Posted 17 октября 2016,, 09:59

Published 17 октября 2016,, 09:59

Modified 31 января, 12:21

Updated 31 января, 12:21

Почему «заболел» Назарбаев?

17 октября 2016, 09:59
Президент Казахстана не прибыл на совет ОДКБ в Ереван, возможно, чтобы «не обидеть» Азербайджан. Прошедший без него саммит показал, что в организации царит определенный разлад.

Армения с нетерпением ждала проведения в Ереване Совета коллективной безопасности ОДКБ. И дождалась. На него приехали президенты России, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии, однако их казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев не прилетел. По официальной версии, он простудился, в связи с чем лидер Армении Серж Саргсян от имени всех собравшихся пожелал ему «скорейшего выздоровления». Казахстан на заседании представлял премьер-министр этой страны, а о неофициальной причине отсутствия Назарбаева будет сказано ниже.

Но почему армяне так ждали президентского слета в Ереване? Во-первых, это престижно — Армению посетил «сам Путин». Во-вторых, на сессии, по официально анонсированным данным, планировалось принять отдельное заявление по карабахскому конфликту. Но — не случилось. В-третьих, опять-таки по официальным данным, в Ереване собирались утвердить нового генерального секретаря ОДКБ, и как кандидат на эту должность постоянно упоминался бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. Но снова не случилось — президент Саргсян совершенно неожиданно заявил, что вопрос о назначении генсека ОДКБ отложен до конца года.

Как пишет Lragir, «Фактически ереванская встреча прошла под „знаком“ Азербайджана, и можно сказать, что Армения в ОДКБ „занимает место“ Азербайджана». Армянское издание также обратило внимание на то, что «самолет Путина прибыл в Армению через воздушное пространство Азербайджана», и что «по пути в Ереван евразийские президенты постоянно оглядывались на Баку, чтобы не обидеть Алиева ненароком и снизить значимость ереванской встречи». И в этом смысле заседание ОДКБ в Ереване имело позитивное значение: «Если в других странах саммиты этой организации проходят более или менее солидно, то ереванская встреча раскрыла всю пустоту этой организации, поскольку руководители стран ОДКБ в Ереване даже не скрывали истинную ситуацию».

Возможно, в этом есть некоторая доля преувеличения, но всего лишь некоторая. Потому как президент Белоруссии Александр Лукашенко вдруг заговорил фактически об отсутствии уважения к ОДКБ со стороны мировых политических игроков. По данным Новости — Армения, «батька белорусской демократии» заявил в Ереване, что Организация Договора о коллективной безопасности добьется уважения, если сможет сформулировать четкие приоритеты. По его словам, звучат разговоры о том, что ОДКБ никто не хочет признавать, особенно НАТО.

«Я слушал эти разговоры и подумал, если мы будем просить их нас признать, то они нас никогда не признают. Нам надо поступить таким образом, чтобы заставить их признать нашу организацию», — сказал он. По его словам, с генсеком ОДКБ Николаем Бордюжей достигнута договоренность о привлечении военных экспертов и дипломатов для формулирования четких приоритетов организации и ее вывода на более серьезный уровень.

Тему развило Lragir, проинформировавшее, что, во-первых, Лукашенко выразил свое недовольство тем, что «ради мелких вопросов его привезли за тридевять земель», и вообще обсуждаемые в Ереване темы не тянут на президентский уровень. Во-вторых, «он заявил, что никто в мире не признает ОДКБ, то есть, есть военный блок, который проводит учения и прочее, но мир не признает его».

Что кроется за словами Лукашенко, вопрошает издание. И отвечает на это так: «До саммита в Ереване ОДКБ пытался получить в ООН мандат на миротворческую деятельность. Несмотря на громкие заявления об обсуждениях в комитетах, на то, что состоялось заседание глав МИД ОДКБ на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, видимо, ООН так и не согласилась дать мандат ОДКБ. Более того, ООН просто не признает ОДКБ. (…) Признание — это основное условие существования блока. Несмотря на 25 лет существования, ОДКБ так и не получила признания. Карабах хотя бы признали 6 американских штатов, парламент басков и несколько других образований. ОДКБ вообще никто не признал».

И далее: «Лукашенко был недоволен, потому что на саммите в Ереване, как говорили за кулисами, надеялись принять два важных решения — по поводу размещения сил ОДКБ в Сирии и, быть может, в Карабахе. Но ООН не признал ОДКБ, блок не получил миротворческий мандат, и в Ереване президенты не смогли заявить о размещении войск в Сирии и Карабахе. Не было сделано и заявления о том, что ПРО НАТО и США являются угрозой странам ОДКБ, хотя это анонсировал до саммита помощник российского президента. (…) Лукашенко намекнул на все это, заявив, что ОДКБ никто в мире не желает признавать. После такого оскорбления мужчина, как минимум, обязан жениться».

Но вернемся к вопросу назначения генсека ОДКБ — он, вероятно, был, так сказать, главной интригой ереванского заседания, которая, как видим, не удалась. Армяне считают, что назначение их соотечественника на этот пост не состоялось по причине «пятой графы» — она могла вызвать напряженность в отношениях России и тюркских государств ОДКБ с Азербайджаном. На самом же деле, кто бы ни стал генсеком организации — русский, армянин, казах и т. д., — это не суть важно, поскольку никто из них не мог бы повлиять на исход карабахского конфликта и вообще на глобальную политику: такие вопросы решаются на более высоком уровне. Однако психологически генсек-армянин мог для определенных кругов в Ереване стать подтверждением того, что «русские с нами, а не против нас», а для определенных кругов в Баку — сдерживающим фактором.

Кстати, о роли России в армянской политике. Говорят, и весьма усиленно, что недавнее назначение одного из высокопоставленных руководителей «Газпрома» Карена Карапетяна премьер-министром Армении произошло по согласованию с Путиным. Пресс-секретарю российского президента пришлось опровергнуть эту информацию. «Это полный абсурд», — сказал Дмитрий Песков журналистам в Ереване.

Между тем глава МИД России Сергей Лавров заявил, что «Армения обеспечила очень результативное председательство в ОДКБ», и саммит в Ереване «насыщен конкретными решениями». Известно, что подписано более 20 документов, но, по понятным причинам, часть их засекречена. Официальные источники информируют всего о нескольких фрагментах ереванского действа ОДКБ, над которыми приоткрыта завеса. В частности, президент Саргсян сообщил, что лидеры государств ОДКБ подписали документы о совместной подготовке военных кадров и стандартизации вооружений и военной техники.

Кроме того, стороны сошлись на стратегии ОДКБ до 2025 года. Над ней участники организации работали в течение пяти лет, и Саргсян назвал ее принятие одним из главных результатов сессии. По его мнению, принятие стратегии подтверждает роль ОДКБ как «важнейшего инструмента, способствующего поддержанию мира, стабильности и обеспечению безопасности, независимости и суверенитета стран-членов организации». Тут, возможно, Лукашенко и поспорил с армянским коллегой, но прессе об этом ничего неизвестно. Равно, как неизвестно содержание документа, над которым ОДКБ корпело полдесятка лет.

Еще одним «большим достижением» стало принятие решения о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ — из слов Саргсяна можно сделать вывод, что новая структура будет заниматься информационно-аналитической деятельностью «в режиме реального времени».

Выше уже было сказано, что вопреки анонсированным планам, отдельного заявления по карабахскому конфликту принято не было. Но понятно, что географическое название непризнанного конфликтного региона хоть как-то должно было прозвучать, и роль рупора пришлось взять на себя Саргсяну. Ничего нового он не сказал — только в очередной раз подтвердил, что члены ОДКБ выступают исключительно за мирное решение карабахской проблемы и «создание условий для продвижения мирного процесса».

В общем, что есть ОДКБ сегодня — не вполне понятно. Как сказал изданию Sputnik (Ереван) президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов, единой военной политики в рамках ОДКБ нет: «Если министры обороны договаривались о чем-либо, например, солидарно выступали против расширения НАТО, то дипломатические ведомства согласовать этот процесс не могли. Если Россия выступала против действий НАТО или США, то другие республики, если и поддерживали, то молчаливо». По его мнению, отсиживаться и отмалчиваться уже поздно — назрела необходимость противодействия операциям мягкой силы, в частности, американцев, «поставивших на поток уничтожение целых государств».

ОДКБ, полагает эксперт, должна стать ядром евразийской цивилизации, консолидировать вокруг себя все возможные силы и выступить защитником всего евразийского пространства: «Мир изменился. В настоящее время любая страна подвержена воздействию так называемых операций мягкой силы. Мир перестает быть западноцентричным — наступает мир Востока. Государства перестают играть роль главных субъектов международных процессов, в том числе в военной сфере, а транснациональные корпорации выходят на первый план. Они являются основными заказчиками войн, революций и провокаций».

Он также отметил, что Шанхайская организация сотрудничества обретает некие контуры организации коллективной безопасности, и ОДКБ уже с ней сотрудничает. И вообще, нужно иметь такую систему совместно с ШОС, и «туда мы должны входить не поодиночке, а единой, достаточно сильной структурой. Только тогда с нами будут считаться. Все это сейчас просто жизненно необходимо для нашего выживания и защиты нашего будущего». Все понимают, сказал Ивашов, реальность угроз безопасности, которые могут проявиться против каждого из членов ОДКБ.

Разумеется, в Азербайджане внимательно следили за сессией ОДКБ в Ереване, и сделали из нее довольно правильные выводы, хотя и в некотором роде «местечковые» — без глобального охвата проблем, стоящих перед организацией. В частности, депутат азербайджанского парламента Захир Орудж (его цитирует Haqqin.az) подметил, что Армении не удалось представить ОДКБ в качестве своего грозного союзника в противостоянии с Азербайджаном. Он назвал политической победой Баку тот факт, что на ереванской сессии не принято ни одного документа, поддерживающего Армению в вопросе Карабаха. А стремление армянских властей получить статус форпоста ОДКБ на Кавказе, сказал депутат, всего лишь «безуспешные потуги».

Он напомнил: во время недавней «апрельской войны» в зоне карабахского конфликта лидеры Белоруссии и Казахстана дали понять, что не намерены поддерживать Ереван, который не получил от ОДКБ ни военной, ни политической помощи. «Будь завтра война с Азербайджаном, на армянской стороне не будет ни белорусского танка, ни казахского солдата», — убежден политик. Более того, полагает Орудж, во время военного обострения конфликта даже Россия не стала помогать Армении вооружением.

Он также придерживается мнения, что России невыгодно чрезмерное давление на ОДКБ в вопросе поддержки Армении, поскольку это может вызвать откровенное недовольство Белоруссии, Киргизии, Казахстана, других стран, и привести, в итоге, к расколу ОДКБ в то время, как сохранение целостности этой организации чрезвычайно важно для стратегических интересов России.

Но тут возникает вопрос: о какой целостности ОДКБ идет речь, когда налицо все признаки морали басни Крылова про лебедя, рака и щуку? И вообще, если в случае с Арменией и ОДКБ «воз и ныне там», как поведут себя государства этой организации, если перед ними встанут более серьезные проблемы, чем армяно-азербайджанская свара, и какую «позу» примут те же Назарбаев и Лукашенко?

Говоря о позе. Как пишет Haqqin.az со ссылкой на «Фергану. ру», информация о болезни Нурсултана Абишевича стала первым официальным сообщением подобного рода за весь период его правления — видимо, настолько сильно ему не хотелось ехать в Ереван. Впрочем, «одновременно был отменен его визит в Азербайджан, но это, по всей видимости, издержки дипломатии».

По сообщению вышеуказанного азербайджанского издания, как только завершилась ереванская сессия, президент Казахстана вернулся к работе и провел, как минимум, две встречи. Отмечается также, что после четырехдневной «апрельской войны» Назарбаев «принципиально отказался ехать в Армению, чем обидел армянскую сторону, желавшую получить поддержку от союзников».

В общем, похоже на то, что в самом ОДКБ царит разлад, и в нем наличествуют «клубы по интересам». И для того, чтобы эта организация превратилась в по-настоящему единую структуру, должен грянуть очень сильный гром — причем один на всех.

Ирина Джорбенадзе