украине нет, значит, скупит землю иностранный капитал, прикрываясь местными ставленниками. Мне жаль мою страну».

В общем, вопрос, тревожащий умы простых украинцев — чем мы будем платить по кредитам — перестал быть риторическим. Придется платить землями и пенсиями. И не детям и внукам в отдаленном будущем, а нынешнему поколению и сейчас.

Правительство, уже взяв на себя обязательства перед МВФ, убеждает население в «безболезненности» этих процедур. Конечно, украинцы приобрели мощный иммунитет на обещания, и, несмотря на большое желание «попасть в Европу» (данные соцопросов об этом свидетельствуют), многие из них догадываются, что «цена проезда» на этом «поезде» слишком велика. В то же время часть украинцев все равно готовы заплатить и эту цену, лишь бы снова не попасть в зависимость от России.

«В вопросе с кем дружить нашей стране, я привожу в пример ГДР и ФРГ, Южную и Северную Корею, Кубу. Стоит посмотреть на два противоборствующих лагеря и сразу можно ответить кто из них дружил с Россией. Те, кто выбрал курс Кремля, стали и остаются нищими», — говорит украинский студент варшавского университета Максим Кныш.

Конечно, можно сказать, что Максим слишком уж «европейский», но еще раз повторимся: согласно большинству опросов, сторонников евроинтеграции на Украине сегодня примерно втрое больше, чем тех, кто готов «идти дальше» вместе с Россией. Пусть при этом, вероятно, большинству хочется «и того, и другого» — и на пенсию вовремя, и в Европу. Так вряд ли получится, но ведь и решать — платить или не платить — предстоит не «общественному мнению», а народным избранникам, которые в большинстве своем, во-первых, уж точно «европейцы», а во-вторых — нужды не особенно боятся.

Валентин Корж