Posted 24 октября 2016,, 13:20

Published 24 октября 2016,, 13:20

Modified 31 января, 12:27

Updated 31 января, 12:27

АЭС не для всех

24 октября 2016, 13:20
Число работающих ядерных реакторов в мире сокращается, а их возраст увеличивается.

Международная группа независимых ученых представила недавно в Токио всеобъемлющий отчет (более 200 страниц) о состоянии мировой ядерной индустрии. Он включает в себя полный обзор всех атомных электростанций, в том числе информацию об их эксплуатации, производстве и строительстве. В докладе оцениваются ядерные гражданские программы в странах, где уже есть станции, а также в государствах — потенциальных новичках для возведения АЭС. Рассматривается также финансовое состояние многих крупнейших промышленных игроков в этом секторе. Особое внимание в обзоре сосредоточено на Китае, Франции, Бельгии, Японии и Соединенных Штатах Америки. Главными независимыми исследователями и экспертами при подготовке всеобъемлющего доклада о состоянии дел на АЭС мира выступили физики Майкл Шнайдер (Париж) и Энтони Фроггейт (Лондон).

Согласно отчету, сегодня в мире насчитывается 31 страна с атомными станциями (мизерное количество, учитывая, что в ООН зарегистрированы около 200 государств), на которых работают 402 реактора. Если сравнить с серединой 2015 года, то рост составляет 11 реакторов, а если с 1987-м, то их на четыре меньше. Ядерный ренессанс пришелся на 2002 год — тогда в мире работало 438 гражданских атомных реакторов, то есть на 36 больше, чем сегодня.

Годовая выработка электроэнергии на всех АЭС достигла 2 441 млрд кВт*ч в 2015-м, увеличившись на 1,3 процента по сравнению с предыдущим годом. Однако это оказалось на 8,2 процента ниже исторического пика в 2006-м. За глобальное увеличение выработки электроэнергии на АЭС в прошлом году полностью ответственен Китай — здесь производство выросло на 30 процентов.

Если говорить о доле ядерной энергетики в энергобалансе мира, то она оставалась стабильной в течение последних четырех лет — 10,7 процента. Однако отмечается, доля эта неуклонно снижается со времени исторического пика в 17,6 процента в 1996 году.

В мире выделяется так называемая «большая пятерка» по выработке «ядерного» электричества. Лидерами ее выступают США, затем идут Франция, Россия, Китай и Южная Koрeя. Сейчас они выдают «на-гора» более 70 процентов электроэнергии, выработанной в мире с помощью АЭС. И всего две страны — США и Франция — производят половину таковой. При этом на долю французов приходится 50 процентов по отношению ко всем государствам Европейского союза.

Семь стран достигли пика своей генерации «ядерной» электроэнергии в 1990-е годы — в том числе Бельгия, Канада, Япония и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Еще одиннадцать стали лидерами в период между 2001-м и 2010-м годами — Франция, Германия, Испания и Швеция. Последние пять лет максимальную генерацию «ядерной» электроэнергии показывают 14 стран. В этот список входят Китай, Индия, Россия, Южная Корея, Соединенные Штаты и страны с меньшими ядерными программами — Чешская Республика, Венгрия и Тайвань.

Как отмечается в отчете, 46 реакторов, которые были введены в эксплуатацию за последние десять лет (исключая два из них), находятся в Азии (Китай, Индия, Иран, Япония, Пакистан, Южная Корея) или Восточной Европе (Румыния, Россия). В это же время Китай запустил самый крупный флот своих атомных электростанций с 25 реакторами, что составляет более половины от общего числа вводимых во всем мире. За ним с большим отрывом идут Индия с шестью и Южная Корея с пятью реакторами.

Важное место в отчете о состоянии самой чувствительной индустрии занимают вопросы возраста ядерных реакторов и так называемого продления их «жизни». Учитывая, что в мире пока не появилось крупных программ нового строительства АЭС (кроме Китая), средний возраст действующего ядерного реакторного флота продолжает расти — к середине 2016 года он составлял 29 лет. Для понимания ситуации и перманентной проблемы безопасности следует отметить, что более половины от общего его числа (215 единиц) работают уже на протяжении свыше 30 лет. В том числе 59 реакторов достигли возраста свыше 40 лет, 37 из которых эксплуатируются в США.

Во многих случаях реакторы, которые уже выработали свой технический потенциал, заложенный при их проектировании, не закрываются, а сроки их службы продлеваются решениями правительств. Во всех странах это происходит по-разному. Например, в США на сегодняшний день 81 из 100 действующих реакторов уже продлена лицензия до 60 лет. Во Франции же реакторная «жизнь» может быть пролонгирована на десять лет. Однако национальные органы контроля над безопасностью АЭС считают, что нет никаких гарантий того, что все французские атомные реакторы пройдут тест на устойчивую работу до сорока лет. Кроме того, как полагают эксперты, предложения увеличить «жизнь» реакторов противоречат провозглашенной цели — уменьшить долю ядерной энергетики в общем потреблении во Франции с нынешних трех четвертей до половины к 2025 году. В соседней Бельгии власти также на десять лет продлили работу трех реакторов. Однако от своего решения поэтапно отказаться от ядерной энергетики к 2025 году пока не отказались.

Именно эта проблема — увеличение сроков работы действующих ректоров — вызывает у экспертов больше всего вопросов с точки зрения безопасности. Если бы сейчас все действующие реакторы были остановлены в конце их сорокалетнего срока службы (за исключением 59 единиц, которые уже работают в течение более 40 лет), то к 2020 году, сообщают авторы доклада, количество работающих снизилось бы на 22 единицы. Однако замечу, если бы остановить и те 59 реакторов, которым срок эксплуатации уже продлен до 40 и больше лет простым росчерком пера, то в ядерной энергетике (и в жизни некоторых особо реакторозависимых стран) возникли бы большие проблемы. То есть речь идет о том, что ядерщики, насаждая свои АЭС, меньше всего думают, что и как будет с ними через десятилетия, когда эти реакторы «постареют». Проблема безопасного вывода АЭС из рабочего состояния до превращения ее площадки в зеленую лужайку все еще стоит остро. И процесс этот, по оценкам экспертов, занимает до 120 лет. (В докладе этот вопрос детально не рассматривается.) Нетрудно представить, какой коллапс в жизни вообще и в индустрии, в частности, случился бы, если бы в одночасье были остановлены более 200 атомных реакторов на АЭС, работающих уже более 30 лет.

В прошлом году в мире началось строительство восьми новых реакторов, шесть из которых — в Китае, по одному в Пакистане и Объединенных Арабских Эмиратах. Если сопоставить с предыдущими годами, то окажется, что только Китай начал строить десять единиц в 2010 году и еще столько же — в 2013-м. Исторический анализ показывает, что пик строительства АЭС достиг в 1976 году, когда в мире одновременно началось возведение 44 реакторов.

Однако наряду со строительством новых реакторов происходила и их приостановка и даже остановка, несмотря на уже вложенные деньги. Как отмечают авторы, в период с 1977-го по 2016 год работы на 92 из всех строительных площадок были остановлены или приостановлены в 17 странах мира — на различных стадиях.

Как следует из отчета международной группы ученых, если одни страны стремятся попасть в элитарный клуб ядерных государств, разрабатывая свои программы по строительству АЭС, то другие, давно уже клубные, принимают решения о закрытии реакторов. Пять стран — Япония, Швеция, Швейцария, Тайвань и США — в восьми случаях отказались от пролонгирования их работы. А Калифорния (США) и Тайвань объявили о поэтапном выходе из ядерной гражданской программы.

В девяти из 14 стран, возводящих реакторы, все проекты по их строительству задержаны на несколько лет. Шесть из них — более чем на десять лет, три, в том числе, на 30. И Китай не исключение, кстати. По крайней мере, возведение десяти из 21 реактора отложено до лучших времен. Указывается также, что за исключением Беларуси и Объединенных Арабских Эмиратов все потенциальные для строительства АЭС страны-новички отсрочили решения по их возведению. Чили приостановила, а Индонезия и вовсе запретила атомное «благолепие».

Из новых государств, активно стремящихся войти в клуб имеющих собственную АЭС, замечены только Беларусь и ОАЭ. Все еще в статусе кандидатов на посвящение пребывают потенциальные новички — Бангладеш, Египет, Иордания, Польша, Саудовская Аравия, Турция и Вьетнам. Для этих стран разрабатываются, хотя и очень медленно, программы их ядерного развития в гражданской сфере.

Тем не менее, сегодня, как и в предыдущие годы, 14 стран возводят у себя АЭС. По состоянию на июль 2016 года 58 реакторов пребывали в стадии строительства. Суммарная мощность будущих атомных электростанций составляет 56,6 ГВт. Все рекорды бьет сейчас Китай — больше трети из строящихся АЭС возводится в Поднебесной. (Заметим, все они начали возводиться до аварии на японской АЭС «Фукусима».) Если производство атомной энергии возросло в мире на 1,3 процента, то в Китае — на 31. В прошлом году Пекин выделил на возведение только шести ядерных реакторов 18 миллиардов долларов. При этом на программы по возобновляемым источникам энергии китайцы потратили сто миллиардов.

В международном отчете почти не уделяется внимания проблемам строительства АЭС в РФ и Россией — за рубежом. Между тем, многие из стран — потенциальных новичков для возведения атомных станций, отложивших пока свои решения о вступлении в клуб ядерных государств по признаку АЭС, — были обласканы российскими атомщиками, обещающими своим возможным партнерам златые горы (радиоактивных отходов) и еще недавно готовыми, кажется, строить ядерные реакторы едва ли не для папуасов. Лишь бы те согласились.

Алла Ярошинская