Posted 24 октября 2016,, 17:22

Published 24 октября 2016,, 17:22

Modified 31 января, 12:27

Updated 31 января, 12:27

Пора разводиться

24 октября 2016, 17:22
Почти месяц в Донбассе продолжается отведение сил в трех «пилотных» зонах. Судя по скорости этого процесса, сторонам конфликта еще долго предстоит стоять друг напротив друга с оружием в руках.

Самопровозглашенные республики Донбасса были «обрадованы» договоренностью лидеров «нормандской четверки» о том, что полицейская миссия в регионе все же может быть в итоге размещена. А ведь это именно то положение, против которого категорически выступало руководство ДНР и ЛНР, однако теперь его поддержала и Россия, что подтвердил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Путин согласился с этим предложением в ходе переговоров. В данном случае есть понимание о позитивности размещения миссии», — сказал он.

Правда, «независимые республики» почти что сразу же «успокоила» канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая отметила, что на встрече в Берлине говорилось, прежде всего, о выборах, а вопрос о полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе пока не является актуальной темой. «Но сегодня это не имело абсолютной срочности. Сначала нужен закон о выборах», — отметила она.

«Разговоры о вооруженной миссии ОБСЕ — это очень-очень далекая перспектива», — заявил по этому поводу на заседании своего Совмина, видимо, «успокоенный» глава ЛНР Игорь Плотницкий, не вдаваясь больше ни в какие подробности. Впрочем, эксперт политической подгруппы от Украины на минских переговорах Ольга Айвазовская поделилась с журналистами мнением, что вооруженная миссия может появиться в Донбассе уже через 3-6 месяцев, ну уж максимум — через год.

После встречи в Берлине с неожиданным комментарием вдруг выступил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Он сказал, что «выборы на оккупированных территориях Донбасса могут быть до передачи границы украинским пограничникам». «Минские договоренности никто не менял, и никто не позволит их менять в нашу пользу, и никто не позволит менять соответствующую очередность», — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.

Договоренность об этом и впрямь была, но слова министра многими в Киеве были восприняты как «отступление». Например, советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк и вовсе назвал их «бредом». «Сначала выборы — потом контроль над границей?! Это бред и это недопустимо! Такое решение не пройдет в Раде ни при каких обстоятельствах. Голосов на это не будет», — написал Шкиряк на своей странице в Facebook.

При этом он отметил, что для обеспечения безопасности проведения выборов нужно как минимум 30 тыс. представителей ОБСЕ, усомнившись однако, что даже такая масштабная миссия будет эффективна. Также он подчеркнул, что Европа вряд ли будет финансировать такое мероприятие. В самой же ОБСЕ напомнили, что перед тем, как отправлять полицейских в Донбасс, нужно получить согласие всех 57 стран-участниц организации.

Впрочем, «уступчивость» Климкина, была практически сведена на нет очередными заявлениями Порошенко. Украинский президент напомнил о Дебальцево, которое перешло под контроль ДНР уже после подписания минских соглашений, потребовав его назад, а также он заявил о необходимости взятия под контроль российско-украинской границы еще до выборов полицейскими ОБСЕ.

«На первом этапе, этапе до выборов, мы должны получить контроль над границей со стороны вооруженной миссии ОБСЕ. Это записано в Минске, я на этом всегда настаивал. Контроль со стороны вооруженной миссии ОБСЕ должен прекратить инфильтрацию российских войск, российского вооружения, российской амуниции. Вооруженная миссия ОБСЕ на постоянной основе должна стать на границу и перекрыть поставки», — отметил президент.

«Никто не согласится на такое. Это же прямой суицид. Нас зажмут в кольцо. Думаю, даже выборов тогда не будет, ВСУ пойдут в наступление и на зачистку Донбасса. В это время ОСБЕ и ЕС будут просто высказывать свою обеспокоенность, как они это умеют делать», — говорит «Росбалту» военнослужащий Народной милиции ЛНР.

«Не думаю, что будут желающие среди наблюдателей побегать с автоматом по Донбассу. Чем он их защитит? Когда идут обстрелы из тяжелых орудий, автомат не поможет. Говорят, мол, они обеспечат безопасность на выборах. Безопасность кого и от кого? Если от нас, то мы для своих людей опасности не несем. Если ОБСЕ хочет защищать избирателей от атак ВСУ, то автоматы против артиллерии тут не помогут. Бред, в общем. Выглядит смешно, все равно, что охота первобытного человека на мамонта с камнем в руках», — отмечает его сослуживец.

При этом оба наших «эксперта» уверены, что муссирование темы о размещении миссии со стороны Украины ничто иное, как очередная попытка затянуть выполнение «Минска-2».

Впрочем, какие там выборы, если боевые действия на линии соприкосновения никак не утихают. Если на «границе» между Украиной и ЛНР относительно спокойно, то под Донецком раздаются залпы. В нарушении перемирия, как всегда, стороны обвиняют друг друга. В такой обстановке удивительно, что подписанное 21 сентября в Минске соглашение о разведении сил и средств на трех участках — в селе Петровском в Донецкой области, в городе Золотом и поселке городского типа Станица Луганская в области соседней — хоть как-то, со скрипом, но продвигается. Только «скрип» уж очень большой.

Предполагалось, что стороны отведут войска на 2 км «вглубь и вширь» от своих нынешний позиций в этих населенных пунктах. Начало разведения анонсировали на 1 октября, однако в тот день военные начали отходить от линии соприкосновения лишь в Золотом, хотя и в Станице, и в Петровском ополченцы также запустили в небо белые ракеты, что означало — «мы готовы».

В общем, в итоге кое-как стороны конфликта все же разошлись в районе Петровского и Золотого, а камнем преткновения осталась Станица Луганская. Здесь «развестись» не удалось и по сей день. Вновь и вновь Киев заявляет об «очередной атаке боевиков» и невозможности в связи с этим отводить свои подразделения. В ЛНР, разумеется, уверяют, что обстрелы Станицы ведет украинская сторона, ОБСЕ же лишь констатирует: «стреляли».

Что сейчас происходит на линии разграничения, сотрудники миссии, кажется, понимают весьма приблизительно. При этом первый замминистра обороны Украины Иван Руснак официально сообщил, что разведение сил в зоне проведения АТО происходит «по плану Генерального штаба», а представитель ЛНР на Минских переговорах Владислав Дейнего уверяет, что Киев и не собирается выполнять решение о разведении сил и средств, поскольку не контролирует собственных силовиков.

«Народные наблюдатели» никаких изменений на украинской стороне в этом районе не видят. «Ежедневно хожу в Луганск и обратно, торгую на рынке. Украинские солдаты не только не собираются отходить, они еще и активно окапываются по вечерам», — рассказала «Росбалту» станичанка Валентина.

В свою очередь командование ЛНР регулярно сообщает о начале отвода. Со стороны Луганска даже перекрывали движение автобусов на время предполагавшегося прохода техники, и пересекающие линию разграничения жители были вынуждены идти пешком. А ведь от блокпоста ЛНР до Луганска около 10 км. «Ехали с мужем к дочке в Луганск. Попали как раз в то время, когда собирались отводить технику. Автобусов не было, постояли немного и пришлось идти пешком. На Луганск тогда шли толпы народа, кто с мешками, кто с сумками. Люди еле тащили все это. А идти еще и под гору. Правда, шли мы недолго, наверно около часа. Потом транспорт ходить начал», — вспоминает уроженка Сватово Юлия Александровна.

«Кажется, что это никогда не решится. Мы так и зависнем в воздухе в том состоянии, что и сейчас. Словами на переговорах никак не договорятся. А у нас все устали от неизвестности, от угрозы новых боев. Так может пусть лучше в Берлине или Минске переговорщики сами подерутся и так решат, кто сильней и кому выбирать условия? — иронизирует луганчанка Анна, предлагая свой «вариант» разрешения ситуации.

В Станице Луганской конфликтующие стороны разделяют всего 150-200 метров взорванного автомобильного моста, который сегодня стал «пешеходной дорожкой». Даже нагруженный человек переправляется по нему всего за 2-3 минуты, а вот сколько же времени потребуется, чтобы преодолеть пропасть, возникшую между «республиками» и Украиной, сегодня не скажет никто.

Валерия Разина, Донбасс

Фото автора