Posted 13 октября 2016,, 16:45

Published 13 октября 2016,, 16:45

Modified 31 марта, 01:34

Updated 31 марта, 01:34

Лукашенко: Мы провели все реформы, что им еще нужно?

13 октября 2016, 16:45
Президент Белоруссии заявил, что условия МВФ по увеличению тарифов ЖКХ являются неприемлемыми. Вероятно, теперь вопрос о кредитах вновь будет отложен.

Не секрет, что белорусская экономика переживает не лучшие времена. Это признают и власти республики, ну, а оппозиционные сайты достаточно регулярно предрекают коллапс «луканомике». Поводом для очередных печальных прогнозов стала информация Национального статистического комитета республики, согласно которой в августе 2016 года в народном хозяйстве было зарегистрировано 4 млн 396 тыс. занятых, что почти на 84 тыс. человек меньше, чем годом ранее.

В очередном выпуске аналитического обзора «Экономические тенденции в Беларуси», подготовленном центром социально-экономических исследований CASE Belarus, утверждается, что уровень занятости населения в Белоруссии упал до самой низкой за последние 12 лет отметки. Как отмечают исследователи, на протяжении последних двух кварталов численность занятого населения в стране «снижалась невиданными темпами».

Действительно — симптом неприятный, вроде бы, неопровержимо свидетельствующий об усугублении ситуации. Однако заместитель министра экономики республики Дмитрий Крутой, комментируя «Росбалту» эти данные, отметил, что информация о «рекордно низкой занятости» является явным передергиванием.

«Уровень безработицы в нашей республике находится на уровне 0,5-1,1%. Четыре с половиной миллиона человек у нас занято в экономике. И когда вот средства массовой информации выхватывают там 50-70 тысяч „пропавших“, которые либо работают в режиме неполной занятости, либо имеют какой-то перерыв в работе — это явное передергивание», — утверждает замминистра.

«У нас прозрачная программа занятости, 50 тысяч ежегодно создается новых рабочих мест, на которых производительность труда близка к той, что есть в Европейском Союзе, правительство в ежемесячном режиме всю эту ситуацию контролирует. И мне например как представителю Министерства экономики эти заявления все непонятны и неприятны», — добавил Дмитрий Крутой.

Что касается сложностей, с которыми столкнулась экономика республики в последние годы, замминистра объясняет их высокой степенью экспортной ориентированности. «2015—2016 годы в части макроэкономической балансировки действительно были очень сложными. Учитывая то, что наша экономика очень открытая — 65% продукции мы продаем на экспорт, по товарообороту внешнеторговому он у нас превышает валовой внутренний продукт, поэтому внешняя торговля, тема экспорта и импорта для нас очень чувствительна и очень сильно влияет на все экономические показатели развития республики», — сказал Крутой.

Сегодня оппоненты тех, кто убежден в скором крахе белорусской экономики, также указывают на проект республиканского бюджета на 2017 год, который, как заявил в интервью телеканалу «Беларусь 1» министр финансов Владимир Амарин, дает предпосылки для экономического роста. «Общая концепция подготовленных документов — это прогноз социально-экономического развития, основные направления денежно-кредитной политики и проект бюджета — создание предпосылок для перехода к экономическому росту», — отметил он.

Причем министр говорит о том, что бюджет сформирован на основе «консервативного сценария». «Такой подход позволит избежать сокращения расходов в случае невыполнения макроэкономических показателей», — пояснил Амарин, особо отметив, что при этом будет обеспечено выполнение всех социальных обязательств.

По словам главы Минэкономики, в 2017 году ВВП Белоруссии вырастет на 0,2%, при том, что цена на нефть закладывается именно «консервативная» — $35 за баррель, курс российского рубля — 75/$1, ставка рефинансирования Национального банка — 15−17%. Запланирован профицит бюджета в размере 1,5 млрд «новых» белорусских рублей, и эти средства будут потрачены на погашение госдолга и обеспечение гарантий правительства. Доходы республиканского бюджета составят 18,235 млрд белорусских (более 590 млрд российских) рублей. Расходы будут на 1,1% меньше исполнения бюджета текущего года. Предполагается, что будут сокращены траты на АПК и строительство жилья.

Заместитель министра Дмитрий Крутой, комментируя для «Росбалта» проект бюджета, также отметил, что в 2017-й год можно смотреть с определенным оптимизмом. «На 2017-й год мы бюджет специально сформировали в более жестких, более стрессовых условиях, чем традиционный прогноз развития экономики по всем внешним параметрам. Мы надеемся, что это позволит уже к середине года не прибегать к жестким инструментам макроэкономического сжатия, макроэкономической балансировки и все-таки вернуться на хоть небольшой, но устойчивый экономический рост в 1,5-1,7%», — сказал замруководителя ведомства.

А вот Международный валютный фонд далеко не так оптимистичен в своих оценках, ожидая восстановления белорусской экономики лишь к 2018 году и ее последующий рост в «среднесрочной перспективе» на уровне 1,75%. После визита миссии фонда в Белоруссию, сдержанно похвалившей руководство республики за отдельные шаги, в СМИ появилась информация о том, что «МВФ прогнозирует затяжной кризис в белорусской экономике».

В частности, украинское издание «Европейская правда» отметило, что экономическое положение Белоруссии сегодня «не самое лучшее».

«Уменьшатся инвестиции и международные резервы. Государственный долг будет расти до 2019 года, а затем очень медленно сокращаться. В этом году и в дальнейшем образуется дефицит бюджета. Согласно прогнозу, в 2016 году рост среднего значения потребительских цен составит 13%, а в последующие годы инфляция будет оставаться в пределах низких двузначных значений», — цитирует издание доклад МВФ.

При этом отметим, что на Дне белорусской экономики, прошедшем в Гамбурге в конце сентября, много говорилось, в том числе и зарубежными участниками, о том, что в настоящее время переговоры Белоруссии с различными международными финансовыми организациями находятся на «весьма продвинутой стадии» и вообще — что в целом ситуация не выглядит пессимистичной.

Тем не менее, эксперты фонда отмечают, что основным фактором риска в этой ситуации является «отсутствие структурных реформ и неопределенность в отношении масштаба квазифискальных обязательств». По их мнению, Белоруссии необходимо реализовать масштабную программу структурных реформ.

Однако президент страны Александр Лукашенко на совещании по вопросам взаимодействия с МВФ явно был не склонен прислушиваться к подобным советам. «Я уже тысячу раз говорил: все реформы мы провели. Мы совершенствуем то, что сегодня у нас есть», — заявил президент.

Белорусский лидер дал при этом понять, что не слишком доверяет рекомендациям фонда, поскольку первую скрипку в нем играют американцы и европейцы. «У меня сложилось четкое впечатление, чего хотят акционеры, учредители МВФ от тех государств, с которыми ведутся переговоры. То есть у МВФ есть определенная политика, — сказал Лукашенко. — Решения принимаются все-таки по рекомендациям тех, у кого в МВФ больше денег, кто владеет контрольным пакетом акций. Доминирующие акционеры — США и ЕС. Без них решение МВФ никогда не принималось».

Лукашенко не забывает повторять, что при проведении реформ необходимо «безусловно учитывать интересы белорусского народа», а 7 октября, выступая перед депутатами парламента, указал на одну из ключевых рекомендаций МВФ, которая, видимо, ему не нравится больше остальных.

«Только около двухсот тысяч нашего населения, бизнесменов, более—менее богатых, смогут заплатить по тем тарифам, которые МВФ нам предлагает по жилищно—коммунальным услугам. Что мы в итоге получим? Мы что—то в бюджет получим? Мы облегчим чью—то жизнь? Нет. Так зачем ломать сегодня через некие реформы существующее положение вещей, если они ничего больше не дают?» — задал риторический вопрос глава государства.

Отметим, что в январе текущего года белорусов уже «обрадовали» резких повышением коммунальных тарифов. Скажем, в Минске содержание двухкомнатной квартиры (в среднем, конечно) обходилось примерно в 4 тысячи российских рублей — при официальной средней зарплате в столице в 33,5 тыс. руб. Как следствие — в течение нескольких месяцев задолженность населения по оплате ЖКХ росла. Однако вскоре власти (получив нагоняй с самого верха) произвели перерасчет в сторону уменьшения, и по прогнозам, в нынешнем отопительном сезоне средняя стоимость платежки в Белоруссии составит порядка 2500 российских руб. Ну, а насколько высоко рекомендовали поднять тарифы представители МВФ — не известно.

Напомним, что Белоруссия хотела бы занять у фонда $3 млрд, то есть около трети бюджета на будущий год или примерно четвертую часть суммы своего внешнего госдолга. Так что деньги для республики немаленькие и, наверное, не лишние. Но с учетом того, что белорусский лидер неоднократно повторил, что ни у кого «нет права делать белорусов нищими», а МВФ «гнет свою линию», можно предположить, что переговоры о 3 млрд завершатся еще не скоро и Белоруссии придется в ближайшее время полагаться на собственные силы и помощь более традиционных партнеров, которая, впрочем, не гарантирована.

Герман Напольский